Комплексный подход к воспитанию социально и педагогически запущенных школьников в свете фгос второго поколения



Скачать 57.86 Kb.
Дата20.02.2018
Размер57.86 Kb.
ТипДоклад

Доклад на тему «Комплексный подход к воспитанию социально и педагогически запущенных школьников в свете ФГОС второго поколения»

Приступая к работке новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения, учёные РАО и РАН ставили перед собой задачу определить, какую роль играет система образования в жизни российского общества. В соответствии со старой редакцией статьи 7 Закона «Об образовании», действовавшего до декабря 2007 г.(3, 4), стандарт определяется как совокупность обязательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников. Школе отводилась роль транслятора знаний, и качество её работы оценивалось исключительно по тому, удалось ли передать эти знания выпускникам. Столь упрощённое отношение к школе не могло не породить проблемы, которые мы имеем сегодня в системе общего образования. Желание руководства страны решить эти проблемы привело не только к существенным изменениям в законе «Об образовании», но и к появлению ряда основополагающих документов государственной образовательной политики, прежде всего национальной образовательной инициативы «Наша новая политика». Новый стандарт изначально рассматривался как общественный договор между семьёй, обществом и государством. В его основу были положены две идеи: идея о построении в России открытого гражданского общества, высказанная В.Путиным, и идея о том,что школа и система образования должны обеспечить реализацию плана стратегического развития страны до 2020 года «Плана-2020». До сих пор в российских школах приоритетотдавался обучению, причём не по самым современным методикам. Теперь, с переходом на новые стандарты, необходимо создать условия, при которых школьник мог бы научиться рассуждать, формировать собственное мнение. В основу новых образовательных стандартов положены последние разработки российских и зарубежных учёных в части формирования эмоционально-чувственного восприятия у школьников, а во главу угла новых образовательных стандартов поставлено воспитание школьников. К сожалению, часто процесс воспитания в школе рассматривается как явление самодостаточное, а ребёнка воспринимают в качестве винтика, встроенного в некую систему. В рамках ФГОС второго поколения воспитание рассматривается как «комплексная социально-педагогическая, культурная технология, которая поддерживает развитие человека, общества и государства, способствуя решению стоящих перед ними проблем через трансляцию духовно-нравственного идеала российского общества». Национальный воспитательный идеал – это высшая цель образования, это представление о человеке, на обучение, воспитание и развитие которого направлены усилия семьи и школы, взаимодействующих с органами государственной власти, общественными и религиозными организациями, политическими партиями, СМИ и т. д. На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Следствием обострения всех этих жизненных противоречий является и социально-педагогическая запущенность школьников. Социально-педагогическая запущенность- это состояние личности ребёнка, которое проявляется в несформированности у него свойств деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Социальная запущенность формируется под влиянием определённых факторов. Основными проявлениями её в школьном возрасте является «…неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями ,дисгармония мотивов поведения» Социальная запущенность противоположна воспитанности, она становиться основой трудновоспитуемости школьников. Педагогическая запущенность – состояние, противоположное также развитости, образованности (обученности).Оно характеризуется отсутствием необходимого запаса знаний, слабым владением способами и приёмами их приобретения и неразвитостью учебно-познавательных мотивов. Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость и слабовыраженную индивидуальность ребёнка в учебно-познавательной деятельности.Социальный и педагогические аспекты запущенности взаимосвязаны. Неуспешность в деятельности, необученность, необразованность влияют на уровень социального развития школьника, его адаптацию и дальнейшую социализацию в обществе. Особое значение в воспитании социально и педагогически запущенных школьников имеют три момента. Во-первых, в общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности,подозрительности, недоверчивости подростка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость. Во-вторых,учителю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного, и стараться опираться на это положительное в работе по его перевоспитанию. В-третьх, нередко хорошие результаты даёт открыто выражаемое доверие к нравственным силам трудных школьников. Несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, подростки очень ценят то, что им доверяют. Комплексный характер такого явления, как социально-педагогическая запущенность, требует соответствующих подходов к содержанию организации её диагностики, профилактики и коррекции. Это обуславливает единство и взаимосвязь названных процессов, предполагает параллельность в воспитательной работе с запущенным ребёнком и его микросоциумом, сочетание общих групповых и индивидуальных форм работы, её психологических и педагогических методов. Комплексный подход к указанному процессу подразумевает воздействие на личность запущенного ребёнка, его самосознание, общение и деятельность, затрагивает мотивационную, эмоционально-волевую, интеллектуальную и поведенческую сферы личности. Комплексный подход проявляется в поэтапном движении от диагностики причин запущенности школьников к коррекции их личностных качеств. На первом этапе работы с трудными школьниками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире школьника, уровень педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании. Второй этап связан с выбором методов и приёмов коррекционной работы. Переубеждение эффективно при работе классного руководителя, переучивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе .На третьем этапе учитель проектирует развитие ценностей ориентации индивидуальных личностных качеств школьника. На четвёртом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учётом уровня развития конкретного школьника, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Заключительным, пятым, этапом является корректирование. Наиболее эффективными методами и приёмами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Комплексный подход к процессу воспитания социально и педагогически запущенных школьников предполагает также совокупность мер по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся.Школа тесно сотрудничает с внешними субъектами профилактики: ежегодно составляются совместные планы с сотрудниками ОВД и ГБДД; ежемесячно отправляются материалы на трудных детей в КДН и ЗП; школа обращается в центры помощи семье, социальные службы, органы опеки и попечительства для работы с семьями «группы риска»; школа тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования, ДЮСШ, ДК, школой искусств по вопросам занятости школьников во внеурочное время Таким образом , комплексный подход к процессу воспитания социально и педагогически запущенных школьников расставляет чёткие акценты на организацию и содержание процесса диагностики, профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности школьников в условиях разработки новых ФГОС второго поколения. Помогает объединить усилия специалистов разных уровней, обеспечить их функционально-ролевое взаимодействие в воспитательной работе с «трудными» школьниками.

Социальный педагог Михолап И.В.

Директор школы Подлесных Т.Н.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1»

РассмотреноУтверждаю

приказомот01.09.2015г. НапедагогическомСовете ОУ № 2-99

протокол №1 -------------------Т.Н.Подлесных



Программа

духовно-нравственного воспитания и развития

обучающихся «7Г» класса

Автор: МИхолап И.В.

социальный педагог,

классный руководитель



обучающихся 7»Г» класса

2015-2016 учебный тод


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница