Концепция летней математической школы при барнаульском государственном педагогическом университете



Скачать 87.14 Kb.
Дата09.07.2018
Размер87.14 Kb.

КОНЦЕПЦИЯ ЛЕТНЕЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРИ БАРНАУЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Кисельников И.В.

Барнаульский государственный педагогический университет

kiv@uni-altai.ru

Аннотация.

В статье рассмотрены концептуальные основы функционирования летней математической школы при Барнаульском государственном педагогическом университете: цели, задачи, принципы работы, характеристика основных видов деятельности.
В современных условиях реформирования всей системы образования России актуальными являются накопление и исследование опыта осуществления дополнительного образования, ориентированного на свободный выбор подростком различных видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей, самоактуализации личности.

Система дополнительного образования (ДО) рассматривается как целостная система, ориентированная, прежде всего на самоопределение и самореализацию школьников. Другим важным аспектом реформы системы образования следует считать тенденцию к активному внедрению современных образовательных технологий в регионах, удаленных от образовательных центров. Именно в отношении таких регионов в первую очередь необходим запуск системы ДО, ассимилирующей естественное общественно-педагогическое движение и сопровождающееся созданием педагогики дополнительного образования, педагогики самоопределения.

Специфика дополнительного образования как области характеризуется дополнительностью её к разным системам социально организованной деятельности. Опора на существующие в настоящее время системы социально организованной деятельности позволяет выделить шесть типов ДО:

· компенсирующий;

· углубленно-диференцированный;

· профориентирующий;

· поисково-экспериментальный;

· досуговый;

· аксиологический.

Наибольший интерес представляют такие краткосрочные формы дополнительного образования, как выездные интенсивные школы; чаще всего это летние школы. Наиболее важным процессом для интенсивной формы дополнительного образования является самоопределение школьников, формирование их личной и профессиональной позиции, соотнесенной с социальным и культурно-историческим контекстом. Применительно к педагогике представление об интенсивности можно связать с выходом на основания деятельности ученика, на возрастание его активности и сознательной роли в педагогическом процессе, с подключением к процессам формирования содержания образования и целостной картины мира.

Летняя математическая школа (ЛМШ) - образовательная структура, предоставляющая дополнительное образование в области математики и информатики, реализующее работу по социализации подростков и являющееся экспериментальным полигоном для отработки новых технологий педагогической и социальной работы. Данная структура работает в форме специализированного детского оздоровительного лагеря для старшеклассников школ края.

Целями ЛМШ являются:



  • предоставление дополнительных образовательных возможностей школьникам края, в первую очередь из удалённых и сельских районов, интересующимся математикой и информатикой;

  • оказание помощи школьникам общеобразовательных школ края, заинтересованным в углублении и расширении знаний в указанных областях;

  • создание условий для полноценного и всестороннего развития личности подростка и реализации собственных возможностей подростков;

  • отработка новых педагогических и социальных технологий, обеспечивающих эффективную социализацию подростков;

  • мотивация педагогически ориентированных студентов и молодых сотрудников различных учебных и исследовательских учреждений к работе со школьниками края;

  • освоение школьниками и студентами научно-практической деятельности;

  • формирование в среде старшеклассников школ края и города ценности интеллектуального творчества и мотивации к учению;

  • формирование преемственности в подготовке педагогических кадров Алтайского края.

Задачами работы ЛМШ являются:

  • проведение профориентационной работы среди старшеклассников края;

  • подготовка и проведение учебных занятий по различным дисциплинам, выходящих за рамки стандартной школьной программы;

  • привлечение студентов, магистрантов и высококвалифицированных научно-педагогических кадров к проведению учебных и внеучебных занятий;

  • подготовка студентов и магистрантов Барнаульского государственного педагогического университета к работе со школьниками, в рамках системы дополнительного образования в целом;

  • организация коммуникативного пространства для обеспечения обмена опытом школьников и педагогов ЛМШ;

  • подготовка и организация спортивно-оздоровительных мероприятий для школьников и привитие им норм здорового образа жизни;

  • организация работы, обеспечивающей социализацию старшеклассников школ Алтайского края,

  • создание условий для появления новых форм дополнительного образования школьников в областях «математика», «информатика».

ЛМШ- это особый тип организации летнего отдыха детей. Наряду со стандартными задачами временных детских коллективов в ЛМШ ставится задача обучения, развития познавательных интересов подростков, профессиональной ориентации, демонстрации возможности дальнейшего образования.

Все вышеперечисленные цели и задачи определяют специфику и характерные черты деятельности ЛМШ - специфическое для неё содержание различных форм работы:



  • оригинальные учебные, факультативные, оздоровительные, досуговые программы. При их разработке сотрудники ЛМШ ориентируются на описанные выше цели и задачи летней школы. Организаторы же ЛМШ, с другой стороны, предъявляют самые высокие требования к интеллектуальному и образовательному уровням этих учебных программ;

  • содержание образования предопределяет смену типа учения с информационно-репродуктивного на активно-творческий, продуктивный, что, в свою очередь, ставит ученика в заметно более активную позицию по отношению к процессу обучения и воспитания;

  • расширение информационного пространства за счет использования современных информационных и коммуникационных технологий;

  • атмосфера всеобщей увлеченности наукой - демонстрация ценности интеллектуального труда, престижности образования возникает в результате набора заинтересованных школьников и поддерживается организацией разнообразных соревнований, лекций, бесед, участием в работе и организации ЛМШ молодых людей, реально профессионализирующихся в науке;

  • обширная культурная программа, внимание к мировоззренческим вопросам и общей культуре создают интеллектуальный фон, стимулирующий успешные занятия;

  • самостоятельная работа школьников организуется в нескольких направлениях по выбору учеников;

  • нестандартное для обычных детских лагерей соотношение числа сотрудников и школьников (1 к 4), что позволяет организовать индивидуальную работу со школьниками таким образом, чтобы максимально полно обеспечить ему продвижение по выбранной им траектории;

  • заочный набор учеников в ЛМШ. Школьникам для поступления в ЛМШ требуется успешно пройти тур отборочной олимпиады. Выполнение заданий олимпиады, с одной стороны, позволяет лучше подготовиться сотрудникам к специфике данного года, а с другой - является мощным мотивирующим факторов для самих школьников, желающих поехать в ЛМШ.

  • набор сотрудников ЛМШ на основе критерия: заинтересованность научным поиском и желание передать потребность в интеллектуальном труде, умение помочь школьникам реализовать свои увлечения;

  • совмещение каждым сотрудником школы совершенно различных, но строго определенных учебных, воспитательных и организационно-хозяйственных обязанностей, комплексное планирование своей собственной и коллективной деятельности позволяют добиться успешного взаимодействия в обучении, воспитании и обеспечить оздоравливающий отдых при относительной краткости летней школы во времени и территориальной замкнутости.

В основу деятельности ЛМШ положены следующие принципы.

1. Интенсивность - работа ЛМШ организуется максимально интенсивно, насколько это позволяют силы и средства педагогического коллектива и школьников.

2. Модельность - работа Летней школы в целом, а также формат отельных её мероприятий таковы, что Летняя школа выступает своего рода испытательным полигоном для школьников, на котором он (она) может опробовать реализовывать различные стратегии действий в различных жизненных ситуациях. Данный принцип является ведущим в организации работы по социализации подростков.

3. Принцип, сформулированный В.Щетининым и называемый принципом "Рассола и огурца". Этот принцип означает, что педагогический коллектив в своей работе со школьниками действует максимально индивидуально, опираясь на положительные стороны личности каждого подростка, мотивируя его на изменения в структуре своей личности, конгруэнтные тем базовым, идеальным представлениям о полноценной, развитой, самоуправляющейся личности, которые культивируются в Летней математической школе.

4. Самоопределение, самоорганизация, научно-профессиональные пробы. Последовательная реализация этого принципа ведёт к полноценному освоению подростками идеи нормативности общественной жизни и формированию у них полноценного чувства ответственности.

5. Принцип пролонгированности. Данный принцип подразумевает, что работа в ЛМШ строится таким образом, чтобы у неё возникало самодеятельное продолжение (как в среде школьников, так и в среде студентов) после окончания работы специализированного лагеря.

6. Принцип преемственности. Именно в соответствии с данным принципом происходит формирование корпуса сотрудников летней школы. Его последовательная реализация позволила сохранить все лучшие достижения в работе ЛМШ, благополучно пережить наиболее "уязвимые" периоды в жизни любой самодеятельной организации - смену лидеров.

7. Принцип погружения. Данный принцип означает, что работа в ЛМШ строится так, чтобы обеспечить временную изоляцию старшеклассника от воздействия привычной ему cреды, а самое главное - от тех отношений, которые у него сложились за пределами ЛМШ.

8. Принцип гармоничного развития личности школьников.

Типовой распорядок дня и смены

Распорядок дня и календарный план смены реализует те педагогические принципы, которые положены в основу работы ЛМШ, а также направлены на достижение тех целей и задач, которые ставит перед собой коллектив сотрудников ЛМШ.

Типовой день разбит на три части. Первая - утренняя, от подъёма до обеда - посвящена занятиям по основным предметам; вторая - от обеда до ужина посвящена выполнению школьниками самостоятельной работы, проведению занятий по выбору, в этой части дня также проходят спортивные и оздоровительные мероприятия. Третья часть дня - от ужина до отбоя - отдана реализации культурной программы. Кроме того, за сезон в ЛМШ бывает один специализированный (праздничный) день, во время которого штатные занятия не проводятся, а организуются массовые мероприятия неучебного характера. Еще один день отводится на проведение финальных этапов математических соревнований.

Педагогический опыт, накопленный преподавателями ЛМШ в настоящее время используется при разработке телекоммуникационного проекта «Летняя математическая школа».

Литература.

1. Один из аспектов подготовки студентов педвуза к работе с учащимися, проявляющими интерес к математике. Проблемы современного математического образования в педвузах и школах России. Тезисы докладов 2-й межрегиональной научной конференции 9-10 апреля 2001 г.– Киров, 2001.

2. "Летняя математическая школа" как одна из форм организации профильного обучения. Математическое образование на Алтае: Тезисы третьей межрегиональной конференции по математическому образованию на Алтае. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 77 с., с. 39.



3. Летняя математическая шкатулка: Учебно-методические разработки для учащихся летней математической школы. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.– 96 с.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница