Концепции современного естествознания



Скачать 226.33 Kb.
страница1/5
Дата27.04.2018
Размер226.33 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5

Российский государственный гуманитарный университет

Кафедра истории науки

Канд. филос. наук, доц. Солоненко А.Г.

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ


Программа курса

(Общее количество часов – 60. Лекции – 30, семинары – 30)

Москва, 2007

Российский государственный гуманитарный университет

Кафедра истории науки
Доцент Солоненко А.Г.
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО КСЕ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Лекция 1. Естествознание, его место и роль в системе современной науки.

Введение в курс лекций.



Часть 1. Вселенная и окружающий космический мир.

Лекция 2. Происхождение и эволюция Вселенной. Модель Большого

взрыва.

Лекция 3. Эволюция и строение галактик, звезд и планет.


Лекция 4.Реальные и виртуальные миры Вселенной.

Часть 2. Современная физическая картина мира.

Лекция 5. Физический мир, его размеры и уровни.

Лекция 6. Релятивистская и квантовая модель физического мира.

Лекция 7. Силы физического взаимодействия и их роль в природе.


Лекция 8. Синергетика и самоорганизация физического мира.

Часть 3. Биологическая жизнь, ее место и роль во Вселенной.

Лекция 9. Биологическая жизнь в системе саморазвивающегося мира.


Лекция 10. Биосфера Земли как уникальная космическая и экологическая

система.

Лекция 11. Современные концепции возникновения жизни на Земле.
Лекция 12. Появление человека как закономерный этап в эволюции

биосферы.


Лекция 13. Исторический этап в эволюции человека.

Лекция 14. Генетика и социальная биология о человеке.

Лекция 15. Современные проблемы этнологии, геронтологии и медицины.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА:
Предлагаемый курс лекций читается автором по самостоятельно разработанной программе, максимально приближенной к нормативным требованиям и стандартам Министерства образования и науки Российской Федерации. Основная задача курса – дать студентам-гуманитариям необходимый минимум предметных знаний в области современного естествознания. В соответствии с действующим образовательным стандартом, курс лекций по КСЕ должен иметь интегративный ознакомительный характер, не подменять отдельных естественных наук и не сводиться к изучению всей совокупности знаний, которыми располагает современное естествознание. В связи с этим предлагаемый лекционный курс нацелен на ознакомление студентов гуманитарных факультетов только с наиболее важными естественнонаучными концепциями и теориями, которые лежат в основе современного естествознания и определяют перспективу его развития.

Читаемый курс лекций пронизан общей концептуальной идеей, единым теоретическим стержнем. В основу курса положены идеи Вернадского о трех периодах развития планеты Земля: космическом, геологическом и историческом. При таком подходе «Концепции современного естествознания» органически преломляются через предметное знание отдельных естественных наук, образуя в итоге необходимую теоретическую основу современной естественнонаучной картины мира. Сформировать у студентов гуманитарных специальностей современную естественнонаучную картину мира является главной целью предлагаемого курса лекций.

Заканчивается изучение лекционного курса написанием студентами реферата на одну из предложенных тем современного естествознания и сдачей экзамена или зачета в соответствии с принятой на факультетах РГГУ учебной программой.

Предлагаемый в курсе лекций концептуальный подход определяет структуру курса, который состоит из трех частей:

Часть 1. Вселенная и окружающий космический мир.

Часть 2. Современная физическая картина мира.

Часть 3. Биологическая жизнь, ее место и роль во Вселенной.

Первые две части в рамках предлагаемого курса лекций интегрируют основные естественнонаучные концепции, модели и теории из современной космологии, астрономии, геологии, физики и химии. Третья часть привлекает современные естественнонаучные концепции и теории из биологии, антропологии, социобиологии, исторической и социальной экологии. Особое внимание в третьем разделе уделяется человеку, его биологическому происхождению и исторической эволюции.

В лекциях, относящихся к третьей части, раскрывается биосоциальная природа человека и человеческого сознания, обосновывается способность человека к целесообразной сознательной деятельности. Много места в третьей части уделяется современным актуальным проблемам, связанным с изучением этнических и социально-биологических особенностей людей, их разумной и бессознательной инстинктивной жизни. Показывается место и роль человека в природе и обществе, в созидании духовной и материальной культуры и в освоении окружающего мира.

Особое место в лекционном курсе занимают проблемы, связанные с изучением аномальных явлений природы и человеческой психики. К таковым в курсе лекций отнесены проблемы парапсихологии и уфологии. Студентам гуманитарных факультетов будет весьма полезным знать современные дискуссионные точки зрения по этим неизученным явлениям природы.

Заключительный лекционный материал посвящен современным экологическим проблемам и проблемам ноосферы, которые возникают у человека в связи с неуклонным возрастанием промышленного и научно-технического потенциала.

Российский государственный гуманитарный университет

Кафедра истории науки
Доцент Солоненко А.Г.

ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО КСЕ

Лекция 1. Естествознание, его место и роль в системе современной науки.

Введение в курс лекций.

Предмет, цель и задачи курса «Концепции современного естествознания». Современная наука и ее основные отрасли. Предмет естествознания, его место и роль в системе современной науки. Естествознание как идеал науки и образец научных знаний. Естествознание и гуманитарные науки. Современная естественнонаучная картина мира. Значение естествознания для студентов гуманитарных специальностей.


Каталог: binary
binary -> Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ)
binary -> Особенности репрезентации культурной идентичности в интернете
binary -> Стратегии личностной идентификации в сетевом пространстве компьютерной симуляции: культурологический аспект
binary -> Жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе
binary -> Формирование образа семьи в средствах массовой информации россии
binary -> Религиозно-философская и психоаналитическая интерпретации проблемы пола: В. В. Розанов и з. Фрейд
binary -> Программа по социологии «Социология семьи, детства и гендерных отношений»
binary -> Мурадян Овик Хачикович
binary -> Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология личности»
binary -> Презентация тела в советской фотографии «оттепели»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница