Концепции развития регионального образования в постсоветский период



Скачать 158.33 Kb.
страница1/2
Дата05.05.2018
Размер158.33 Kb.
  1   2

КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Данилова И.Ю.,

ст. преподаватель,

Альметьевский государственный нефтяной институт,

г.Альметьевск, Россия


Постсоветский период существования нашего государства характеризуется возникновением самостоятельных субъектов, осуществляющих собственную национально-государственную политику. Частью проведения данной политики является формирование региональной системы образования, отражающей особенности социально-экономического, политического и этнокультурного развития данного региона.

Понятие «региональная система образования» представляет собой целостную, завершенную структуру взаимосвязанных элементов, выполняющих образовательные функции и формирующуюся под влиянием определенных социально-политических условий. «Региональная система образования представляет совокупность организационных структур, находящихся на определенной территории и включенных в социально-экономическую систему региона с присущими ему особенностями: природными, экологическими, культурно-историческими, этнографическими, а также обеспечивающих полноту и непрерывность образования (присвоения культурно-исторического опыта) индивида, проживающего на данной территории» [1, 123]

Юридическим оформлением системы регионального образования можно считать федеральный закон РФ «Об образовании», который определил три образовательных уровня: федеральный, региональный и школьный (вузовский) компоненты содержания образования. Следующим этапом формирования региональной образовательной системы является «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», обозначившая необходимость разработки национально-регионального компонента содержания образования как основы региональной образовательной системы. Были обозначены два основных направления развития образовательной системы: стандартизация и вариативность образовательных дисциплин. Стандартизация выражается в существовании государственной нормы, определяющей основные параметры изучения дисциплин, а вариативность образования предполагает наличие национально-регионального и школьного (вузовского) компонентов, способствующих формированию личности выпускника с учетом особенностей развития региона и особенностей функционирования конкретной школы (вуза).

Данные программные документы правительства подготовили почву для исследований социологов, экономистов, педагогов, освещающих различные аспекты развития системы регионального образования и возникновению ряда концепций регионализации образования. Основными понятиями, изучаемыми в процессе исследований, явились: «региональная система образования», «региональное образовательное пространство», «регионализация образования», «региональные особенности образования».

Под регионализацией образования И.А.Журавлева понимает «процесс постоянного развития образования в соответствии с образовательными потребностями жителей региона… регионализация предполагает становление регионального образовательного пространства через координацию действий его различных субъектов, через развитие многообразных инициатив, становление реальной свободы и плюрализма форм образования и образовательных услуг» [2,93]. Конструкция региональной образовательной системы, предложенная И.А.Журавлевой, включает в себя три подсистемы:


  1. Подсистема целей, где раскрывается связь между целями системы образования и задачами по их реализации, в качестве основной цели региональной образовательной системы выделяется обеспечение права личности на получение образования в соответствии с ее интересами и способностями.

  2. Подсистема средств, включающая в себя средства системы образования, определяемые на основе анализа оптимальных и реально возложенных затрат на функционирование каждого звена системы (госбюджет, правовые документы); и педагогическую систему, обосновывающую пути построения совокупности учебно-воспитательных учреждений.

  3. Подсистема результатов, объединяющая совокупность учреждений, оптимальная для данного региона (государственные и альтернативные учебные учреждения, учебно-производственные комплексы, институты повышения педагогической квалификации) [2,97]. Все вышеуказанные подсистемы должны быть сбалансированы и служить конечной цели образования – развитию личности с учетом ее потребностей и способностей в новых общественно-экономических условиях.

Свое определение регионализации образования выводит Н.А.Лоншакова: «регионализация образования – это ориентация на потребности личности, реализуемой в конкретной социальной и социокультурной среде, формирование единого образовательного пространства региона, учет конкретных региональных особенностей (природных, экологических, промышленных, интеллектуальных, культурных, национальных, ментальных)» [3, 56].

Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить основные концепции развития регионального образования. Первое концептуальное направление составляют теории, ориентированные на развитие национально-регионального компонента содержания образования. «Национально-региональный компонент содержания образования является наиболее вариативной и динамично развивающейся частью учебного плана и формируется на основе: учета специфики конкретного региона; принципа местной инициативы и развития инноваций в образовании; самостоятельности региональных субъектов, определяемой рамками Законов РФ и РТ «Об образовании»; выработки и реализации региональных образовательных стандартов» [4, 19]. Над оформлением данной концепции работали ученые В.М.Возница, М.И.Лахтина, В.Г.Гайфуллин, Т.А.Резяпова.

Дидактическая модель регионального содержания школьного естественно-научного образования была создана В.М.Возницей, где краеведческий принцип выделяется как основа организации всех видов учебно-познавательной деятельности учащихся и реализуется через «краеведческую деятельность учащихся при непосредственном их взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями на местности или через краеведческий подход к содержанию программных тем, при котором осуществляется органическая связь представлений, полученных при непосредственном восприятии, с научно-теоретическими знаниями» [5, 53]. Помимо краеведческого принципа, В.М.Возница выделяет: принцип личностного целеполагания, определяющий положение ученика как активного субъекта образовательного процесса, принцип связи регионального и федерального компонентов, принцип территориальной целостности регионального компонента, принцип относительной самостоятельности национального компонента, представляющей национальное образование как часть целостного мирового образования; принцип содержательной целостности национально-регионального компонента, предусматривающий относительную самостоятельность региональной составляющей в структуре общего содержания образования. Данные принципы оказали влияние на составление двух основных видов моделей включения национально-регионального компонента в содержание учебных курсов: полипредметной модели, предполагающей включение регионального содержания в предметы федерального компонента (базовая) и предполагающая изучение регионального содержания за счет выделения дополнительных часов из регионального и школьного компонентов базисного плана (повышенная); монопредметной углубленной модели, представляющей собой курс на углубленное изучение регионального содержания, реализуемый на факультативных занятиях; монопредметной интегративной модели, осуществляющей разработку комплексных курсов, обеспечивающих взаимосвязь различных аспектов регионального содержания образования.

В республике Татарстан Министерством образования были определены национально-региональные компоненты учебных программ в каждой образовательной области с определением принципов его построения, содержания и способов реализации. В образовательной области «Общественные дисциплины» национально-региональный компонент был введен на основе принципа целостной системности, а в качестве основных идей построения национально-регионального компонента выступает идея единства исторического и социального процессов, общности исторических судеб народов России и Татарстана. В качестве приоритетных способов реализации национально-регионального компонента Министерством образования РТ были обозначены:

- сквозные региональные учебные курсы («История Татарстана и татарского народа»);

- автономные учебные курсы («Политическая история татар», «Духовная культура татарского народа», «История тюркских, финно-угорских народов края»);

- включение регионального компонента в структуру учебных курсов федерального компонента (модуль «Политико-правовая система Татарстана» в курсе «Правоведение»;

- элективные курсы по отдельным образовательным дисциплинам («Экология Республики Татарстан» в курсе «Основы экологических знаний».

Введение национально-регионального компонента дало почву для исследований ученых республики Татарстан по изучению сущности понятия национально-регионального компонента, выявлению его содержания и внедрению в педагогическую практику. Возникает многообразие региональных факультативных, специализированных курсов: «Диалог культур» (Гуревич А.Г.), «Художественная культура Татарстана» (Дериновская А.Г.), «Ознакомление с национальной культурой татарского народа» (Р.Бурганова), «География Кукморского района» (Р.М.Мухаметов), появились учебники и учебные пособия, изучающие историю и географию Татарстана, правовые основы республики, национальный язык, этнокультурное наследие народов Татарстана. Расширение спектра региональных образовательных программ и курсов привело в начале нового века к острой необходимости поддержания конкурентоспособности национально-регионального образования и соотнесения с процессами глобализации в условиях вхождения России в мировое образовательное пространство.

Следующее концептуальное направление тесно связано с предыдущим, центральное место здесь отводится национальной культуре как базовому элементу национального образования и реализации основных направлений деятельности национальной школы (Л.Ш.Сулейманова, Ф.Ф.Харисов, Ф.Г.Ялалов, Г.Ф,Хасанова, Я.И.Ханбиков). На примере республики Татарстан учеными-педагогами были обозначены базовые положения развития национального образования:



  1. Трансляция национальных культур и формирование национального самосознания.

  2. Достижение современного уровня цивилизованного развития, высокого международного стандарта образования, открытость культур всех народов в интересах гармонизации межнациональных отношений в многонациональном обществе.

  3. Формирование культуры межнационального общения, которая выполняет функции установки и развития личностных отношений между людьми разных национальностей [6, 54].

Данная концепция предполагает направленность на формирование личности представителя любой нации и адаптированность к историко-культурному наследию республики. Ф.Ф Харисовым были отмечены ведущие идеи концепции национального образования в Татарстане: «обеспечение права обучаться на родном языке; освоение национальной культуры, духовности родного народа, обогащение ее культурой народов совместного проживания, ориентация человека на культуру как на ценность, приобщение к ценностям мировой культуры; сохранение, воспроизводство и приумножение национально-культурного достояния региона; подготовка к жизни и профессиональной деятельности с учетом традиционного уклада, трудовых традиций народа и требований, возникших при переходе к новым экономическим отношениям» [6, 55]. На основе концепции национального образования формируются различные модели создания национальной школы. В.Б.Помелов выделяет две ведущие тенденции, определяющие ход развития национальной школы: тенденция «компонентного» характера, исходящая из понимания развития национальной школы как автономного процесса по отношению к общегосударственному содержанию образования, где приоритет отдается этнопедагогической аранжировке национального (регионального) компонента; тенденция содержательного характера, согласно которой национальное образование трактуется как целостность, дающая возможность освоения российской и мировой культур, регионально-этническая система образования строится на диалоге с общероссийской культурой на всех возрастных ступенях образования [7, 55]. Национальная школа должна отвечать новым требованиям времени, быть конкурентоспособной и совмещать в себе три образовательных пространства: общемировое, общероссийское и национально-региональное. Пример построения модели национальной гимназии и реализацию ее на практике можно проследить в исследовании Ф.Г.Ялалова. По его замыслу, концептуальная модель национальной гимназии реализует две ведущие идеи, согласно которым национальная гимназия является учебным заведением, осуществляющим этноориентированное образование, и школой нового типа, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. «В качестве генеральной цели национального гимназического образования принято формирование человека национальной культуры» [8,92]. Концептуальная модель национального гимназического образования Ф.Г.Ялалова появилась как результат синергетического единства двух структурных моделей:

  1. «Человек национальной культуры», состоящей из базовых компонентов: «этнокультурное представление», «национальное самосознание», «социальные роли и функции», «этнокультурная самореализация», предполагающих создание определенной среды и определенных условий.

  2. «Этническая среда», базовыми компонентами которой являются «этническое общение», «национальные традиции», «национальный фольклор», «национальное искусство», предполагающей активность и самодвижение человеческой личности в однородной среде (по языку, национальности, религиозной ориентации) и обеспечивающей учащимся условия участия в национальных традициях.

Данная модель была реализована на практике виде создания национальных школ в различных городах Татарстана: татарская гимназия №1 г.Казани, Татарская гимназия №5 г.Казани, татарско-турецкий лицей г.Альметьевска, Татарская гимназия им.Ризы Фахретдина г.Альметьевска, татарская гимназия г.Заинска, татарско-турецкий лицей-интернат им.Габдуллы Тукая г.Нижнекамска, татарская гимназия №2 г.Нижнекамска, чувашская гимназия г.Нижнекамска. Большинство гимназий в Татарстане работает над основной идеей национальной школы – формированием человека национальной культуры. Цели национальных учебных учреждений в республике звучат следующим образом: «Формирование национального самосознания и творческих способностей учащихся» (татарская гимназия №5 г.Казани), «Нравственное и эстетическое воспитание учащихся средствами татарского фольклора» (татарская гимназия №1 г.Казани), «Использование лучших традиций, обычаев татарского народа в обучении и воспитании детей» (татарская гимназия г.Заинска), «Создание экспериментального комплекса интеллектуального, духовного и физического развития, обеспечивающего качественное образование и гармоническое развитие детей путем свободного выбора профиля обучения и направления личностного развития» (татарская гимназия №2 г.Нижнекамска), «Выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, творчески мыслящей языковой личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, интегрированной в систему национальной и мировой культур» (татарско-турецкий лицей-интернат им.Габдуллы Тукая г.Нижнекамска) [8, 81].

Третье концептуальное направление представляют модели развития регионального образования, в которых представлен анализ функционирования системы образования на уровне региона через решение организационных и управленческих проблем, реализацию приоритетных направлений региональной образовательной политики. Данное направление представлено работами В.Г.Новикова, И.В.Самохина, В.Б.Помелова, Н.А.Лоншаковой. Приоритетной задачей развития системы регионального образования В.Г.Новиков считает необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования процесса образования и четкостью определения полномочий различных уровней управления. К основным вопросам федеральной политики в сфере образования В.Г.Новиков относит: формирование и осуществление федеральной политики в сфере образования, предполагающее разработку и реализацию федеральных программ; формирование системы управления образовательными учреждениями, включающей в себя создание федеральных государственных, ведомственных органов управления образованием, независимой системы государственной службы. Назначение руководителей этих органов, реорганизацию и ликвидацию образовательных учреждений федерального подчинения; правовое регулирование деятельности образовательных учреждений и управление ими, обеспечивающее установление порядка создания, организации и ликвидации образовательных учреждений, их аттестацию, разработку и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, контроль за исполнением федерального законодательства; финансовое регулирование обеспечения деятельности образовательных учреждений, информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработку примерных учебных планов и программ курсов, организацию федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров [9,165]. По мнению В.Б.Помелова, важнейшим аспектом регионализации образования является региональная образовательная политика, приоритетными направлениями которой должны являться: «формирование сбалансированного, конструктивного, динамично развивающегося типа региональной образовательной и воспитательной политики; создание и реализация региональных образовательных и воспитательных программ; развития регионального компонента содержания образовательного и воспитательного процесса; совершенствование работы региональных инновационных и традиционных образовательных учреждений; учет национально-этнического аспекта при разработке и осуществлении региональной просвещенческой политики» [7,41]. Большую социально-педагогическую значимость В.Б.Помелов придает изучению региональных особенностей – специфических черт, связанных с ведущими направлениями образовательной политики и придающих неповторимый характер и своеобразие осуществлению процесса образования в различных субъектах Российской Федерации.

Следующее, четвертое концептуальное направление рассматривает региональное образование как систему, состоящую из динамической зависимости элементов и уделяет внимание отдельным свойствам регионального образования, таким как непрерывность, или различным аспектам развития регионального образования в современный период (Л.В.Моисеева, И.С.Кобозева, Д.С.Ягафарова, В.П.Григорьев).

Л.В.Моисеевой была составлена и обоснована региональная концепция системы экологического образования, представляющая собой взаимосвязь и взаимодействие следующих компонентов: экспертно-управляющего, регионального мониторингового, информационно-аналитического, каждый из которых состоит из динамической зависимости элементов. Система отвечает требованиям региональной политики и носит территориальный характер. И.С.Кобозевой разработана концепция региональной системы непрерывного музыкального образования, где были выделены базовые составляющие: национально-культурная деятельность, педагогическая национально-культурная деятельность, региональный образовательный процесс, ценности национальной культуры, региональная система музыкального образования. Данная система призвана выполнять функции по типологии системы: социальную, психологическую, культуросообразующую, педагогическую; по видам деятельности дидактических процессов: нормативную, диагностическую, социализирующую, проектировочную. Среди условий действия системы непрерывного регионального образования И.С.Кобозева выделяет:

- отражение федеративного и национально-регионального компонентов содержания образования в соответствии с Конституцией РФ, законом «Об образовании», «Национальной доктриной образования», Государственным образовательным стандартом;

- учет преемственности, взаимосвязи и целостности всех образовательных учреждений, которые независимо от самостоятельного развития реализуют национально-региональный компонент содержания, систему соответствующих средств, методов, технологий обучения;

- понимание национального культурного развития личности как целостности, которую личность последовательно приобретает в целостном процессе непрерывного регионального образования [10, 268].

В структуре модели непрерывного профессионального образования в регионе Д.С.Ягафарова выделяет два основных блока: общий, инвариантный, связанный с фундаментальными основами профессионального образования, и региональный, связанный с особенностями региона. Региональное образование представляется «специфической формой взаимодействия субъектов по поводу производства, распределения, обмена и потребления нового, прибавочного и личностного потенциала. В процессе такого взаимодействия формируется образовательная система, которая в современной форме включает в себя: подсистему управления образованием, образовательные учреждения, субъекты образования, объекты образования, конкретно исторические формы взаимодействия между ними [11,17]. По мнению Д.С.Ягафаровой, региональные образовательные системы представляют наилучшие возможности для формирования в современных условиях социокультурного развития национального самосознания, которое связано с усвоением родного языка и с процессом групповой и индивидуальной самоидентификации; опирается на развитие эмоционально-ценностного отношения личности к себе как к представителю этноса, и стимулируется воздействием других национальных культур.



Таким образом, вышеизложенное позволяет выделить основные тенденции развития региональной образовательной науки: часть исследований отражают педагогическое обоснование основополагающих понятий педагогической регионалистики: «регион», «региональное образовательное пространство», «региональная образовательная политика», ряд исследований охватывает какую-либо из сторон регионального образования: формирование и развитие национального образования, принципы и способы внедрения национально-регионального компонента в содержание образования, особенности функционирования региональных университетов, особенности формирования национальной культуры как базового компонента содержания регионального образования. В современных условиях вхождения России в общемировое образовательное пространство возникает необходимость поддержания конкурентоспособности регионального образования, и вследствие этого, конструктивная реализация основных концептуальных направлений регионального образования с учетом возможных проявлений региональных особенностей и опорой на их положительные характеристики.

Каталог: branch -> donetsk -> sotrud -> gum nauka
sotrud -> Проблемы информационных технологий обеспечения размещения государственных и муниципальных заказов в РФ
branch -> Реферат по одной теме. Выбираем номер темы по списку в группе, т е. если ваша фамилия стоит 1 в списке, значит тема реферата 1
branch -> Б. 01. 02 История экономики цель дисциплины: формирование у студентов комплекса
gum nauka -> Влияние демографических и ресурсных факторов на процесс цивилизационных трансформаций
gum nauka -> Становление идеи глобального права
gum nauka -> Формирование культурно-образовательной среды вуза в условиях глобальной информатизации
sotrud -> Факторный анализ устойчивого развития предприятия в рисковых ситуациях


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница