Книжное обозрение 1997 г



Скачать 66.34 Kb.
страница1/2
Дата07.01.2018
Размер66.34 Kb.
  1   2

Книжное обозрение

© 1997 г.



Кукушкина Е.И. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
Х1Х-НАЧАЛА XX в. М.: Изд. МГУ, 1994. 80 с.

Книгу следует рассматривать как продолжение творческих исканий автора в области


истории русской социологии. Вопросы социологического образования в России уже рас-
сматривались профессором Е.И. Кукушкиной раньше, в учебном пособии «Русская социо-
логия Х1Х-начала XX века», которая была с интересом встречена научной обществен-
ностью и оценена как фундаментальная. Теперь автор более подробно останавливается на
рассмотрении этого важного вопроса.

Напомним, что социологическое образование в нашей стране долгие годы искусственно


сдерживалось и начало активно развиваться только в последние 12 лет (если брать за точку
отсчета открытие в 1984 г. отделения социологии на философском факультете Москов-
ского государственного университета). Однако, оно все еще медленно обретает вновь
утраченную силу. В значительной степени это происходит потому, что, осваивая
зарубежный опыт, социологическое образование в университетах России (здесь можно
полностью согласиться с Е.И. Кукушкиной) «лишено возможности опереться на свой, ибо
он основательно забыт; нить, связующая настоящее и прошлое, истлела, а история
отечественной науки и образования еще не обобщила ценнейшее наследие наших
предшественников» (с. 4). В этом отношении выход книги Е.И. Кукушкиной весьма свое-
времен, ибо издание помогает решать данную проблему, т.к. без изучения источников
социологической мысли и социологического образования, на ниве которого трудились
ученые, снискавшие мировую славу, и речи быть не может о плодотворной подготовке
профессиональных социологов. Более того, только используя ценный опыт прошлого,
возможно подлинное возрождение самой науки социологии в полном объеме ее тео-
ретических и практических задач и всей культуры общества, которая неразрывно связана
с научно-теоретическим осмыслением социального бытия.

В книге реализован нестандартный подход к изучению развития социологического


образования в России. По мнению автора, «изучение прошлого русской социологии и со-
циологического образования требует знания тех условий, в которых они зародились и про-
шли свое развитие, начиная с середины XIX столетия. Это, прежде всего, - состояние
культуры народа, его просвещение и особенности политики государства в этой области.
Это - характер университетского образования, особенно ее гуманитарной части, где шло
формирование идей сначала самой социологии, а затем и ее преподавания как школьной
и вузовской дисциплины. Для более полного представления об этих процессах требуется
также знакомство с теми конкретными шагами, которые были предприняты организа-
торами в стране первых форм социологического образования и авторами учебной
литературы» (с. 8).

В рамках своей книги автор рассматривает четыре темы: «Начало социологического


образования на Западе и в России», «Российские университеты и формирование концепции
социологического образования», «Первые учебные заведения», «Учебная литература».

Е.И. Кукушкина довольно глубоко анализирует развитие университетского образования


в России, т.к. отечественным университетам всегда принадлежала особая роль в повышении
общего культурного уровня населения и для российской общественности университеты
были своего рода просветительными учреждениями, центрами науки и культуры, от
которых зависела жизнь социальных институтов. Для выяснения истоков социологического
образования автор обращается к истории развития гуманитарных факультетов, отделений и
кафедр. Весьма интересно рассматриваются различные концепции социологического
образования, анализируются взгляды Н.И. Кареева, М.М. Ковалевского, Н.А. Рожкова по
теоретическим и этико-социологическим аспектам социологического образования.

В условиях монархического режима по отношению к социологии сложилась традиция


143

однозначно-негативного восприятия. Даже слово «социология» оставалось на «нелегаль-
ном» положении, ему приходилось подыскивать синонимы: «законоведение», «общество-
ведение», «введение в изучение права», «государствоведение». Е.И. Кукушкина подробно
описывает трудности, с какими пришлось столкнуться первым энтузиастам в области
преподавания социологии в университетах. Вот почему первый образовательный институт
России- Высшая школа общественных наук была создана в Париже в 1901 г., а первая
кафедра социологии была открыта только в 1908 г. в Петербургском частном Психо-
неврологическом институте. Важной заслугой автора является подробное описание
деятельности и значения для дальнейшей судьбы социологического образования и развития
самой науки социологии этих двух первых образовательных институтов России, их
структур, анализ программ читаемых социологических дисциплин. В литературе по раз-
витию социологического образования в России эти вопросы были рассмотрены недоста-
точно полно. Труды Е.И. Кукушкиной в значительной мере ликвидируют этот пробел.

В рецензируемой книге много места уделено анализу учебной литературы по социо-


логии. Автор совершенно справедливо подчеркивает, что «учебные издания отражают
вопросы времени, .масштабы проводимой работы и разнообразие способов практической
реализации идей в области социологического образования в разных типах школ» (с. 64).
Следуя этой мысли, она анализирует книги не только хорошо известных социологов
Н.И. Кареева, Н.И. Бухарина, Е.А. Энгеля. В.М. Хвостова, К.М. Тахтарева. С.А. Оранского,
но и ныне почти забытых, но внесших свой вклад в развитие и преподавание социологии в
России, таких как Г.Ф. Шершеневич, Т.Д. Фаддеев, С. Фарфоровский, И. Кочергин, СИ. Ко-
валев, Д.С. Садынский, П.В. Мокиевский, Н. Первушин. З.Е. Черняков.

Исследование автора, предлагая по существу новую концепцию изучения проблем


развития социологического образования в России, заканчивается выводами, которые
вероятно, будут восприняты неоднозначно специалистами в области истории русской
социологии. Главный вывод звучит, исходя из анализа различных сторон развития социо-
логического образования в России, так: «Изучение социологии в учебных заведениях
России началось значительно раньше, чем на Западе. Длительное время оно имело
спорадический характер и было плодом усилий отдельных личностей» (с. 79). Ранее счи-
талось, что в университетах дореволюционной России изучать социологию начали позже,
чем за границей. Профессор Е.И. Кукушкина предлагает изменить привычную точку зре-
ния. Я согласен с автором. Другие читатели могут высказать свою точку зрения.

В.И. МОСИН.

кандидат философских наук, Тула

© 1997 г.




Каталог: data
data -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница