Концепция краевой системы поиска, поддержки и продвижения талантливых детей и молодежи в Красноярском крае на 2016-2020 года



Дата01.01.2018
Размер0.5 Mb.

Концепция

краевой системы поиска, поддержки и продвижения талантливых детей и молодежи в Красноярском крае на 2016-2020 года
Концепция краевой системы поиска, поддержки и продвижения талантливых детей и молодежи в Красноярском крае (далее – Концепция) разработана в целях реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.

В 1994 году были приняты Рекомендации Совета Европы об образовании одаренных детей № 1248, которые заключались в следующем:



  • обеспечение законодательной поддержки особых образовательных потребностей одаренных детей;

  • развитие исследований по идентификации одаренных детей, изучению природы успеха и причин недостаточной школьной успеваемости одаренных детей;

  • обеспечение всех учителей информацией об одаренных детях и тренингами по взаимодействию с ними;

  • создание особых условий для одаренных детей в обычной школьной системе;

  • принятие мер по устранению негативных последствий выделения отдельных детей в качестве одаренных или способных;

  • поощрение обсуждений и исследований среди психологов, социологов и учителей на тему смутного и относительно неопределен- ного понятия одаренности.

В Рекомендациях также указывается, что ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может.

В 1994 году был специально создан Европейский совет по высоким способностям (European Council for High Ability), а сама деятельность европейских школ стала осуществляться сообразно Саламанкинскому постановлению, принятому на международной конференции ЮНЕСКО по особым образовательным потребностям.

В Российской Федерации необходимость разработки общенациональной системы выявления и развития талантов была заявлена в качестве приоритетных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года.

Основными факторами, определяющими актуальность разработки Концепции в Красноярском крае и выбор заложенных в ее основу содержательных подходов, являются следующие: Российская Федерация двигается в фарватере перехода на инновационную экономику, предъявляющую качественно новые требования к человеческому капиталу, диктующую структурные изменения на рынке труда, основанную на знаниях и мотивации. Все это определяет изменения в структуре запроса на кадры: современной экономике необходимы профессионалы с высокой способностью к обучению и восприимчивостью к новым знаниям в междисциплинарных сферах, умеющих оценивать риски и принимать решения в условиях высокой неопределенности. Появляется высокий спрос на творческие личности и команды, способные комплексно подходить к решению нетривиальных задач, в том числе задач развития региона. Эффективное развитие и использование потенциала и способностей молодого человека становится важнейшим элементом государственной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности региона и страны в целом.

Для Красноярского края задержка в становлении инновационной деятельности может привести к самому негативному сценарию развития с практически полной переориентацией на сырьевые секторы экономики, разрушающейся промышленностью, потерей научного и кадрового потенциала, экономической деградацией Красноярского края в целом.

Одной из ключевых задач для Красноярского края становится задача наращивания человеческого потенциала.

Развитие таланта является процессом, на который оказываются влияние разнонаправленные группы факторов: наследственность, среда и социальное окружение, психологические особенности личности. Специалисты в сфере работы с талантом и одаренностью человека в настоящее время отмечают, что в целом у большинства молодежи присутсвует потенциал к высоким достижениям в тех или иных областях человеческой деятельности. Вместе с тем демонстранцию этих достижений, действительно выдающегося ,результата получается осуществить лишь очень ограниченному числу молодых людей. Одной из причин этого является сильная зависимость процесса развития талантам от реальных условий и возможностей образовательной системы и образовательной среды: по современным оценкам современный молодой человек в России проводит в тех или иных образовательных институтах (школа, университет) в среднем 18 лет. Такой серьезный промежуток времени, представляющий собой фактически отдельный жизненный этап, должен проходить в условиях, способствующих формированию мотивации деятельности и системы ценностей, образующих основу становления талантливой личности.

Учитывая глобальный контекст, внутри которого только и может в современном мире рассматриваться тема талантов в целом, в войны за таланты в частности, принимая во внимание вызовы, диктуемые эти глобальным контекстом, на первый план выходит необходимость решения задачи развития и управления не отдельными видами таланта или сферами проявления одаренности (традиционный подход, выделяющий интеллектуально-одаренных детей и молодежь, спортивно-одаренных детей и молодежь, а также творчески-одаренных детей и молодежь), а в целом интеллектуально-творческим потенциалом детей и молодежи в широком понимании.

Важно отметить также, что глобальный контекст работы с талантами изначально задает долгосрочную рамку планирования. Именно поэтому в рамках концепции необходимо очертить и инструментальные горизонты, к которые следует стремиться, на основе актуальных форсайт исследований:

1) Стандартизация систем компетенций и квалификаций как инструмент управления национальным образованием и работы с талантами. Национальные системы квалификаций и компетенций (НСКК) являются, по определению, системами управления национальным образованием. Это системы, где воедино собраны требования к кадрам сегодняшнего дня, прогнозы компетенций завтрашнего дня, отраслевые стратегии развития и многое другое. Подобная стандартизация решает задачи интеграции талантов в экономику регионов и обеспечивает управление человеческим капиталом в стратегических интересах страны. Среди подобных систем выделяется российская национальная предпринимательская инициатива “Создание национальной системы компетенций и квалификаций”, поддержанная Агенством Стратегических Инициатив. Ключевая ценность указанной меры состоит в том, что у талантливых детей и молодежи появляется возможность выстроить свою образовательную и профессиональную карьерную траекторию, коррелирующую с планами развития страны и компаний.

2) В условиях усилившейся гиперконкуренции за таланты бизнес стремится находить новые инструменты сбора и анализа данных о наиболее талантливых профессионалах, начиная с самых ранних этапов становления человека. Прототипом формата сегодня являются внутрикорпоративные премии и персональные стипендии, формирующие корпоративную лояльность среди талантливой молодежи.

Кроме того, бизнес может получать выгоду не только в качестве работодателя, но и извлекать из этого прибыль, инвестируя в образование наиболее талантливой молодежи. Примером такого проекта может стать проект UpStart – платформа для инвестиций в людей. Студенты и профессионалы создают свои резюме в проекте, алгоритм анализирует информацию, прогнозирует размер их будущего дохода и рассчитывает сумму, на которую соискатель может рассчитывать сейчас в обмен на каждый процент своего будущего дохода. А инвесторы дают человеку деньги на самореализацию, будь то создание своего бизнеса или кредит на образование. Срок “контракта” – 10 лет, в течение которых получатель инвестиций должен будет возвращать инвестору оговоренный в начале процент своего (задекларированного) дохода. При доходе ниже 30 тыс долл. в год платить оброк не придется – но срок будет автоматически продлен еще на год.

Другим примером может служить стартап Lumni, который позволяет частным инвесторам вкладывать деньги в конкретных студентов, а после получать процент от их доходов после окончания учебы.

В качестве решения может также рассматриваться создание частно-государственного фонда инвестиций в таланты с последующим получением процента от их будущих доходов.

3) В условиях ужесточения регулирования системы образования в мире формируются «островки независимых траекторий». Это пространства, свободные от ограничений на образовательный контент глобальных провайдеров – MOOC. Образовательные офшоры привлекают человеческий капитал свободой выбора образовательных траекторий и содержания обучения, новыми форматами предоставления образовательных услуг, ориентированными на особые потребности обучаемых. Речь идет о создании экстерриториальных пространств, где не действуют правила национальных регуляторов, и где можно экспериментировать с образованием будущего, в том числе с целью создания большого числа новых стартапов.

Ускорение развития азиатского региона позволяет предположить, что крупные азиатские государства смогут предлагать экспериментаторам из Европы и США новые территории для создания образовательно-производственных анклавов.

4) Жизненная траектория может быть разной: обобщение опыта лучших из них, использование их в качестве образцов – давняя человеческая традиция.

Классические прецеденты успеха включают не только образовательную часть траектории, но и жизненные решения – о выборе профессии, об отношениях, о политическом самоопределении и т.д. Тренд “брендирование индивидуальных образовательных траекторий” развивается параллельно с life long learning, в соответствии с которым образование проникает повсюду.

По мере усиления технологий BIGDATA образцы движения к целям – как образовательным, так и жизненным – могут быть описаны все более подробно. Причем, описаны как снаружи – поведенчески, так и “изнутри” – через биометрию, дневники-отчеты и т.д. Описания такого формата фактически уже не являются просто описаниями, они являются траекториями. Разница в том, что пространство индивидуальных траекторий является общим для всех мыслимых траекторий и описано однообразно, одними и теми же координатами и в единых принципах. Это позволяет объективно сравнивать траектории и выстраивать их по образцу бренда технологически, а не просто ориентируясь на печатную автобиографию великого человека, как это было до сих пор.

Аналогом биографии великого человека в новом мире является брендированная образовательная (жизненная) траектория. Причем, бренд может быть индивидуальным, групповым, корпоративным, привязанным к профессии, исходным характеристикам (лучшая траектория для профиля способностей) и так далее. Чужая брендированная ИОТ может быть использована в качестве образца и основы для построения собственного бренда путем “доращивания”.

5) Франчайзинговые инструменты глубже проникают в систему образования, открывая новые возможности для развития филиальной сети международных вузов. В условиях гиперконкуренции франшиза известного образовательного центра — привлекательный элемент позиционирования инициатив в области образования и повышения квалификации. Сетевые университеты проникают в крупные города, собирая вокруг себя таланты.

Перспективы данного формата сегодня прослеживаются на примере США, Великобритании и стран Содружества. Почти 20% студентов, обучающихся на степень бакалавра или магистра в британских вузах, получают ее за пределами Соединенного Королевства – либо в одном из зарубежных кампусов британских вузов, либо в зарубежных вузах, купивших франшизу на присвоение британской степени и прошедших соответствующую сертификацию.

Франчайзер (правообладатель) устанавливает стандарты образовательной программы, при этом ведется строгий контроль качества. Существуют также мультинациональные франшизы, например, британский и индийский университеты открыли программу в Омане. В помощь вузам, предлагающим свои образовательные продукты, создана и активно действует международная организация GATE (Global Alliance for Transnational Education).

В данном контексте интерес представляет совместный проект MIT—Skoltech Initiative, реализуемый в сотрудничестве Массачусетского технологического института и Фонда Сколково. Проект может служить примером успешного взаимодействия в сфере образовательного франчайзинга. К 2020 г. проект планирует привлечь 1200-2400 студентов, 300 постдоков, 200 профессоров и преподавателей и 66,5 млрд рублей в эндаумент.

6) Одной из важнейших технологий будущего, которой нет и не было у предыдущих поколений, станет возможность проследить весь профессиональный путь, находясь в его начальной точке. Сегодня люди могут рассуждать о своих перспективах лишь в общих чертах, принимая решения по поводу карьеры чаще интуитивно, на основе неполной информации, советов друзей и родственников, текущих новостей и т.п. Такое положение дел будет меняться под воздействием, с одной стороны, накопления данных о самом человеке, с другой – за счет развития систем обработки больших данных.

Планирование профессионального пути все больше будет отдаваться на откуп компьютерам. Они учтут психологические, интеллектуальные особенности человека, анализируя все его цифровые следы, включая не только результаты тестов, но и повседневные действия в течение жизни. В то же время такие системы смогут обрабатывать множество разных массивов данных, касающихся рынка труда, изменений в экономике, технологиях, социальных процессах и т.п. Это позволит им вычислить оптимальное сочетание образовательных курсов и практик, через которые человек должен пройти, чтобы из нынешнего состояния через N лет попасть в желаемое.

7) Развитие профессий, осуществляющих сопровождение талантливых детей и молодежи, также в ближайшем будущем станет одним из ключевых трендов. Появление структур, обеспечивающих подготовку подобных специалистов уже является необходимостью. Основной упор в этом должен делаться на овладение специалистами компетенций тренерства, тьюторства и модерации как ключевых компетенций при работе с талантом. Стандарты такой подготовки еще предстоит выработать, как престоит и сформировать сетевые сообщества таких специалистов вне привязки к отдельным отраслям или ведомствам. Потенциально, данная задача в какой-то момент будет обеспечена засчет электронных ресурсов - электронных тьюторов, которые создают образовательные ситуации (начиная от предоставления знаний через электронные учебники и не заканчивая генерацией учебных занятий и игр), а также выполняет функцию принятия решений. Это в первую очередь регулярная оценка прогресса обучаемого и выбор образовательных воздействий следующего шага, которые с максимальной вероятностью удержат его в коридоре сертифицированной образовательной траектории и приведут к цели.

8) Игработа – это деятельность, обладающая одновременно чертами профессиональной и развлекательной. Преимущества этого формата позволяют преодолеть проблему мотивации. Игровая деятельность обладает чертами творчества, радости, отдыха, спонтанности и полагается на естественную мотивацию. Игра обычно не ассоциируется с общественной или личной пользой, ответственностью или процессом социализации личности.

Постепенно и по разным причинам рабочая деятельность обретает черты игровой. Например, в крупных корпорациях организационные игры становятся сначала инструментом диагностики, а затем и образовательными инструментами. Постепенно игровые форматы взаимодействия превращаются в инструменты производства – особенно если результатом производства станет идея или организационный процесс. В некоторые монотонные виды операторской деятельности вводятся элементы игры, чтобы обеспечить поддержание нужного уровня внимания.

Неотъемлемой частью рабочего процесса постепенно становятся конкурсы и соревнования, а используемая в них мотивация тяготеет к тому, чтобы окончательно стать нематериальной. С другой стороны, компьютерные игры постепенно начинают выполнять рабочие цели третьих лиц – проводить диагностику, генерировать идеи, обучать своих пользователей навыкам, полезным во внеигровой реальности.


Исходя из описанного выше контекста, Концепция нацелена на создание единой преемственной открытой общекраевой системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи. В ней определены цели и задачи, основные принципы, механизмы и направления ее реализации, сформулированы ожидаемые результаты. Концепция представляет собой документ стратегического характера, отражающий общее видение проблемы и принципиальные подходы к ее решению, которые должны быть положены в основу разрабатываемых и осуществляемых мер в данной сфере деятельности.

Концепция разработана с учетом задач реализации Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года, Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года, Стратегии управления рынком труда Красноярского края до 2020 года, проекта Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года, а также с учетом лучшей мировой и отечественной практики.

Концепцией предусмотрено выстраивание системы правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового обеспечения эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Красноярском крае. Ключевую роль в этом должно сыграть объединение в этих целях на принципах социального партнерства работодателей, представителей бизнеса, научного сообщества, органов государственной и муниципальной власти, общественных объединений, некоммерческих организаций и фондов.

Важными характеристиками мер реализации Концепции должны стать гибкость, возможность настройки под необходимый уровень и масштаб задач.

Концепция ориентирована на развитие у детей и молодежи креативности и культуры созидания, предприимчивости, стимулирование научного исследовательского поиска, лидерства с задачей максимально широкого охвата детей и молодежи, доступности и возможности быть востребованными независимо от места проживания и социального положения.

Реализация Концепции позволит увеличить количество выявляемых талантливых детей и молодежи, обеспечить условия их самореализации в различных сферах жизнедеятельности общества в Красноярском крае, будет способствовать росту конкурентных преимуществ Красноярского края.


Мировая практика

выявления и поддержки талантливых детей и молодежи


В мировой практике выделяются два подхода к работе с талантливыми детьми и молодежью:

1. Эксклюзивный, который исходит из того, что таланты нуждаются в специальных условиях и программах обучения.

2. Инклюзивный, когда приоритетом является не выявление таланта узкой группы, а создание условий для развития талантов у всех детей и молодежи.

В современной мировой практике развитых стран наблюдается тенденция к симбиозу двух подходов. Целью подобной практики является признание особого подхода к развитию талантливых детей и молодежи с обеспечением условий для выявления и развития их способностей и талантов.

В связи с тем, что не существует единого определения таланта, на практике чаще используют набор характеристик, которые включают в себя это понятие. Например, Комиссия по образованию Гонконга в 1990 году приняла характеристики таланта, которые включают общие интеллектуальные способности, специфические академические навыки, креативное и продуктивное мышление, лидерские способности, способности в области изобразительного и исполнительского искусства.

Активизации распространения опыта работы с талантливыми детьми и молодежью, координации научных исследований послужило создание в 1975 году международной общественной организации – Всемирного совета по таланту и одаренности детей.

Во многих странах впоследствии были созданы национальные центры таланта, сочетающие научно- исследовательскую, координационную, мониторинговую деятельность, а также подготовку управленческих решений для правительств и профессиональных сообществ. В частности, заметную роль поддержке таланта детей и молодежи отводят страны Европейского союза.

Единые подходы к работе с талантом в Европе начали вырабатываться в 1988 году с созданием организации «Eurotalent» - международной неправительственной организации с консультативным статусов при Совете Европы. Инициаторами создания организации стали представители 11 европейских ассоциаций по работе с одаренными детьми.

В зависимости от степени участия государства в работе с талантливыми детьми и молодежью выделяют два подхода – централизованный и децентрализованный.

Для централизованного подхода характерно жесткое регламентирование ответственности государства за интеграцию молодежи в общественно- политическую и социально- экономическую жизнь общества. При этом государство определяет приоритеты и в работе с талантливыми детьми и молодежью.

Так, в Китае данная деятельность осуществляется в полном соответствии с решениями Коммунистической партии Китая, где особое внимание уделяется вовлеченности молодежи в экономико- трудовую деятельность.

В Японии данная работа строится на основе совместных взаимовыгодных действий государственных органов и общественных институтов и четком распределении ответственности между ними. Широко применяется государственное обеспечение функционирования специальных молодежных центров, бюро и служб. Действуют Японский институт воспитания талантов, программы по раннему развитию детей. Патентное бюро отвечает за работу детских клубов изобретателей.

В Сингапуре пытаются воспитать «лучшую нацию на свете», сделав теорию воспроизводства интеллектуальной элиты национальной идеей. Талантливые люди должны возглавлять ведущие институты государства и сферы жизнедеятельности общества. Здесь работа с талантливыми детьми и молодежью связывается с успешным развитием самой страны.

В Германии стратегия предпринимаемых действий направлена на разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей. Во всех крупных городах имеются информационные молодежные центры. В каждой из 16 земель есть свои положения о программах обучения талантливых детей и молодежи и их педагогическом обеспечении. Действуют программы и проекты обследования и мониторинга (по 30 тысяч представителей молодежи обследуются ежегодно, за 900 следят по 3 года). Талантливым студентам оказывается материальная помощь. Инновационное обучение талантливых детей обеспечивает непрерывность обучения в детском саду и младших классах. Особые потребности талантливых детей тщательно отслеживаются и удовлетворяются, включая услуги по консультированию родителей. Основной акцент делается на индивидуальном консультировании родителей, учителей и талантливых школьников, а также на создании школьных советов по выявлению и развитию таланта.


В Канаде введен обязательный год посещения детского сада перед поступлением в школу.

Для децентрализованного подхода характерно ограничение роли государства и делегирование данных функций общественному и коммерческому сектору. В данной деятельности они участвуют на паритетной основе. Этот подход сфокусирован на создании возможностей преимущественно для активной молодежи.

В США на государственную помощь при жесткой регламентации могут рассчитывать лишь социально не защищенные категории молодежи. К участию в реализации программ и проектов, поддерживающих талантливых, активно привлекается коммерческий сектор, внедряются соответствующие механизмы. Создана действенная система поощрения и развития таланта. Развита индустрия технических средств обучения. В каждом штате созданы специальные группы экспертов по способностям. Более 140 университетов предлагают особые программы для талантливых детей и молодежи.

Образовательная практика работы с талантливыми детьми в США, как и в Израиле, Тайване, Корее, включает в себя технологии развития интеллекта и креативности.

В США федеральная программа «Джавитс», специально разработанная в 1988 году в интересах поддержки талантливых детей, решает задачи координации исследовательских проектов и инновационных стратегий в области одаренности детей, нацелена на увеличение эффективности работы в начальной и средней школе. Утверждены официальные требования к квалификации учителей для талантливых учащихся.

Британская система дает молодым людям шанс (поддержку), но избегает чрезмерной опеки, которая может подорвать стимул к самостоятельной активности, привести к иждивенчеству. В то же время выявление талантливых детей – часть целостного учебного процесса. Согласно указаниям к национальной программе в каждой школе и колледже выявляется примерно 5 процентов талантливых учащихся в возрасте 11 –19 лет (около 10 процентов могут быть включены школой в список талантливых детей и молодежи). Следует отметить, что в более раннем возрасте выявление таланта носит максимально гибкий характер и позволяет создать условия эффективного выявления талантливых детей, а также сформировать объективный механизм для включения в категорию талантливых детей и выхода из нее.

В указанных государствах действуют общественные организации (национальные ассоциации), которые координируют работу с талантливыми детьми и молодежью, их родителями и педагогами.

В то же время в организации работы с талантливыми детьми и молодежью возрастает и роль государства. Так, департамент образования Великобритании в 2007 году разработал национальный проект «Одаренные и талантливые». Проект представляет собой систему образовательных стандартов, а также консультации для учителей, работающих с талантливыми детьми.

Шведская система направлена на решение проблем на том уровне власти, где оно максимально эффективно, при широком привлечении общественных организаций, являющихся полноправными партнерами государства.

Несмотря на различные механизмы работы с талантливыми детьми и молодежью, общим для большинства ведущих стран является:

- наличие государственных и общественных экспертных центров по работе с талантливыми детьми и молодежью, которые разрабатывают рекомендации как для правительства, так и для различных учреждений и родителей;

- наличие партнерства между государством и общественными и (или) коммерческими организациями в разработке и реализации соответствующих программ. 7


Выявление и поддержка

талантливых детей и молодежи в Российской Федерации


В Российской Федерации прослеживаются два подхода к работе:

- выявление и поддержка группы талантливых детей и молодежи, доля которых в каждом регионе невелика, – подход привычный и наименее затратный;

- переориентация образовательного процесса на индивидуальные образовательные траектории, создание которых позволяет не только отбирать талантливых детей и молодежь, но и создавать условия для массового проявления талантов в разных сферах деятельности, – подход должен изменить облик массового образования, но требует значительных финансовых затрат.

Реализация второго подхода ведется через внедрение вариативных форм профильного и углубленного обучения. В системе общего образования это создание профильных классов в многокомплектных школах, гимназиях, лицеях, сельских базовых школах на основе сетевого взаимодействия, а также построение индивидуально- групповых траекторий обучения в рамках часов школьного компонента. В системе учреждений дополнительного и специального образования – обучение в спортивных, музыкальных и художественных школах, художественных училищах, училищах искусств и олимпийского резерва.

Традиционно большое внимание в стране уделяется развитию конкурсных мероприятий среди детей в формате олимпиад по различным образовательным предметам.

На федеральном уровне центром ответственности за организацию работы по поддержке талантливых детей и молодежи является Министерство образования и науки Российской Федерации, которое в последнее время значительно усилило внимание к данной проблеме. Анализ деятельности регионов Российской Федерации показывает, что во многих из них есть немало наработок в вопросах выявления талантливых детей и молодежи.

Многие регионы нацелены на поиск и отбор талантливых детей и молодежи через систему олимпиад, соревнований, фестивалей и конкурсов, в них вовлекается большое количество учащихся. В дополнение к федеральным стипендиям, грантам, премиям учреждаются региональные, муниципальные стипендии, гранты, премии.

Отдельное внимание уделяется созданию сети учреждений, работающих с талантливыми детьми: президентских лицеев, школ-интернатов и школ на базе научно-исследовательских центров, ресурсных центров. Образование подобных учреждений основано как на переходе ограниченных групп талантливых детей из общеобразовательной школы в специализированные учреждения, так и на создании специальных условий (дополнительные возможности, летние профильные смены, индивидуальные планы, консультации, дистанционное обучение) в общеобразовательных школах.

Создаются центры поддержки талантливых детей при федеральных университетах и дистанционные школы при национальных исследовательских университетах. Учреждения дополнительного образования работают при Московском физико-техническом институте (государственный университет), Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ», Московском государственном техническом университете имени Н. Э. Баумана. Более 50 вузов Москвы сотрудничают с московским Дворцом творчества детей.

Есть примеры законодательного решения вопросов, связанных с поддержкой талантливых детей. В Новгородской области принят Закон Новгородской области от 30 июля 2010 года № 800 - ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки обучающихся, проявивших способности в учебной и научно–исследовательской деятельности». Многие регионы планируют принятие соответствующих региональных программ.

Во многих регионах формируются базы данных талантливых детей и молодежи и работающих с ними педагогов. В то же время их практическое применение весьма ограничено. Определенный опыт повышения квалификации педагогов по подготовке к работе с талантливыми детьми и молодежью на основе модульных программ прослеживается в Воронежской, Московской, Самарской областях, Красноярском, Пермском краях и других регионах.

В целом реализация приоритетного национального проекта «Образование», подпрограммы «Одаренные дети», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» создает хорошие предпосылки для совершенствования работы с талантливыми детьми и молодежью.

В то же время следует выделить и учитывать в работе ряд причин, снижающих эффективность существующих государственных программ.

Одна из них – декларативность программ. Они, как правило, не учитывают индивидуальных особенностей и различий талантливых детей и молодежи и сфокусированы скорее на отчетности, а не на эффективности.

Отмечается также узкий предметный диапазон мероприятий по выявлению детей и молодежи. Чаще всего, это школьные дисциплины. Не оцениваются креативность, новые идеи или знания и навыки, приобретенные в результате индивидуальной работы. В результате многие потенциальные таланты остаются невыявленными. Этому же способствует и несовершенство инструментов выявления талантливых детей и молодежи.

Негативным фактором, влияющим на развитие и реализацию интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи, выступает чрезмерное (не всегда очевидное) разделение на «одаренных» и «неодаренных» детей. Молодые люди, не включенные в категорию «одаренных», теряют мотивацию к обучению. Талантливые дети и молодежь вынуждены нести бремя завышенных ожиданий окружающих. К тому же зачастую отмечается «негибкость» учебных программ для талантливых детей и молодежи.


Выявление и поддержка

талантливых детей и молодежи в Красноярском крае


В целом для Красноярского края присущи общероссийские тенденции. Центром ответственности за организацию работы по поддержке талантливых детей и молодежи является Министерство образования Красноярского края, которое организует совместную деятельность с Министерством спорта Красноярского края, Министерством культуры Красноярского края, Агентством молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края.

Краевая система образования представлена большим количеством образовательных учреждений, деятельность которых направлена на поддержку талантливых школьников:

краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение "Краевая общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования по работе с одаренными детьми "Школа космонавтики" (далее - Школа космонавтики), в котором обучается 320 обучающихся 9 - 11 классов;

кадетские учебные заведения (7 кадетских школ-интернатов и 1 кадетская школа) и Мариинские женские гимназии-интернаты (2 гимназии), в которых обучается 2760 кадет и гимназисток;

краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей "Заочная естественно-научная школа при Сибирском федеральном университете" (далее - Заочная естественно-научная школа при СФУ);

35 гимназий (25702 школьника) и 19 лицеев (16816 школьников);

26 общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов (5695 школьников) и 14 общеобразовательных учреждений с классами углубленного изучения отдельных предметов (около 4000 школьников);

186 учреждений дополнительного образования детей (162000 детей);

уникальный негосударственный проект в сфере неформального образования “Красноярская летняя школа”.

Сфера культуры и искусства в крае представлена сетью образовательных учреждений:

123 муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования детей: детскими музыкальными школами, детскими школами искусств, детскими художественными школами и детской хореографической школой с общим контингентом обучающихся 29330 человек;

6 краевыми государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования.

Кроме этого, на территории края осуществляют свою деятельность 2 учреждения высшего профессионального образования, находящиеся в ведении Министерства культуры Российской Федерации.

Ежегодно талантливые обучающиеся и студенты образовательных учреждений становятся победителями престижных конкурсов различного уровня.

В крае имеются традиции и накоплен определенный опыт обучения и воспитания талантливых детей и молодежи, развития кадрового потенциала отрасли, но низкий престиж профессий в сфере культуры и искусства, удаленность муниципальных детских школ искусств от Красноярска как культурного центра края препятствуют созданию условий для обучения творческим профессиям. Незначительная государственная материальная поддержка талантливых детей, устаревший парк музыкальных инструментов, нарушение принципов непрерывности и преемственности в обучении талантливых детей, дефицит профессиональных кадров не позволяют сформировать целостную систему работы с талантливыми детьми и их дальнейшего сопровождения.

В сфере физической культуры и спорта в настоящий момент в крае работает 111 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности с общим количеством обучающихся 62666 человек. Эти учреждения в рамках системы дополнительного образования спортивно талантливых детей являются связующим звеном между массовым спортом и спортом высших достижений и не могут решать задачу подготовки спортсменов высокой квалификации. Анализ деятельности спортивных школ, по данным статистической отчетности, показывает имеющуюся тенденцию снижения эффективности их работы.

Интеллектуально талантливых детей объединяет краевое научное общество учащихся, подразделения которого действуют на базе образовательных учреждений края. Участниками научных объединений являются более 18000 школьников из 47 муниципальных образований края.

Министерством образования Красноярского края ежегодно утверждается краевой комплексный календарь массовых мероприятий со школьниками. В него включены мероприятия интеллектуальной, художественно-творческой, научно-технической, физкультурно-спортивной направленности.

Обучающиеся в крае показывают высокие результаты во всероссийских конкурсах, турнирах и олимпиадах на региональном уровне, получают приглашения на финальные этапы соответствующих мероприятий, однако не все имеют финансовую возможность выехать за пределы края.

В целом же вся деятельность с талантливыми детьми в крае разрознена, организационно не выстроена, осуществляется параллельно различными субъектами. Существуют серьезные сложности в выполнении координационной и аналитической функции. Планирование деятельности по выявлению и сопровождению талантливых детей также осуществляется без необходимой координации, а также не всегда с опорой на анализ статистической информации о достижениях детей и молодежи.

Большое количество школьников в крае на сегодняшний день не имеет доступа к качественным образовательным услугам для талантливых детей, так как сельские территории недостаточно обеспечены кадровыми и техническими ресурсами.

Профессиональную деятельность по отношению к талантливым школьникам в большинстве случаев осуществляют педагоги и психологи, не получившие специальной подготовки в период получения педагогического образования, а также в рамках повышения квалификации. Сегодня эта подготовка не обеспечена ни содержательно, ни организационно.

Вместе с тем в Красноярском крае имеется также положительный опыт организации работы с талантливыми детьми и молодежью. В период с 2011 по 2013 год в Красноярском крае действовала долгосрочная целевая программа «Одаренные дети Красноярья», в Красноярском крае давно и успешно функционируют такие «институты» работа с талантом как Школа космонавтики в г.Железногорске, интенсивная Красноярская летняя школа.

Основными итогам реализации указанной программы стали:

разработка нормативно-правовой базы во вопросам работы с талантливыми детьми и молодежью;

создание 3 краевых и 7 межрайонных ресурсных центров по работе с одаренными детьми;

введение в эксплуатацию единого портала по работе с одаренными детьми;

участие 5453 интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах всероссийского и международного уровней;

оказание финансовой поддержки 95 педагогическим работникам и 10 муниципальным образованиям края, успешно работающим с одаренными детьми.

Мероприятиями для учащихся детей и молодежи (предметные олимпиады, спортивные соревнования, творческие конкурсы, научные конференции и т.д.) удается охватить более 80% школьников края.

Также, одними из достижений реализации долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья» также стали:


  • запуск системы круглогодичных школ интеллектуального роста для одаренных детей по физико-математическому, естественно-научному и гуманитарному направлениям, школ спортивного мастерства для одаренных детей, школ художественно-эстетического развития для одаренных детей;

  • открытие специализированных классов в муниципальных образовательных учреждениях;

  • проведение летних профильных смен для интеллектуально одаренных детей на базе летних оздоровительных лагерей;

  • предоставление денежных премий лучшим педагогам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений Красноярского края, успешно работающим с одаренными детьми.

В тоже время в действующей в настоящий момент государственной программе Красноярского края «Развитие образования на 2015-2017 гг.» работе с талантливыми детьми и молодежью практически не отводится места. Единственным показателем, характеризующим эту деятельность, является удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего развития. Динамика этого показателя в период с 2015 по 2017 год зафиксирована на уровне с 80,4% до 80,8%.

Среди мероприятий в настоящий момент предусмотрены следующие основные:



  • разработка эффективной системы подготовки спортивного резерва;

  • 100 ежегодных денежных премии победителям краевого конкурса по выявлению лучших педагогических работников, руководителей самодеятельных творческих коллективов, успешно работающих с одаренными детьми;

  • проведение краевого форума достижений одаренных детей, зонального и дистанционного этапа краевого форума «Молодежь и наука»;

  • проведение интенсивных школ с одаренными детьми;

  • предоставление бюджетам муниципальных образования на содержание детей, обучающихся в физико-математических классах;

  • 35 краевых именных стипендий одаренным обучающимся общеобразовательных организаций.

Более того, как отмечается в тексте государственной программы, в настоящее время в целом в крае эта работа организована несистематично, в связи с чем и результаты этой работы незначительны, что в очередной раз подчеркивает отсутствие единого координирующего центра указанной работы в крае.

В целом, анализ современного состояния работы с талантливыми детьми и молодежью в крае позволяет выявить ряд проблем и противоречий:

несформированность точного заказа на компетенции молодого поколения, актуального для задач долгосрочного социально-экономического развития Красноярского края;

недостаточный уровень работы по выявлению, сопровождению и поддержке талантливых детей молодежи в каждом ведомстве;

отсутствие достаточных ресурсов для организации работы с талантливыми детьми и молодежью на всей территории края;

отсутствие преемственного годичного цикла масштабных краевых мероприятий для детей, проявивших свои таланты и имеющих определенные достижения;

недостаточный уровень привлечения специалистов различных отраслей и сфер в качестве наставников (тьюторов) талантливых детей и молодежи, использования вузовских и академических площадок, площадок предприятий в качестве площадок проб и развития таланта;

слабое вовлечение общественного и коммерческого секторов в работу с талантливыми детьми и молодежью.

Ключевой проблемой в сфере кадрового обеспечения работы с талантливыми детьми и молодежью становится не столько недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров, сколько отсутствие эффективного взаимодействия между специалистами различных сфер и отраслей по преемственному и комплексному сопровождению талантливых детей и молодежи вне зависимости от ведомственной принадлежности, отсутствие реального сетевого сообщества наставников талантливых детей и молодежи, включающего в себя работников систем образования, культуры, молодежной политики, социальной политики, компаний и предприятий, родительского сообщества.

Как правило, также отмечается низкий уровень материально-технической базы учреждений дополнительного образования, особенно в сельской местности, а также отсутствие специальных нормативов финансирования в рамках нормативно-подушевого финансирования.


Цель, задачи и принципы Концепции
Целью Концепции является формирование единой преемственной открытой общекраевой системы эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи как основы роста конкурентных преимуществ Красноярского края.

Задачи Концепции:



  1. Совершенствование механизмов выявления талантливых детей и молодежи в различных областях деятельности.

  2. Содействие развитию способностей и формированию компетенций талантливых детей и молодежи.

  3. Создание привлекательных условий для включения талантливых детей и молодежи в социально-экономическое развитие Красноярского края и привлечения талантливых детей и молодежи в Красноярский край, их самореализации, трудоустройства и профессионального роста.

  4. Организация последовательного сопровождения талантливых детей и молодежи.

  5. Организация научно-исследовательской работы, разработка и внедрение перспективных моделей работы с талантливыми детьми и молодежью.

  6. Формирование кадрового резерва по различным направлениям деятельности в сфере выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи.

  7. Обеспечение межведомственной координации работы, концентрации интеллектуальных, финансовых и организационных усилий на развитии и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи, сетевых механизмов взаимодействия.

В основу Концепция положена доступность участия в единой региональной системе выявления и поддержки всех детей и молодежи до 30 лет, а также молодых (до 35 лет) ученых и аспирантов независимо от места проживания и социально-экономического положения. Для всех участников предполагаются равные возможности и общие требования. Участие детей и молодежи в программах реализации Концепции является доступным, открытым и гласным. Предусматривается доведение до сведения детей (их родителей) , молодежи максимально полной информации о возможностях образования и науки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства и различных форм самореализации по приоритетным направлениям современного развития.

Предполагается широкое вовлечение в качестве партнеров и операторов реализации Концепции различных общественных структур и коммерческих формирований. Концепция ориентирована на открытость и доступность информации для всех заинтересованных сторон, нацелена на устойчивое формирование социальных настроений поддержки таланта.

Системность в реализации Концепции подразумевает учет всех основных факторов и направлений работы с талантом, координацию деятельности всех звеньев инновационной и образовательной инфраструктуры, учет интересов государства, работодателей, общественности, самих детей и молодежи.

Выстраиваемые отношения между субъектами должны быть взаимосвязаны общими задачами, носить системный характер. С целью максимально эффективного раскрытия личного потенциала молодых людей разрабатываются индивидуальные траектории образования, карьеры и саморазвития в соответствии с выявляемыми интересами и способностями, а также приоритетами развития Красноярского края.

Концепция также исходит из необходимости гармоничного сочетания индивидуальной свободы и социальной ответственности детей и молодежи, когда личные и общественные интересы не вступают в противоречия, а согласовываются во взаимодействии в целях самореализации молодежи и развития Красноярского края.

Для адаптации системы выявления, сопровождения и развития талантов к постоянно меняющимся условиям современного мира и требованиям рынка труда Концепцией предусматриваются постоянно работающие механизмы обратной связи, которые позволяют участникам и партнерам влиять на работу системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи, вносить предложения по ее совершенствованию.

Вся деятельность по выявлению, сопровождению и развитию талантов, их интеграции в экономику Красноярского края основывается и реализуется с учетом последних научных достижений, мировых бенчмарок и практик.
Механизмы реализации Концепции
С целью решения задачи эффективного межведомственного взаимодействия вопросы реализации концепции выносятся на обсуждение и принятие решения на уровень создаваемой Комиссии при Губернаторе Красноярского края по молодежной политике (далее – Комиссия).

Комиссия разрабатывает предложения по реализации Концепции и привлечению необходимых для этого ресурсов, обеспечивает взаимодействие органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, организаций и учреждений, участвующих в реализации Концепции, вносит Губернатору Красноярского края иные предложения по совершенствованию работы с талантливыми детьми и молодежью, инициирует внесение изменений в Концепцию.

Правительство Красноярского края разрабатывает и утверждает программу по реализации Концепции, определяет ресурсное обеспечение и сроки ее выполнения, а также принимает нормативные правовые акты, направленные на реализацию основных положений Концепции.

В целях организации работы по выполнению государственной программы по реализации Концепции Правительство Красноярского края принимает решение об определении уполномоченного органа (специализированной организации) и обеспечивает необходимые условия для его деятельности.

Уполномоченный орган:

организует работу по исполнению решений Комиссии;

инициирует разработку и обеспечивает исполнение программ по реализации Концепции, синхронизирует их с реализацией иных краевых программ по поддержке талантливых детей и молодежи;

разрабатывает предложения по формированию бюджета реализации Концепции;

обеспечивает научно-прикладное, в том числе экспертное, сопровождение реализации Концепции;

в установленном порядке формирует и управляет базой персональных данных талантливых детей и молодежи, вносит в Комиссию предложения по формированию кадрового резерва для сферы государственного, муниципального управления и различных секторов экономики Красноярского края;

обеспечивает функционирование специализированного портала и информационных ресурсов;

участвует в организации взаимодействия в рамках реализации Концепции органов государственной власти Красноярского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, организаций и учреждений, определяет партнеров и операторов по различным направлениям деятельности и заключает с ними соглашения;

обеспечивает вовлечение в реализацию Концепции работодателей с целью выработки мер по трудоустройству перспективной молодежи;

осуществляет мониторинг и поддержку молодежных инициатив и проектов;

вносит предложения по вопросам разработки необходимых нормативных правовых документов.

Участниками реализации Концепции выступают органы государственной власти Красноярского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, предприятия, учреждения, организации и физические лица, солидарные с целями и задачами Концепции и непосредственно участвующие в деятельности по выявлению, развитию и реализации интеллектуально- творческого потенциала детей и молодежи.

Вышеуказанные субъекты при заключении соответствующего соглашения с уполномоченным органом выступают партнерами, операторами реализации Концепции по различным направлениям деятельности и мероприятий по ее выполнению.

Важным механизмом реализации Концепции должен стать современная информационно-коммуникационная система, который отразит многогранную работу всех субъектов, участвующих в реализации Концепции, создаст удобные и эффективные интерфейсы по основным направлениям Концепции, будет интересной и актуальной для молодежи.


Основные направления реализации Концепции
Целевой адресат Концепции – дети и молодежь в соответствии с Законом Красноярского края от 08 декабря 2006 года № 20-5445 «О государственной молодежной политике Красноярского края», а также молодые (до 35 лет) ученые и аспиранты.

Раскрытие интеллектуально- творческого потенциала детей и молодежи ориентировано на выявление, поддержку и сопровождение различных типов одаренности (и их сочетаний) , основными из которых являются:

интеллектуальная одаренность (определяется высоким уровнем интеллектуального развития, проявляющимся в научно-исследовательской, инновационной, предметной деятельности);

творческая и художественная одаренность (проявляется в высоких достижениях в области художественного творчества, музыке, изобразительном искусстве, литературе, сценической деятельности);

спортивная одаренность (определяется уровнем физического развития и высокими достижениями в различных видах спорта);

социальная одаренность (определяется успешностью в общественной и предпринимательской деятельности, лидерскими и организаторскими способностями);

Основные направления реализации Концепции вытекают из ее задач и отражают приоритеты их выполнения.

1. Выявление талантливых детей и молодежи в различных областях деятельности:

совершенствование методик и соответствующих конкурсных мероприятий по выявлению талантливых детей и молодежи в различных областях деятельности, с учетом новейших тенденций мирового развития и приоритетных направлений развития Красноярского края, в т.ч. увеличение охвата детей и молодежи, вовлеченных в конкурсные мероприятия;

актуализация перечня конкурсных мероприятий и критериев отбора талантливых детей и молодежи для включения в краевую базу данных;

развитие механизмов самостоятельного (неорганизованного) включения детей и молодежи в конкурсные мероприятия;

организация и проведение комплекса мероприятий, направленных на диагностирование талантливых детей и молодежи по типам таланта;

совершенствование системы дополнительного образования, ее нацеленности на выявление и поддержку талантливых детей и молодежи;

организация и проведение комплекса мероприятий в сфере выявление талантов в сегменте дошкольного образования.

2. Развитие способностей и формирование компетенций талантливых детей и молодежи:

развитие очно-заочных и дистанционных форм, образовательных и проектных мероприятий, в том числе разработка и запуск онлайн-университета;

организация профильных смен для талантливых детей и молодежи на базе загородных оздоровительных лагерей, образовательных и досуговых центров, в том числе предоставление бюджетам муниципальных образований субсидий на подобную деятельность;

создание образовательных, развивающих модулей по группам компетенций, в том числе типовых программ для тиражирования;

организация и проведение летней школы для талантливых детей и молодежи;

применение механизмов измерения компетенций, в том числе реализация социальных тренажеров, по различным направлениям деятельности талантов;

реализация и совершенствование очных форм развития талантов, в т.ч. организация отправок талантливых детей и молодежи на стажировки в иные регионы страны и за ее пределы, а также привлечение ведущих мировых и российских специалистов к проведению мероприятий в Красноярском крае;

реализация мероприятий, направленных на построение индивидуальных траекторий развития талантливых детей и молодежи, с учетом задач социально-экономического развития Красноярского края;

создание и функционирование загородного круглогодичного центра для талантливых детей и молодежи.

3. Создание привлекательных условий для включения талантливых детей и молодежи в социально-экономическое развитие Красноярского края и привлечения в Красноярский край талантливых детей и молодежи, их самореализации, трудоустройства и профессионального роста:

организация выставочных и коммуникационных площадок в сфере работы с талантливыми детьми и молодежью, в том числе общекраевой площадки;

реализация мер материальной поддержки и создание условий для проживания, научно-образовательной деятельности и профессиональной реализации талантливой молодежи в крае, создание поощрительно-стимулирующих механизмов для победителей конкурсных мероприятий с целью интеграции в экономику Красноярского края;

обеспечение участия в проектных, образовательных мероприятиях талантливых детей и молодежи, проживающих за пределами Красноярского края, с целью стимулирования их интеграции в экономику Красноярского края;

создание и функционирование на базе операторов и партнеров Концепции лабораторий для стажировок и профессиональных проб для талантливых детей и молодежи;

формирование команд (проектных групп) для решения перспективных инициатив и проектов;

создание и регулярная актуализация для молодежных сообществ общедоступного перечня государственного и корпоративных заказов по приоритетным для Красноярского края направлениям научно- производственного и социального характера;

разработка и реализация программ обучения талантливых детей и молодежи проектированию общественной деятельности и социальным инновациям, а также механизмов формирования проектных групп;

развитие механизмов грантовой поддержки общественных формирований, в том числе молодежных сообществ, реализующих перспективные инновационные проекты;

организация молодежных инновационных форумов, выставок, конкурсов и конкурсных площадок с целью отбора и формирования базы данных (фонда) наиболее перспективных инициатив и проектов.

4. Последовательное сопровождение талантливых детей и молодежи:

создание и функционирование механизмов отслеживания талантливых детей и молодежи на всех этапах – от выявления до трудоустройства;

реализация комплекса мер по информированию талантливых детей и молодежи о возможностях образования и самореализации, трудоустройства и профессионального роста в Красноярском крае;

создание в средствах массовой информации проектов по актуальным вопросам, касающимся реализации Концепции, формирования позитивных социальных настроений относительно поддержки талантливых детей и молодежи, создание привлекательных информационно-познавательных ресурсов, отражающих новейшие тенденции мирового развития и приоритетные направления развития Красноярского края;

формирование информационно-коммуникационной платформы для реализации образовательных модулей, оценки компетенций детей и молодежи, отображающей в интегрированном виде деятельность всех субъектов реализации Концепции и обеспечивающей для них обратную связь и сетевое взаимодействие;

совершенствование действующих методик мониторинга и рейтингования талантливых детей и молодежи, а также внедрение методик мониторинга, позволяющих соотносить достижения в различных сферах деятельности;

внедрение механизмов привлечения ресурсов, а также потенциальных заказчиков и инвесторов для реализации перспективных инициатив и проектов талантливой молодежи, в том числе путем формирования частно-государственного фонда инвестиций в таланты.

5. Организация научно-исследовательской работы, разработка и внедрение перспективных моделей работы с талантливыми детьми и молодежью:

формирование перечня перспективных тем и проектов, нуждающихся в научных разработках и сопровождении;

привлечение ведущих образовательных и научных центров и их молодых сотрудников к исследованиям, а также к разработке и внедрению моделей работы с талантливыми детьми и молодежью, в том числе проведение конкурса исследований по тематике работы с талантливыми детьми и молодежью;

формирование научно-экспертного совета и внедрение системы мониторинга системы работы с талантливыми детьми и молодежью;

мониторинг реализации Концепции и организация социологических исследований, проведение научно-практических семинаров, экспертных сессий, конференций, лекций, выставок, научных форумов и мероприятий;

создание научно-образовательных центров по работе с талантливыми детьми и молодежью;

издание научной, научно-популярной, учебно-методической, справочной, специализированной литературы;

подготовка нормативно-правовых документов по вопросам совершенствования работы с талантливыми детьми и молодежью;

разработка методик и соответствующих конкурсных мероприятий по выявлению талантливых детей и молодежи в различных областях деятельности, с учетом новейших тенденций мирового развития и приоритетных направлений развития Красноярского края, в частности формирование реестра методик и конкурсных мероприятий;

разработка методик и технологий диагностирования талантливых детей и молодежи по типам одаренности;

разработка механизмов замера компетенций и технологий их применения, в том числе социальных тренажеров, по различным направлениям деятельности;

формирование совместно с работодателями компетентностных характеристик по основным и перспективным специальностям, с учетом задач долгосрочного социально-экономического развития Красноярского края;

разработка технологии перехода талантливых детей и молодежи между различными учреждениями с сохранением специфики индивидуальных траекторий развития;

разработка методик мониторинга и ведения рейтингов талантливых детей и молодежи;

актуализация направлений, по которым ведется учет талантливых детей и молодежи, центров ответственности (министерств и ведомств) по данным направлениям.

6. Формирование кадрового резерва по различным направлениям деятельности:

определение критериев отбора талантливых детей и молодежи для включения в кадровый резерв по реализации Концепции, ведение резерва;

формирование сетевого сообщества наставников талантливых детей и молодежи;

создание механизмов, стимулирующих вовлечение лучших научно-педагогических кадров в работу с талантливыми детьми и молодежью;

выработка нормативных правовых документов, определяющих статус и меры стимулирования различных категорий наставников талантливых детей и молодежи при трудоустройстве и работе в Красноярском крае, определяющих меры по привлечению в Красноярский край ведущих специалистов и наставников талантливых детей и молодежи;

организация и проведение профессионального форума для организаторов работы с талантливыми детьми и молодежью;

оказание консультационной помощи родителям талантливых детей и молодежи;

создание механизмов привлечения работодателей к формированию кадрового резерва и его использованию;

внедрение механизмов стажировки и производственной практики на базе ведущих образовательных, научно-исследовательских, промышленных предприятий Красноярского края;

7. Обеспечение межведомственной координации работы, концентрации интеллектуальных, финансовых и организационных усилий на развитии и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи, сетевых механизмов взаимодействия:

разработка регламентов координации межведомственной деятельности при реализации Концепции;

разработка межведомственной комплексной программы, направленной на реализацию Концепции на краевом уровне, программ в муниципальных образованиях края;

определение уполномоченного органа по реализации Концепции и формирование системы операторства в реализации Концепции;

разработка и внедрение системы «лицензирования» для открытого включения в реализацию Концепции иных субъектов социально-экономического развития Красноярского края;

развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации Концепции.


Предполагаемые этапы реализации Концепции
Предполагаются три этапа реализации Концепции, сроки которых будут обусловлены ее ресурсным обеспечением.

Первый из них предусматривает создание основных механизмов и принятие программы реализации Концепции.

Второй – отработку технологий по реализации ключевых направлений и механизмов взаимодействия субъектов (партнеров и операторов) , участвующих в реализации Концепции.

Третий – выстраивание целостной системы работы по развитию и реализации интеллектуально- творческого потенциала детей и молодежи.


Ожидаемые результаты реализации Концепции
При реализации Концепции предполагается достичь следующих основных результатов:

  1. Повышение эффективности и координации работы по выявлению талантливых детей и молодёжи

  2. Повышение уровня владения компетенциями талантливыми детьми и молодёжью

  3. Повышения уровня интеграции талантов в решение задач развития края

Результатами реализации Концепции также станут:

1. Увеличение количества детей и молодежи, участвующих во всех этапах краевых соревнований, олимпиад, конкурсных мероприятий по различным направлениям деятельности.

2. Увеличение количества талантливых детей и молодежи, занимающих призовые места во всероссийских и международных конкурсах и участвующих в соревнованиях, олимпиадах, конкурсных мероприятиях по различным направлениям деятельности.

3. Наличие ежегодного плана краевых конкурсных мероприятий, учитывающего новейшие идеи, разработки и тенденции мирового развития.

4. Увеличение доли студентов из других регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, обучающихся и трудоустраивающихся в Красноярском крае.

5. Функционирование специализированной информационно-коммуникационной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи.

6. Увеличение количества и доли инновационных проектов с участием талантливых детей и молодежи в общем количестве проектов, реализуемых на территории края.

7. Сокращение оттока талантливой молодежи из Красноярского края.

8. Наличие команд (проектных групп) , способных творчески решать нестандартные задачи.

9. Увеличение количества заявок работодателей на подбор специалистов и команд специалистов из базы данных специализированной информационно-коммуникационной системы.



10. Наличие кадрового резерва для сферы государственного, муниципального управления и различных секторов экономики Красноярского края.
Каталог: dat -> bin -> news attach
bin -> Методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов
bin -> Проект основные направления стратегии культурной политики красноярского края на 2009 2020 годы
news attach -> Программа итогового события Гражданского форума Красноярского края 2010
news attach -> Программа мероприятий V всероссийского фестиваля nauka 0+
news attach -> Лекции V всероссийского фестиваля науки в г. Красноярске 29 сентября


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница