Концепция развития электронного здравоохранения Республики Беларусь на период до 2022 года



Скачать 427.9 Kb.
страница1/3
Дата05.07.2018
Размер427.9 Kb.
  1   2   3

КОНЦЕПЦИЯ

развития электронного здравоохранения Республики Беларусь на период до 2022 года

ГЛАВА 1


ВВЕДЕНИЕ

С развитием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) электронное здравоохранение становится объективной реальностью, обеспечивает полноту и достоверность медицинской информации, существенно улучшает качество оказания медицинской помощи. Внедрение электронного здравоохранения зависит от развития ИКТ в Республике Беларусь, включая проникновение в районные центры широкополосного доступа к сети Интернет и создание новых медико-информационных прикладных технологий обслуживания пациентов и организаций здравоохранения1. Внедрение современных ИКТ обеспечивает значительные преимущества как для достижения целей в области здравоохранения, так и для более эффективного использования ресурсов, в первую очередь, финансовых.

ИКТ позволят повысить качество оказания медицинской помощи, в том числе оперативность проведения профилактических и лечебно- диагностических мероприятий, оптимизировать трудозатраты медицинских работников и административно-управленческого персонала при оказании медицинской помощи пациентам.

Цель реализации Концепции развития электронного здравоохранения в Республике Беларусь до 2022 года (далее - Концепция) - содействие совершенствованию качества медицинской помощи, посредством прямого обмена информацией между всеми уровнями оказания медицинской помощи и внедрения системы информационной поддержки клинических решений.

Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ) и Международный союз электросвязи (далее - МСЭ) признали важность сотрудничества в области электронного здравоохранения в резолюциях своих руководящих органов. Эти документы побуждают страны разрабатывать национальные стратегии в области электронною здравоохранения. По оценкам ВОЗ, в настоящее время более 60% стран разрабатывают или реализуют собственные стратегии в области электронного здравоохранения. США, Канада и страны ЕС воплощают национальные программы информатизации здравоохранения.

Настоящая Концепция разработана в соответствии со следующими документами: «Основы политики и стратегия Здоровье-2020» (утвержден Европейским региональным комитетом ВОЗ, 2012 г.), Программа социально- экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 года №466, которой предусматривается создание централизованной информационной системы здравоохранения (далее - ЦИСЗ) для формирования единого информационного архива пациентов и обмена медицинскими данными, а также в соответствии с рекомендациями по созданию национальной стратегии электронного здравоохранения, предоставленными ВОЗ и МСЭ.





Создание ЦИСЗ соответствует стратегической цели развития системы здравоохранения, предусмотренной Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (далее - НСУР), одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2017 года №10) - увеличение продолжительности здоровой жизни населения.

В качестве основных критериев эффективности и качества развития системы здравоохранения в соответствии с НСУР выступают:

сокращение существующего разрыва в показателях состояния здоровья населения Республики Беларусь и европейских стран;

увеличение продолжительности жизни населения, скорректированной с учетом нарушений здоровья (DALE) до 69 лет в 2030 году (против 61,7 года в 2012 году);

снижение уровня заболеваемости на 10 процентов и тяжести первичной инвалидности населения до 60 процентов к 2030 году.

Серьезным фактором, затрудняющим создание ЦИСЗ, является отсутствие стандартов в сфере электронного здравоохранения и регламентов обмена электронной медицинской информацией.

Изменить сложившееся положение возможно путем создания ЦИСЗ, что создаст возможности для эффективного и своевременного использования медицинской информации и будет способствовать повышению качества медицинского обслуживания населения.

Концепция направлена на реализацию задач, предусмотренных Стратегией развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 — 2022 годы, утвержденной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 03.11.2015 № 26), включая:

комплексную автоматизацию организаций здравоохранения преимущественно на основе портальных решений и веб-технологий;

обеспечение взаимодействия организаций здравоохранения в рамках единого информационного пространства;

внедрение электронной медицинской карты гражданина Республики Беларусь, включая разработку правового режима ее использования; развитие проекта по использованию электронных рецептов; развитие средств телемедицины, в том числе для обеспечения возможности консультирования пациентов в режиме реального времени и удаленного мониторинга состояния здоровья пациентов с хроническими заболеваниями.

В настоящей Концепции применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении», Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «Об информации, информатизации и защите информации», Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 2014 года №46 «Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий», а также следующие термины и их определения:

единое информационное пространство здравоохранения (электронное здравоохранение) - совокупность информационных систем и ресурсов, ИКТ, функционирующих в отрасли здравоохранения на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей;

Центральная Платформа (далее - ЦП) - автоматизированная информационная система верхнего уровня ЦИСЗ, обеспечивающая централизованный сбор, обработку и хранение информации;

единый информационный архив пациентов - совокупность структурированных и неструктурированных электронных медицинских документов размещенных на ЦП;

интегрированная электронная медицинская карта (ИЭМК) - структурированная совокупность электронных медицинских документов, формируемая путем интеграции в различных организациях здравоохранения медицинских документов, относящихся к одному пациенту и предназначенная для дальнейшего использования и создания единого информационного архива пациентов;

медицинская информационная система (далее - МИС) - совокупность информационных, организационных, программно-технических средств, предназначенная для комплексной информационной поддержки процессов деятельности организации здравоохранения;

Республиканская Платформа - облачный дата-центр, предназначенный для создания любых прикладных ИТ-ландшафтов в виде виртуальных машин, виртуальных дисков и виртуальных сетей, объединенных в необходимую клиенту ИТ-инфраструктуру. В соответствии Указом № 46 Президента Республики Беларусь от 23 января 2014 г. государственные органы власти обязаны использовать для размещения своих серверных мощностей Республиканскую Платформу.

ЦИСЗ - ЦП, комплекс взаимодействующих МИС и информационных ресурсов здравоохранения, функционирующих в рамках единого информационного пространства здравоохранения;

электронная медицинская карта (ЭМК) - структурированная совокупность электронных медицинских документов, оформляемых при обращении пациента в организацию здравоохранения.

Определения иных терминов могут содержаться в отдельных главах настоящей Концепции.

ГЛАВА 2


АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В МИРЕ И БЕЛАРУСИ

2.1. Информатизация здравоохранения в мире.

Электронные медицинские карточки, телемедицинские консультации, запись на прием к врачу-специалисту посредством сети Интернет - эти услуги стали привычной частью жизни граждан экономически развитых государств.

ЕС, США и Канада опережают страны СНГ в развитии электронного здравоохранения. Вопросы создания полноценных клинических информационных систем, то есть систем, работающих в комплексе с лабораторными и радиологическими информационными системами, для них уже не являются приоритетными.

К наиболее обсуждаемым тенденциям относятся: облачные технологии и веб-сервисы, дистанционное взаимодействие врача-специалиста и пациента - телемедицина, мобильное здравоохранение.

Поэтому во многих странах Европы и США центральным элементом концепции электронного здравоохранения стала интегрированная электронная медицинская карта. В нее передается информация, которая оформлена в виде структурированных электронных медицинских документов. ИЭМК является полным и целостным источником всех

медицинских данных о пациенте.

Использование принятых международных стандартов, прежде всего HL7 v3.0, HL7 FHIR, DICOM, позволяет наладить межгосударственное сотрудничество в области здравоохранения. Так, известным проектом по трансграничной передаче информации о пациенте и электронных рецептах является европейский проект epSOS, завершившийся в 2014 году. В качестве его преемника предполагается проект Trillium Bridge.

В Великобритании реализована программа NHS (англ. National Health Service, Национальная служба здравоохранения) Connecting for Health с объемом инвестиций порядка 25 миллиардов долларов США до 2016 года при численности населения в 63,2 миллиона человек. Аналогичные программы выполняются во всех странах Организации экономическою

сотрудничества и развития.

В Европе, помимо национальных программ, реализуется единая программа электронного здравоохранения Европейского Союза. Ее первоочередными задачами являются:

стандартизация;

обеспечение страхового покрытия независимо от местонахождения пациента;

обработка медицинской информации о пациенте с использованием ИКТ.

Объем инвестиций Евросоюза в рамках общеевропейской программы электронного здравоохранения (без учета аналогичных национальных программ) уже составил около 317 миллионов евро (ВОЗ, 2016).

Аналогичная комплексная программа реализуется в США. В ней предусматривается создание сегмента информационной системы в сфере здравоохранения в рамках электронного правительства. Общие потребности в инвестициях в электронное здравоохранение оцениваются в 21,6 - 43,2 миллиарда долларов на ближайшее десятилетие. Приоритетными направлениями являются следующие:

электронный паспорт здоровья (EHR - от англ. Electronic Health Record);

национальная информационная инфраструктура в интересах здравоохранения;

региональные центры медицинской информации (RHIOs - от англ. Regional Health Information Organization);

электронный обмен медицинскими данными.

Согласно экспертным оценкам, полномасштабное внедрение ИКТ в здравоохранение США может привести к экономии до 77 миллиардов долларов ежегодно.

Аналогичные исследования в Германии, с населением около 81 миллиона человек, оценивают экономию расходов при переходе на электронное здравоохранение в размере до 30% от текущих затрат. В частности, внедрение электронного рецепта позволяет экономить порядка 200 миллионов евро в год. Снижение расходов, связанных с выбором неправильного метода лечения, исключение избыточных процедур и лекарственных средств позволяет экономить около 500 миллионов евро ежегодно, а экономический эффект от выявления и предотвращения страховых махинаций составляет около 1 миллиарда евро в год.

Существенных успехов в реализации национальных программ электронного здравоохранения уже достигли такие страны как Дания, Норвегия, Румыния и Швейцария. Эти государства наиболее близки по территории и численности населения к Республике Беларусь.

Болгария, например, решила инкорпорировать электронные медицинские карты в национальный медицинский портал. ЭМК представляет собой онлайновое хранилище, в которое могут загружаться не только электронные копии рецептов, заметок врачей-специалистов, сведения об иммунизациях, но рентгено- и электрокардиограммы. Решение о том, кому предоставить доступ к информации из ЭМК, принимает пациент. Портал находится в стадии пилотного тестирования, по итогам которого будет принято заключение о его полномасштабном внедрении.

Власти Румынии с проектом по созданию общенационального ресурса ЭМК связывают надежды на дальнейшее повышение эффективности национальной системы здравоохранения, распространению ИКТ в медицине и достижению совместимости уже действующих МИС. ЭМК станет в хронологическом порядке отражать историю лечения пациента и предоставит врачам-специалистам быстрый доступ к другим сведениям о нем: аллергиях и иммунизациях, результатах лабораторных исследований и прохождении медицинских процедур. Стоимость проекта в части ведения единой ЭМК пациента оценивается в 38 миллионов евро.

Эстонская система здравоохранения является одной из самых прогрессивных в Европе. В центральной базе данных здоровья собирается информация о каждом жителе на основе персональных идентификаторов. База охватывает всю страну и регистрирует истории болезни от рождения до смерти. В нее может быть добровольно добавлена информация с мобильных приложений таких, как пульсометр, шагомер. Конфиденциальный доступ ко всей медицинской информации о пациенте предоставляется через порталы страны http://www.eesti.ee или http://www.digilugu.ee посредством идентификационной карты пациента.

Вся электронная медицина для граждан объединена в систему e-tervis, которая предоставляет сразу четыре услуги: электронная история здоровья, электронная регистратура клиник, база цифровых снимков и электронный рецепт. Практически 100% рецептов выписываются в электронном виде и обслуживаются всеми аптеками страны.

Хорватия наравне со странами Северной Европы занимает лидирующие позиции среди 35 европейских стран по 100% обеспечению электронными рецептами, согласно отчетности ЕС за 2015 - 2016 годы. Хорватское приложение «Электронный рецепт» протестировано на предмет совместимости в рамках крупномасштабного проекта epSOS. Хорватская центральная система, построенная на стандарте HL7, является одной из первых систем, успешно реализованных на страновом уровне в Европе.

Интересен опыт Казахстана и Швеции, где специально для целей информатизации здравоохранения созданы Центры национального уровня по внедрению ИКТ в сферу здравоохранения. Они объединяют различные региональные организации и властные структуры. Эти Центры вырабатывают практические решения для регионов страны. Кроме того, в Швеции созданы специальная организация по менеджменту проектов в рамках национальной стратегии электронного здравоохранения, а также организация, ответственная за электронную выписку рецептов. В общей сложности на ИКТ в здравоохранении Швеции выделяется от 2% до 3% всех расходов страны на медицину, и уже в ближайшее время эта цифра должна вырасти до 7 - 8%.

Отличительными особенностями формирования электронного здравоохранения в странах ЕС являются следующие:

развитая информационная инфраструктура и наличие высокоскоростных каналов связи;

высокий уровень компьютерной грамотности, как медицинского персонала, так и населения в целом;

легкость доступа к сети Интернет;

широкое вовлечение ключевых бенефициаров (медицинских работников, менеджеров здравоохранения всех уровней, пациентов, общественности) в процессы разработки, внедрения и развития информационных систем;

длительный период разработки политики и нормативной правовой базы проектов;

осторожное внедрение пилотных проектов, как правило, на базе одной или нескольких организаций здравоохранения.

Анализ состояния электронного здравоохранения стран СНГ выявил ряд общих проблем:

информационные ресурсы и технологии обработки информации в здравоохранении разрабатывались без обеспечения требуемого уровня централизации и координации работ;

не развиты системы отраслевых стандартов и регламентов, вследствие чего не решена задача оперативного защищенного обмена электронными данными;

имеющиеся на рынке прикладные решения для медицинских организаций преимущественно были ориентированы на работу со слабо структурированными данными;

хранимые электронные документы и записи, за редким исключением, являлись вторичными по отношению к документам на бумажном носителе и

не имели юридической значимости;

информационные системы проектировались и разрабатывались децентрализовано при отсутствии единой методологии, а потому не позволяли рассматривать и анализировать деятельность системы здравоохранения в целом.

Перечисленные проблемы свидетельствовали о необходимости коренного изменения подхода к информатизации отрасли, усиления координирующей роли государства и создания национальной информационной системы электронного здравоохранения.

Поэтому в отдельных странах СНГ - Армении, Казахстане и России - были приняты основополагающие документы по построению национальных систем электронного здравоохранения. В связи с узостью внутреннего рынка

Армения намерена сформировать общие рынки в сфере здравоохранения с соседними странами, в частности с Грузией.

Армения внедрила интегрированную информационную систему здравоохранения Республики Армения на базе стандартов HL7. Базируясь на данном стандарте, функционал системы обеспечивает работу центральной системы историй болезни, модулей «Электронный рецепт», «Электронное направление на лечение», «Электронное бронирование при госпитализации», а также облачную лечебно-информационную систему для учреждений здравоохранения Армении, что существенно повысило эффективность медицинского обслуживания и системы здравоохранения в целом.

В Российской Федерации была принята Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 № 364). Главной инициативой данной Концепции является создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ), первый этап формирования которой завершился в 2014 году. Тысячи лечебных учреждений получили защищенные сети и доступ в Интернет, обзавелись автоматизированными рабочими местами и начали осваивать МИС. Созданы базовые федеральные сервисы, такие как: реестр нормативной справочной информации, электронная регистратура, система ведения ИЭМК, системы анализа хозяйственной деятельности, регистр медработников и паспортов медучреждений. Следующий этап ЕГИСЗ, рассчитанный на 2013 - 2020 годы, подразумевает развитие готовых компонентов, постепенное вовлечение в их использование все большего числа пользователей и расширение автоматизируемых функций.

Крупнейшим проектом в рамках ЕГИСЗ является создание единой медицинской информационно-аналитической системы г. Москвы (ЕМИАС) с целью повышения качества и доступности медицинских услуг государственных учреждений здравоохранения.

Главные задачи государственных и муниципальных медучреждений России в рамках развития ЕГИСЗ - внедрение ЭМК и интеграция локальных МИС с региональными и федеральными подсистемами и сервисами ЕГИСЗ, а также многочисленными программами мониторинга.

В Казахстане принята к реализации Концепция развития электронного здравоохранения страны на 2013 - 2020 годы. Она была разработана с учетом ключевых приоритетов отрасли, отраженных в Стратегии «Казахстан- 2050» и в государственной программе «Информационный Казахстан - 2020». К 2020 году планируется автоматизировать получение своевременной, актуальной, достоверной и достаточной информации, которая обеспечит безопасную, справедливую, качественную и устойчивую систему здравоохранения, в первую очередь, ориентированную на потребности пациента и медицинского работника.

Центральным элементом электронного здравоохранения станет «электронный паспорт здоровья» каждого гражданина Казахстана.

Планируется реализовать принцип «информация следует за пациентом», что позволит находить детальные сведения о проведенных диагностических и лечебных мероприятиях, результатах лабораторных исследований независимо от времени и места обращения.

С начала 2014 года в рамках создания электронного здравоохранения Казахстана функционируют порталы «Бюро госпитализации», «Регистр прикрепленного населения», «Формирование счетов-реестров» («Электронный регистр стационарных пациентов»), «Стимулирующий компонент к медико-санитарной помощи».

2.2. Структура управления процессами информатизации здравоохранения Республики Беларусь.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области здравоохранения проводит единую государственную политику, основными принципами которой являются: создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения; обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения; приоритетность мер профилактической направленности; приоритетность развития первичной медицинской помощи; приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения несовершеннолетних, женщин во время беременности, родов и в послеродовой период, инвалидов и ветеранов в соответствии с законодательством Республики Беларусь; обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения и его будущих поколений; формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих; ответственность государственных органов, организаций за состоянием здоровья населения; ответственность нанимателей за состоянием здоровья работников.

Политику развития информатизации отрасли определяет Министр здравоохранения. Ответственным за ее реализацию является заместитель Министра, курирующий вопросы информатизации отрасли. Полномочия по управлению процессом информатизации и координации работ в центральном аппарате и системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь выполняет сектор программно-информационного обеспечения.

Организационно-методическое обеспечение информатизации отрасли здравоохранения осуществляет РНПЦ МТ.

2.3. Проблемы информатизации здравоохранения.

На протяжении нескольких лет Министерство здравоохранения Республики Беларусь значительное внимание уделяло созданию средств, методов и технологий сбора, обработки и накопления информации, формированию баз и банков данных.

Вопросы информатизации здравоохранения относятся к числу приоритетных задач. Несмотря на то, что из года в год информатизация охватывает все больше элементов организации медицинской помощи и составляющих их работ и услуг, темпы внедрения ИКТ остаются недостаточными, в сравнении со странами Западной Европы и России.

Организации здравоохранения оснащаются компьютерной техникой, практически все автоматизировали бухгалтерский и кадровый учет, во многих из них внедрены МИС, обеспечивающие автоматизацию лечебно- диагностического процесса. В Республике Беларусь функционируют автоматизированные информационные системы отраслевого уровня: Государственный регистр лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий; Белорусский канцер-регистр; республиканский регистр «Сахарный диабет»; государственный регистр «Туберкулез»; республиканский регистр ВИЧ-инфицированных пациентов; а также информационно-аналитическая система (ИАС) «Здравоохранение», РИАС «Кадры», единая республиканская система телемедицинского консультирования, республиканская ИАС по медэкспертизе и реабилитации инвалидов и другие.

В силу приоритетности информатизация проводилась в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее - АПО).

Наиболее последовательно, комплексно и динамично информатизация осуществлялась в г. Минске, что позволило изменить технологию работы организаций здравоохранения столицы и поднять ее на качественно новый уровень.

Во всех организациях здравоохранения г. Минска завершился этап внедрения МИС, которые сопровождают большинство аспектов лечебно- диагностического процесса и обеспечивают формирование основных разделов предполагаемой ИЭМК в рамках создаваемой ЦИСЗ. В большинстве структурных подразделений АПО внедрена система электронной очереди.

На базе консультационных центров учреждений здравоохранения «1- ый городской противотуберкулезный диспансер» и «2-й городской противотуберкулезный диспансер», 39 городских поликлиник функционирует и постоянно совершенствуется уникальная для стран СНГ и Восточной Европы единая телемедицинская система города по цифровой флюорографии.

В последние два года начала функционировать аналогичная телемедицинская система по цифровой маммографии на базе консультационного центра учреждения здравоохранения «Минский городской клинический онкологический диспансер» и 7 городских поликлиник.

Кроме того, работает единая корпоративная система комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета. В ней организованы:

оперативный корпоративный обмен информацией на основе применения технологии электронной цифровой подписи. Для внутреннего обмена доступны следующие документы: выписные эпикризы, результаты лабораторных и инструментальных исследований, информация о диспансеризации, выданных листках нетрудоспособности, справках о временной нетрудоспособности;

оперативное информационное взаимодействие в автоматическом режиме с республиканское унитарное предприятие «БЕЛФАРМАЦИЯ» и Бюро регистрации несчастных случаев Главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета.

Многие организации здравоохранения г. Минска и других городов Беларуси расширили спектр оказания электронных услуг населению, например, таких как:

запись на прием к врачу-специалисту через инфокиоски, терминалы самозаписи;

интернет-запись на прием к врачу-специалисту;

интернет-вызов врача-специалиста на дом;

интернет-заказ выписки из электронной амбулаторной карты.

С 2015 года в системе здравоохранения реализуется проект по внедрению технологии обращения электронных рецептов.

Значительные успехи достигнуты в информатизации предприятий системы «Фармация». Для оптимизации и регулирования потока посетителей в торговых залах аптек внедрен программный комплекс «Автоматизированная система управления очередью», создана автоматизированная справочная служба в областных центрах (г. Брест, г. Гомель, г. Гродно); организовано предоставление информации по наличию лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента на различных веб-порталах г. Минска и регионов.

Вместе с тем, проведенный анализ процессов информатизации показал, что одной из главных проблем создания централизованной информационной системы здравоохранения является отсутствие необходимых стандартов для обмена медицинской информацией в системе здравоохранения в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

2.4. Компоненты электронного здравоохранения.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ и МСЭ (National eHealth strategy toolkit. World Health Organization and International Telecommunication Union, 2012), для создания национальной системы электронного здравоохранения необходимо наличие следующих компонентов:





Каталог: files -> Site
Site -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Антропология» для студентов заочной формы обучения
Site -> А. С. Пушкина Кафедра философии тематический глоссарий по философии для студентов всех специальностей университета дневной и заочной форм обучения Брест 2010
Site -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» для студентов очной формы обучения
Site -> Методические указания для студентов всех специальностей заочной формы получения образования
Site -> Рабочая программа дисциплины
Site -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология социальной работы» для студентов заочной формы обучения
Site -> Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности» разработан в
Site -> Периодизация развития литературы англии
Site -> Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира
Site -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «философия» для студентов заочной формы обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница