Концепции современного естествознания



Скачать 74.95 Kb.
Дата25.08.2018
Размер74.95 Kb.

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Концепции современного естествознания

название дисциплины



Направление подготовки

38.03.01 Экономика

Профиль подготовки

Экономика предприятий и организаций

Квалификация

Бакалавр

Форма(ы) обучения

Заочная

Кафедра

Гуманитарных, правовых и естественнонаучных дисциплин



Составитель

___________


_____Нестерова Н.В._____

ФИО



Самара

2014


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОПОП ВО


Планируемые результаты обучения по дисциплине

Планируемые результаты освоения ОПОП ВО

Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1)

Знает:

Происхождение, исторические этапы и общие закономерности развития науки. Основные законы существования живой и неживой природы. Основные современные теории и концепции естественных наук. Научные основы современных технологий.

Умеет:

Ориентироваться в системе естественнонаучного знания. Использовать основы естественнонаучных знаний в анализе и оценке общекультурной картины мира.

Владеет:

Способностью выражать и обосновывать собственную научно-мировоззренческую позицию.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО


Индекс дисциплины по учебному плану

Курс, семестр изучения дисциплины

(заочная форма обучения)



Б1.Б.3

Курс 1, семестр 1

Б1.В.ОД




Б1.В.ДВ





3. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины,
в т.ч. контактной (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы студентов


Виды учебной работы

Объем, часов/ЗЕТ

Распределение по семестрам* (заочная форма обучения)

очная форма обучения

заочная форма обучения

Контактная работа, в т.ч.:

-

12













Лекции (Л)

-

6













Практические занятия (ПЗ)

-

6













Лабораторные работы (ЛР)

-
















Самостоятельная работа (СР)

-

56













Контроль - зачет

-

4













Итого объем дисциплины

-

72/2













*Указывается, если обучение по дисциплине ведется в течение нескольких семестров
Объем дисциплины по тематическим разделам и видам учебных занятий

Наименование тематического раздела дисциплины

Количество часов

(заочная форма обучения)



Л

ПЗ

ЛР

СР

Научные методы и естественнонаучная картина мира.

0,5

0,5




7

Исторические этапы развития естествознания.

0,5

0,5




7

Структурные уровни и системная организация материи.

0,5

0,5




7

Концепции современной физики.

0,5

0,5




7

Основные идеи и проблемы современной астрономии и космологии.

1

1




7

Основные геологические концепции.

1

1




7

Фундаментальные принципы и представления современной биологии.

1

1




7

Человек как объект естественнонаучного познания.

1

1




7

Итого

6

6




56

Содержание тематических разделов дисциплины

Наименование раздела

Содержание раздела

Научные методы и естественнонаучная картина мира.

Естествознание как комплекс наук о природе. Общая характеристика естествознания. Естествознание и сфера управления. Научный метод познания. Правила научного познания. Процесс и методы научного познания. Классификация научных методов. Эксперимент – основа естествознания. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития). Развитие представлений о материи. Развитие представлений о движении. Развитие представлений о взаимодействии.

Исторические этапы развития естествознания.

История становления и развития естествознания. Естествознание эпохи античности. Научные идеи Фалеса, Пифагора. Идеи атомизма в античной науке (учение Демокрита). Создание Аристотелем геоцентрической картины мира. Естествознание эпохи Средневековья. Наука Нового времени. История научных революций. Научные идеи Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея, И.Кеплера И. Ньютона. Физика XVIII-XIX вв. Становление научной химии. Открытие Периодического закона Д.И. Менделеева. Физика и химия на рубеже XIX-XX вв. Открытие рентгеновских лучей и явления радиоактивности

Структурные уровни и системная организация материи.

Микро-, макро-, мегамиры. Системные уровни организации материи. Структуры микромира. Процессы в микромире. Развитие атомно-молекулярного учения. Открытие элементарных частиц. Модель атома Томпсона. Опыты Резерфорда. Модель строения атома Резерфорда-Бора. Современные представления о строении атома. Периодическая система химических элементов и связь свойств химических элементов с атомной моделью. Химические системы. Реакционная способность веществ.

Понятие радиоактивности. α-, β-, γ-лучи. Правила смещения при радиоактивном распаде. Радиоактивный распад и процесс деления ядер.

Квантовая механика. Классификация элементарных частиц. Лептоны и адроны. Кварковая модель.


Концепции современной физики.

Фундаментальные взаимодействия в природе. Стандартная модель. Теории Великого объединения. Большой Адронный Коллайдер.

Принципы симметрии, законы сохранения.

Эволюция представлений о пространстве и времени. Специальная теория относительности. Общая теория относительности.


Основные идеи и проблемы современной астрономии и космологии.


Космология (мегамир). Происхождение Вселенной. Расширяющаяся Вселенная, доказательство расширения Вселенной. Модель Горячей Вселенной. Концепция Большого взрыва. Инфляционное расширение вакуума. Объекты Вселенной. Галактики. Типология галактик. Происхождение галактик. Звёзды. Характеристики звезд. Спектральные классы. Строение и эволюция звезд. Белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры. Диаграмма «спектр-светимость» Герцшпрунга-Рессела.

Солнечная система.



Основные геологические концепции.

Геологическая эволюция. Формирование облика Земли и теория дрейфа континентов. Геохронологическая шкала. Геологические эры и периоды. Литосфера. Геологические процессы. Атмосфера. Состав, функции, происхождение атмосферы. Атмосферные слои и их характеристика.

Гидросфера – водная оболочка земли. Объем и состав гидросферы. Происхождение воды на Земле. Физико-химические свойства воды и их значение для природных процессов.



Фундаментальные принципы и представления современной биологии.

Фундаментальные отличия живого от неживого. Клетка как основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Строение и типы клеток.

Биологические макромолекулы, лежащие в основе жизни: белки, ДНК и РНК. Генетический код, принцип шифровки генетической информации. Генная инженерия и клонирование – современные научные достижения. Биологический и этический аспекты проблемы клонирования.

Происхождение жизни (эволюция и развитие живых систем). Основные теории, описывающие происхождение жизни. Биохимическая эволюция. Теория РНК-мира.

Эволюция жизни на Земле. Становление эволюционного учения. Современные представления о механизмах эволюции. Неодарвинизм. Факторы эволюции. Законы эволюции. Естественный отбор как движущая сила эволюции. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к окружающей среде как результат естественного отбора.



Человек как объект естественнонаучного познания.

Концепция устойчивого развития. Биосфера. Человек в биосфере. Глобальный экологический кризис. Экология и здоровье.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2018
2018 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии Рассмотрена и одобрена на заседании нтс ао «цнити «Техномаш»
2018 -> Курс лекций «Українські історичні школи»
2018 -> Т. В. Юрьева Историческая интерпретация русского православного иконостаса
2018 -> Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому
2018 -> Круглый стол «Вечной может быть лишь Россия Духа» /к 70-летию со дня смерти выдающего русского философа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница