Концепция «осевого времени» Карла Ясперса Немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969)



Скачать 130.06 Kb.
страница1/4
Дата08.03.2018
Размер130.06 Kb.
  1   2   3   4

КОНЦЕПЦИЯ «ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ» Карла Ясперса
Немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969) связывает кризисные эпохи в развитии человеческой культуры с распадом интегрированного единства. Человек, утверждает он, всегда создает для себя картину целого: сначала в виде мифов, затем в картине божественных деяний, движущих политическими судьбами мира, затем как данное в откровении целостное понимание истории от сотворения мира и грехопадения человека до конца мира и Страшного суда.

Среди основных работ К. Ясперса «Всеобщая психопатология» (1913), «Психология мировоззрений» (1919), «Духовная ситуация времени» (1931), «Философия» (1931-1932), «Вопрос о вине» (1946), «Ницше и христианство» (1946), «О европейском духе» (1946), «Об истине» (1947), «Философская вера» (1948), «Истоки истории и ее цель» (1948), «Разум и антиразум в нашу эпоху» (1950), «Об условиях и возможностях нового гуманизма» (1962), «Куда движется ФРГ?» (1967).

В книге «Истоки истории и ее цель» он выделяет четыре периода человеческой истории.

Первый из них – прометеевская эпоха (доистория), существенным признаками которой являются:

а) использование огня и орудий;

б) появление речи;

в) «формирующее человека насилие над самим собой», например, табу;

г) образование групп и сообществ;

д) «формирование жизни посредством образов», мифов.

К. Ясперс отмечает, что становление человека – глубочайшая тайна, разгадка которой нам еще не будет подвластна до тех пор, пока не будет найден окончательный ответ на вопрос, что же такое человек.

Кризис культуры, согласно К. Ясперсу, связан с распадом конкретного типа ценности (мифологического, религиозного и т.д.). Первым великим кризисом в истории мировой культуры было время разрушения обособленных культур и создания империй. Что представляли собой великие исторические культуры древности? По мнению К. Ясперса, почти одновременно в трех регионах земного шара совершенно независимо друг от друга возникают древнейшие культуры. Так начинается второй период – эпоха великих исторических культур древности. Это, во-первых, шумеро-вавилонская, египетская и эгейская культуры IV тысячелетия; во-вторых, доарийская культура долины Инда Ш тысячелетия и, наконец, архаический мир Китая II тысячелетия до нашей эры. С названными культурами можно сопоставить американские культуры Мексики и Перу, расцвет которых, правда, относится к более поздним тысячелетиям. Они исчезают при одном только возникновении западной, выросшей из «осевого времени», культуры. Общими чертами всех этих великих культур древности являются организация большого масштаба и письменность.

В числе событий, которые привели к началу истории, философ называет следующие:

1. Необходимость организации и регулирования ирригационной системы в долинах больших рек (Нил, Тигр, Евфрат, Хуанхэ).

2. Открытие письменности, которое происходит примерно к 3300 г. до н. э. в Шумере, к 3000 г. до н. э. в Египте, к 2000 г. до н. э. в Китае. Письменность очень важна для эффективного управления государством. Поэтому растет роль писцов как духовной аристократии.

3. «Возникновение народов, осознающих свое единство, с общим языком, общей культурой и общими мифами»1.

4. Появление мировых империй, возникновение которых исследователь связывает с необходимостью бороться против кочевников, для чего становится необходимым завоевание соседних земель и самих кочевников.

5. Использование лошадей.

Период исторический отличается от доисторического



  • передачей духовного достояния новым поколениям;

  • рационализацией, связанной с техникой;

  • появлением людей (правителей, мудрецов), деятельность которых может служить примером и образцом для других.

К. Ясперс считает, что этим культурам еще не ведом тот духовный переворот, который он определяет как «осевое время» или «осевую эпоху» – период рождения философской веры, единственной веры, способной стать общей для всего человечества. Такую веру не смогла предложить ни одна мировая религия – ни буддизм, ни брахманизм, ни христианство, ни индуизм, ни ислам, ибо они часто служили источниками взаимонепонимания и раздора. Философская же вера, утверждает К. Ясперс, имеет глубокие корни в исторической традиции, она древнее, чем христианство и ислам.

Третий период охватывает собой «осевое время» и его последствия. «Осевая эпоха» (период между 800 и 200 годами до нашей эры) – это время рождения нового, современного нам типа человека; это время возникновения и мировых религий, пришедших на смену язычеству; и, наконец, философии, сменившей мифологическое сознание. Почти одновременно, независимо друг от друга, образовываются несколько духовных центров, внутренне родственных друг другу. Главное, что их сближает, и что, следовательно, является основной характеристикой «осевой эпохи», – это прорыв мифологического миросозерцания, составлявшего духовную основу «доосевых культур». В указанный период, утверждает К. Ясперс, происходит самый резкий поворот в истории, принесший с собой множество последствий. В Китае в этот период живут Конфуций и Лао-Цзы и складываются все направления китайской философии. К указанному периоду относится творчество философов Мо-Цзы, Чжуан-Цзы, Ле-Цзы и бесчисленного множества других мыслителей. В Индии возникают Упанишады, начинает свою деятельность Будда. В философии Индии и Китая рассматриваются все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Персии Заратустра создает учение о мире, в котором идет борьба добра со злом. В Палестине появляются первые религиозные пророки Илия, Исаия и другие. В Греции возникают эпос Гомера, философия, Гераклита, трагедия, комедия, появляются зачатки научного знания.

К. Ясперс описывает столь значимые феномены мировой истории, как возникновение языков, изобретение орудий, начало использования огня; возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии и Китае в V –III тысячелетиях до нашей эры; духовное основоположение человечества, происшедшее в VIII–II веках до нашей эры одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине и Греции; подготовленное в Европе с конца средневековья рождение научно–технической эры, которая духовно конструируется в XVII веке, приобретает всеохватывающий характер с конца XVIII века и получает чрезвычайное развитие в ХХ веке.

Раньше человек воспринимал окружающий его мир как нечто непреходящее. Индивид не пытался его изменить; все, к чему он стремился, – это улучшить свое собственное положение в этом неизменном мире. Человек чувствовал свое единство с небом и землей, а, следовательно, и свою защищенность. Современный человек ощущает себя совершенно иначе. Он стремится проникнуть в основание действительности, поэтому ему кажется, будто земля уходит у него из-под ног. Единство, в котором жили наши предки, оказывается разбитым вдребезги. С одной стороны, находится мир, в котором мы живем, мир действительный. С другой стороны – осознание этого мира, мир познанный. Нас постоянно охватывает сомнение – верно ли мы понимаем мир, не обманываем ли себя? Языческая непосредственность, с которой человек относился к миру прежде, уходит. Индивид осознает свою хрупкость и уязвимость. Для того чтобы смириться с этим, необходимы новые образы и идеи. В «осевое время» мировые религии сменяют язычество, философия заменяет мифологическое сознание.

«Осевое время» выступает в качестве предпосылки общечеловеческой коммуникации. Речь идет не только о том, чтобы понимать других людей, но и о том, чтобы познать самого себя, преодолеть тем самым свою ограниченность и замкнутость. Люди могут понять друг друга потому, что их объединяет общность духовных ценностей. Если это будет забыто, человечество обречет себя на гибель – будь то экологический кризис или атомная катастрофа.

По мнению К. Ясперса, единственной теорией, способной объяснить феномен «осевого времени» с точки зрения науки, является гипотеза


Каталог: ~chernysheva -> fileman -> download -> Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии
Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии -> Эволюционизм
Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии -> Марксистская концепция культуры Данная концепция культуры, создателями которой являются Карл Маркс (1818-1883)
Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии -> Теория локальных цивилизаций О. Шпеглера
Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии -> Эволюционизм и диффузионизм
Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии -> Игровая концепция культуры свой интерес к «человеку играющему» Й. Хейзинга обосновывает следующим образом
Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии -> Особенности культуры постиндустриального общества в трактовке Д. Белла
Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии -> Концепция культуры Г. Маркузе
Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии -> Теория культурных суперсистем П. А. Сорокина


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница