Концепция региональной системы оценки качества образования ростовской области



Скачать 279.17 Kb.
страница1/8
Дата01.08.2018
Размер279.17 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8

ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Введение

Качество образования в современных условиях является одной из тех важных характеристик, которая определяет конкурентоспособность образовательных организаций, эффективность решения задач социально-экономического развития региона.


В соответствии с Федеральным законом « Об образовании в Российской федерации» и Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы предусмотрены существенные изменения в различных звеньях образовательной системы, которые должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов системы образования.

На уровне Правительства Российской Федерации, в рамках одобренных приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, отдельной задачей выделяется реализация общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).

В рамках ОСОКО создается региональная система оценки качества образования (РСОКО), что дает органам управления образованием на уровне регионов рычаги оценки и управления качеством образования

Несмотря на необходимость создания региональной системы оценки качества образования, в настоящее время в Ростовской области еще не сформирована единая модель РСОКО, не определены концептуально-методологические механизмы повышения качества образования и подходов к его измерению и оценке, не разработан стандартизированный инструментарий оценки качества образования (ОКО). Деятельность различных организаций, занимающихся проблемами ОКО, слабо координируется; отсутствует инструментарий для обеспечения сбора объективной информации в регионе, ее обработки и анализа. Отмечается также недостаток квалифицированных кадров в данной области.




  1. Основные положения РСОКО

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса личностным ожиданиям субъектов образования, социальным запросам и государственно-нормативным требованиям.



Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств (рисунок 1):

  • качества нормативно - правовой базы;

  • качества образовательной программы;

  • качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

  • качества потенциала обучающихся (на входе учебного заведения - качества потенциала учащихся и абитуриентов, на выходе - качества потенциала выпускников);

  • качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных помещений, транслируемых знаний и др.);

  • качества образовательных технологий;

  • качества информационно - технологического обеспечения (в том числе обеспечения информационной безопасности);

  • качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).



Рисунок 1. Составляющие региональной системы

оценки качества образования.


Оценка качества образования подразумевает оценку качества различных достижений обучающихся (учебных, творческих, спортивных и др.) и оценку качества собственно образовательного процесса в организациях. Данная оценка проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Федеральные государственные образовательные стандарты - совокупность требований к образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.

В основе региональной системы оценки качества образования лежат следующие принципы (рисунок 2).

Рисунок 2. Принципы системы оценкии качества образования



Целями системы оценки качества образования в образовательной организации являются:

  1. Получение объективной информации о качестве образовательного процесса в организации, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.

  2. Принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования.

  3. Повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных для них решений (по продолжению образования или трудоустройству).

  4. Создание общих механизмов оценки качества деятельности организаций внутри единого образовательного пространства региона.

  5. Обеспечение объективности оценки обучающихся во время итоговой аттестации и при приеме в образовательные учреждения всех уровней.

  6. Разработка системы измерителей для различных пользователей, позволяющих эффективно реализовывать основные цели образовательного процесса, согласно образовательной программе (инновационной программе развития) учреждений образования области.

Основными задачами системы оценки качества образования в образовательной организации являются:

  • приведение условий обучения и воспитания обучающихся в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, приоритетами развития системы образования Ростовской области и социальному запросу населения;

  • информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга эффективности работы образовательных организаций;

  • определение формата собираемой информации и разработка технологии её использования в качестве информационной основы для принятия управленческих решений;

  • выявление факторов, влияющих на повышение качества образования обучаемых;

  • разработка механизмов общественной экспертизы в условиях гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования;

  • принятие обоснованных управленческих решений и обеспечение государственно-общественного характера управления образовательными учреждениями на основе системы оценки качества образования в образовательных организаций;

  • определение рейтинга школы и стимулирующих выплат педагогическим работникам по результатам реализации мониторинга.

Исходя из целей и задач системы оценки качества образования в организации, объекты данной оценки представлены тремя основными элементами:

  • образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых не предусмотрены федеральные государственные образовательные стандарты);

  • образовательные организации и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий;

  • индивидуальные образовательные достижения обучающихся (под обучающимися понимаются, как те, кто уже завершил освоение той или иной образовательной программы, так и те, кто находится на различных промежуточных этапах обучения).

Потребители результатов деятельности РСОКО:

  • обучающиеся и их родители (законные представители);

  • органы законодательной и исполнительной власти;

  • ведомства (федерального и регионального подчинения), осуществляющие контрольные функции;

  • муниципальные органы управления образованием;

  • образовательные и научные организации;

  • работодатели и их объединения;

  • общественные организации, заинтересованные в ОКО;

  • средства массовой информации;

  • иные лица, заинтересованные в ОКО.




  1. Модель региональной системы оценки качества образования

Модель РСОКО включает в себя следующие компоненты: оценку качества результатов деятельности образовательных организаций в рамках образовательного пространства Ростовской области; общественно-государственную оценку качества деятельности региональной системы образования; документы проектно-программного характера, одобренные на уровне области, легитимизирующие деятельность системы образования по повышению качества образовательной и управленческой деятельности (рисунок 3).




РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ

внешние

ПОКАЗАТЕЛИ

ЗАПРОСЫ: государства; органов управления образованием разного уровня; обучающихся и их родителей; работодателей; иных лиц заинтересованных в оценке качества образования.

на областном уровне




    1. Оценка качества результатов деятельности образовательных организаций в рамках образовательного пространства Ростовской области



на муниципальном уровне



на уровне образовательных

организаций



внутренние


2. Формы и механизмы общественно-государственной оценки качества деятельности региональной системы

образования




публичные отчеты руководителей



общественно-профессиональные слушания



ПРОДУКТЫ РСОКО, предъявляемые заказчикам и потребителям услуг

3. Документы проектно-программного характера, одобренные на уровне области, легитимизирующие деятельность системы образования по повышению качества

образовательной и управленческой деятельности

аналитические отчеты и исследования

обсуждение проблем и результатов в области качества образования

работа комитетов и комиссий на местном и краевом уровне

публикации в СМИ и Интернете



Управленческие решения по повышению качества образования в регионе

Рисунок 3. Модель региональной системы оценки качества образования.

1. Оценка качества результатов деятельности образовательных организаций в рамках образовательного пространства Ростовской области (на областном и муниципальном уровне; на уровне отдельных ОО; в различных сегментах системы образования).

Для объективной оценки деятельности региональной системы образования целесообразно применить методологию и методику науки квалитологии.



Квалитология – наука о качестве; квалиметрия - отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества; метрология - отрасль науки, изучающая и реализующая методы измерения качества; теория управления — это наука, изучающая: процессы управления в социально-экономических системах; содержание и форму управленческих отношений, законы и закономерности их возникновения и развития; принципы эффективного управления (рисунок 4).


Каталог: documents -> index.php -> Система%20оценки%20качества%20образования
documents -> Положение о научно-методической работе преподавателей
documents -> Тесты для проверки самостоятельной подготовки студентов 1 курса социологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова по курсу «Общая социология»
Система%20оценки%20качества%20образования -> Концепция развития «Регионального центра оценки качества образования Ростовской области»
index.php -> Классный час «Жизнь это бесценный дар»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница