Концепция культуры Г. Маркузе



Скачать 101.44 Kb.
страница1/3
Дата14.05.2018
Размер101.44 Kb.
  1   2   3

Концепция культуры Г. Маркузе

Одним из первых к пониманию человека как важнейшего фактора социального развития приходит руководитель Римского клуба А. Печчеи. По его мнению, «человеческая революция» заключается не в отказе от угрожающего жизни на Земле научно-технического прогресса, а в коренном перевороте во всей системе отношений «человек – социум». Общество трансформируется коренным образом: свобода и независимость индивида оказываются принципом развития возникающей цивилизации и культуры. Человек ломает стену отчуждения и становится рядом с общественным производством. Уже не в социальных утопиях и теориях, а в социокультурных реалиях конца ХХ века очерчиваются контуры будущего господства человека и его культуры над бытием.

Критика современного индустриального общества, порождаемой им проблемы ложных потребностей, а также состояние в нем человека занимает большое место в творчестве немецкого философа и культуролога Герберта Маркузе (1898-1979). Оценивая это состояние, автор утверждает, что мерой исторической практики могут служить ее исторические альтернативы.

Среди основных научных работ Г. Маркузе следует назвать такие как «Онтология Гегеля и основы теории историчности» (1932), «Разум и революция. Гегель и становление социальной теории» (1941), «Эрос и цивилизация» (1955), «Одномерный человек» (1964), «Конец утопии» (1967), «Эссе о свободе» (1969).

Рассматривая проблемы западной индустриальной цивилизации, Г. Маркузе указывает на то, что здесь господствует зависимость. Это особая зависимость – удобная, разумная, свободная от ограничений, демократическая. И все же индивидуальность оказывается подавлена. Многим кажется, что это вполне разумно и рационально. Устанавливается технический порядок, который приносит с собой унификацию – как политическую, так и духовную. Изменяется сама система господства. Если раньше речь шла о личной зависимости (раба, крепостного крестьянина), то теперь, по мнению автора, есть все основания говорить о зависимости человека от «объективного порядка вещей», под которым автор понимает экономические законы, рынок и т.п.

В своей книге


Каталог: ~chernysheva -> fileman -> download -> Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии
Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии -> Концепция «осевого времени» Карла Ясперса Немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969)
Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии -> Эволюционизм
Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии -> Марксистская концепция культуры Данная концепция культуры, создателями которой являются Карл Маркс (1818-1883)
Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии -> Теория локальных цивилизаций О. Шпеглера
Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии -> Эволюционизм и диффузионизм
Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии -> Игровая концепция культуры свой интерес к «человеку играющему» Й. Хейзинга обосновывает следующим образом
Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии -> Особенности культуры постиндустриального общества в трактовке Д. Белла
Тексты%20к%20семинарам%20по%20культурологии -> Теория культурных суперсистем П. А. Сорокина


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница