Концептуальные основания и подходы



Скачать 115.8 Kb.
Pdf просмотр
страница1/6
Дата28.07.2018
Размер115.8 Kb.
  1   2   3   4   5   6


2012

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.

Серия

Е
36
УДК 373.013
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПОДХОДЫ

Е.А. КАПРАНОВА
(Академия последипломного образования, Минск)

Рассматриваются концептуальные основания интерактивного обучения, его теоретические ис-
токи, генезис и эволюция взглядов ученых на интеракцию. Основной акцент делается на работы зару-
бежных социологов и социальных психологов, стоявших у истоков символического интеракционизма.
Дана содержательная характеристика исходных позиций представителей символического интеракцио-
низма, их вклада в развитие, интерпретацию и популяризацию идей концепции Дж. Мида. Показывается
палитра взглядов ученых, принадлежащих к разным научным школам, разнообразие подходов к трак-
товке сущности и природы интерактивного взаимодействия, группового и ролевого обучения. Раскры-
вается значение исследований социальных психологов, социологов, педагогов ХХ века для современной
системы образования, работающей в режиме инновационного поиска, апробации новых технологий обу-
чения, основанных на сотрудничестве и диалоге с обучаемыми.

Введение. Термин интерактивное обучение является сравнительно новым в педагогике. Он появился в педагогическом лексиконе в е годы ХХ века, когда понятийное пространство педагогики стало интенсивно осваиваться смежными науками (философия, социология, психология, экономика и др. Считается, что само понятие интерактивное обучение происходит от термина «интерактивность», заимствованного из научного направления в социологии. Интерактивное обучение отражает новое содержание учебного взаимодействия преподавателя и обучаемых входе образовательного процесса. Это обучение, погруженное в общение, при этом погруженное не означает замещенное общением. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы и методы обучения с транслирующих (передаточных) на диалоговые, те. основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Относительно появления данного термина существуют разные версии. В научной литературе достаточно часто встречается упоминание о том, что идея интерактивного обучения возникла в середине х годов с началом развития сети Интернет. В связи с этим ряд специалистов трактует данный термин как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Одновременно существует точка зрения, не связывающая интерактивное обучение конкретными сроками появления, и как следствие, более широкое толкование термина, которое рассматривает его как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) [1]. На сегодняшний день в педагогической науке сложилась любопытная ситуация существует множество методических разработок по проблеме интерактивного обучения, между тем как целостная общепризнанная теории интерактивного обучения отсутствует. Этот факт признают большинство специалистов. Какова причина этого Почему, несмотря на двадцатилетний период увлечения интерактивными технологиями, мы до сих пор мы не имеем общепризнанной теории, основанной на четкой методологической базе, принципах и подходах Ответ на этот вопрос, по нашему мнению, кроется в истоках проблемы, а именно в истории развития взглядов ученых на интеракцию, обучение в группе и ролевые игры.
Основная часть. Концептуальной основой интерактивного обучения стал символический интерак- ционизм (от англ. interaction – взаимодействие) – теоретико-методологическое направление в американской социологии, социальной психологии и культурологии, сформировавшееся в Чикаго в 20 – х годах
ХХ века. Данное направление исходит из того, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на определенных социальных символах – языке, телодвижениях, жестах, культурных символах и т.д. Символический интеракционизм основывается наследующих постулатах:
- природа человека социальна;
- социализация и самоопределение личности зависят прежде всего от ближайшего социального окружения, от первичных социальных групп, внутри которых человек пребывает
- взаимопонимание во взаимодействии личности с другими людьми зависит от знания языковых и поведенческих символов, принятых в данной социальной среде
- отношение личности к другому человеку предопределяется не тем, чем тот является на самом деле, а образом другого, представлением о нем, живущем в сознании этой личности


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница