Комбинаторная модель русской интонации



страница1/20
Дата05.05.2018
Размер0.56 Mb.
ТипГлава
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Глава 3. Комбинаторная модель русской интонации


0. Краткая характеристика прежних систем описания

Отечественные системы описания русской фразовой интонации (Брызгунова 1969, 1980; Николаева 1977; Светозарова 1982) до сих пор основывались на ограниченном инвентаре базовых конструкций, что отражало представление о незначительном наборе семантически релевантных просодических признаков и их малых сочетательных возможностях. Этому соответствовало и представление о функционировании интонационных конструкций: они связывались с "основными типами” высказываний (некоторыми типами утверждений, вопросов, побуждений и восклицаний).

Система Е.А.Брызгуновой, сыгравшая важную роль в развитии русской интонологии и сохраняющая свою значимость до сих пор, в принципе имеет комбинаторную природу. ИК рассматривается в ней как последовательность компонентов (предцентр, центр и постцентр), а центр может быть представлен комбинацией тональной и нетональной характеристик (ИК-2 и ИК-7). Учитывается и огромное разнообразие интонационных огласовок в реальных текстах, которое трактуется как результат “модальных модификаций” ИК, связанных с выражением эмоционального содержания высказывания (Брызгунова 1984).

Вместе с тем основания для выделения данного набора ИК как базового автором никогда не эксплицировались. Не были исчислены исходные элементы описания (значения просодических признаков) и их комбинаторные возможности. Отсутствуют и критерии фонетического отождествления ИК, а это, как показали голландские русистки С.Оде и К.Кейспер, создает большие трудности при фонетической интерпретации реальных звучаний (см. Ode 1992, Keijsper 1992, Оде 1995, Кейспер 1995).

Большое значение для изучения фразовой просодии имел выход книги Т.М.Николаевой (1982), посвященной семантике выделительных акцентов в русском языке. После этого описание акцентной структуры предложения стало необходимой частью исследования русской интонации.

Заметным событием в русской интонологии было также появление работы С.Оде (1989), в которой интонационные конструкции впервые описываются на основе эксплицитной признаковой модели. Расширен и инвентарь единиц: их здесь 13 вместо 7, которые предлагались Е.А.Брызгуновой. Однако и эта система страдает редукционизмом, не позволяющим отразить реальную сложность и разнообразие интонационных структур (см. ее анализ в (Кодзасов 1992)).

Разработываемая автором доклада система описания русской интонации имеет ряд существенных особенностей. Установка на комбинаторность выражена в ней более радикальным и эксплицитным образом, чем у предшественников. Во-первых, уточнены представления о формальной структуре интонационной характеристики высказывания в плане ее компонентного устройства (3.1). Во-вторых, предпринята попытка выявить полный набор просодических признаков с их подзначениями и исчислить их комбинаторные возможности. Применялась методика направленного поиска возможных заполнений “пустых” клеток системы. Мы исходили при этом из функциональной мотивированности интонации и полагали, что богатство просодической формы отражает многочисленность интонационно выражаемых значений и многообразие их комбинаций (3.2). В-третьих, мы описали акцентную структуру русском предложения как результат многофакторного синтезирующего процесса (3.3).

1. Компонентная структура интонации



1.1. Функциональная и фонетическая многомерность интонации

Общим для большинства исследований интонации является выделение трех ее функций: семантической, экспрессивно-стилистической и эвфонической. В русистике долгое время преобладал интерес к речеактовой стороне интонационной семантики, связанной преимущественно с тональными средствами. Революционным нововведением было обращение к логико-коммуникативной функции просодии фразы, реализуемой с помощью акцентных средств (Николаева 1982). Акцентная структура высказывания предопределяется взаимодействием многих семантических факторов. Также и речеактовое содержание высказывания имеет сложную структуру: цель высказывания, его положение в дискурсивной последовательности, модальные установки говорящего, степень его риторической активности и др. (Серль 1986), эти компоненты выражаются разными просодическими средствами. Возможно, следовало бы рассматривать отдельно структурную функцию интонации: фазовые показатели и показатели семантико-грамматического членения текста (ср. Гвоздев 1963, Кривнова ).

Экспрессивный компонент интонации весьма сложен как с содержательной, так и с просодической стороны (Потапова 199 , Кодзасов, Кривнова 1977, Кодзасов 2001). Это демонстрируется большим разнообразием номинаций звучащей речи (Кузнецов, Кодзасов 2000). При этом справедливо указывается на трудности отделения экспрессивных компонентов от неэкспрессивных (Брызгунова 1984).

Эвфония (благозвучие) высказывания также обеспечивается сложным комплексом просодических процессов: ранжированием тональных акцентов по силе, адаптацией направления тона в акцентах, изохронически ориентированным членением на синтагмы, распределением темпов и долгот и др. Эти собственно фонетические процессы “достраивают” просодическую структуру, мотивированную семантическими и экспрессивными факторами.

Функциональная многомерность интонации по разному реализуется в разных речевых жанрах. Исследования автора доклада были сосредоточены на диалогических текстах, где определяющую роль играют семантическая и экспрессивная функции. Эвфоническая функция, столь важная в случае повествовательных текстов (для русского языка см. в особенности [Кривнова 1976, 1995], не была в фокусе нашего внимания.

Детальность описания семантических и экспрессивных функций интонации требует полного учета разнообразных средств их выражения. Автором доклада описываются все слои фразовой просодии, хотя основное внимание уделяется тону. Это значит, что наравне с тональными признаками фиксировались также динамические, количественные, фонационные и тембровые.

Внутри высказывания возможны разнообразные кластеры перечисленных выше функциональных характеристик, поскольку эти характеристики взаимонезависимы. Поэтому комбинаторные возможности фразовой интонации чрезвычайно велики.

1.2. Сфера действия интонационных признаков и две формы их существования

Семантические категории, выражаемые с помощью интонационных единиц, обычно относятся к коммуникативным составляющим высказывания: реме, теме или к высказыванию целиком. В грамматической структуре предложения им могут соответствовать составляющие любой размерности. Соответственно, “сферой действия” интонационной единицы также могут быть составляющие самых разных иерархических уровней - от слова (или даже компонента слова) до предложения (Кодзасов 1989; 1996; 1999). Сравним два вопроса с разными сферами действия (их границы показаны квадратными скобками):



- Ты приехал [на поезде (/)]?

- Ты что - [не знал, что я приеду на поезде (/)] (В)?

В обоих случаях восходящий тон реализуется на ударном гласном фонетического слова на поезде. Однако в первом предложении вопрос семантически относится к слову, тогда как во втором - к предложению, которое реализовано единой ритмической группой с акцентной вершиной на последнем слове. Как видно из этих примеров, транскрипционные знаки ставятся в круглых скобках после слова, несущего акцент, и в конце группы, несущей интегральную просодию. Вершина акцентированного слога подчеркивается.

Обратим внимание на то, что высокий регистр тона (В) во втором примере характеризует выделенную группу целиком (такая огласовка типична для вопросов на подтверждение предположения). Таким образом, существует различие между двумя способами использования просодических средств в группах: локальным и интегральным. Первый способ обычно связан с ударным слогом и его соседями: это акценты. Второй способ связан с протяженными составляющими (группами слов) – это просодические “блоки”. Примечательно, что каждый слой просодии может выступать в обеих ипостасях, как это показано на Таблице 1:

Таблица 1. Два способа использования просодических средств





Примеры

локального (акцентного)

использования

Примеры

интегрального

использования

Тон

Восходящий тон на

ударном слоге



Инклинация

(постепенное

восхождение тона на

группе слов)



Интенсивность

Повышенная гром-

кость акцентирован-

ного слога


Громкое

произнесение

интонационной группы

как целого



Количество

Долгота ударного

гласного


Медленный темп

группы




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница