Ключевые слова



Дата17.01.2018
Размер33.8 Kb.

Об опыте работы отделения социальной помощи выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и семьям с приемными и подопечными детьми СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Выборгского района»
Аннотация: дано описание опыта работы отделения с лицами из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделены цели и задачи Службы выпускников, а также методы и формы работы с данной категорией граждан, отражена важность и результаты межведомственного взаимодействия.

Ключевые слова: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускники, социализация, адаптация, субъектность, мотивация, социальный патронаж, межведомственное взаимодействие.
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.

Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.

Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.

Как показывают исследования многих авторов (С.А. Левин, А.И. Панов, Н.Н. Юдинцева, Н.П.Иванова, И.А. Бобылева , О.В. Заводилкина и др.), выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются в трудных жизненных условиях: они чаще становятся участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу, жилье, с трудом создают семью, испытывают затруднения в выстраивании взаимоотношений в семье,в воспитании собственныхдетей, легче становятся алкоголиками, наркоманами, демонстрируют асоциальное поведение и т. д.

Наиболее актуальной проблемой, касающейся детей, выросших в детских домах, является проблема социализации, встраивания в общество. Ни для кого не секрет, что дети, воспитанные в домах ребенка, обладают гораздо худшей способностью к установлению контактов. С детства воспитываемые в относительно закрытой системе, они встречаются с серьезными трудностями при выходе из учреждения. Круг их общения широк, но само общение остается слишком поверхностным, они не имеют рядом с собой близкого взрослого, человека, во взаимодействии с которым формируются отношения привязанности.

Интеллектуальные характеристики у воспитанников детских домов также в среднем оказываются ниже, чем у сверстников. Виной тому недостаток тактильного контакта в детстве, сенсорная депривация, отсутствие новых впечатлений и ограниченный репертуар занятий. Множество проведенных исследований показывает, насколько велика роль раннего социального и эмоционального опыта в развитии детей.

Еще одна важная проблема – иждивенчество. Такие дети получают необходимые вещи, не задумываясь о том, откуда они берутся. В условиях проживания в детском доме они привыкают рассчитывать на помощь окружающих, а не на собственные силы, а потому полностью отсутствует база для формирования самостоятельности, вследствие чего во взрослом возрасте они не знают цену деньгам, не имеют способности к самообслуживанию, не хотят трудиться, испытывают сложности со способностью откладывать вознаграждение для достижения отсроченного результата.

Они обладают колоссальными проблемами в той области знаний, которая касается повседневной жизни, в частности, ведения хозяйства, начиная с неумения сварить картофель на обед и заканчивая сложностями с оплатой электроэнергии. В детском доме нет возможности отрабатывать навыки постоянного обслуживания себя в быту и выпускнику приходится обучаться им практически с нуля, не имея при этом примера перед глазами.

Кроме того, нельзя не упомянуть о таком феномене, как социальная стигматизация. Те проблемы, которые в среднем в большей степени присущи воспитанникам, ассоциируются с ними обществом. Стереотипичный образ выпускника детского дома выглядит следующим образом: это человек с низкой мотивацией, слабо социализированный, склонный к правонарушениям, аддикциям и само разрушительному образу жизни. Формирование подобного образа в обществе может приводить к дискриминации данной группы людей.

Отсутствие привязанностей, снижение социального интеллекта, нарушенияв общении, отсутствие близких людей приводят к нарушению процесса социализации, всвязи с отсутствием у воспитанников семьи. Выпускнику, оказавшемуся на пороге самостоятельной жизни, необходима помощь и поддержка того окружения, в котором он находится в период адаптации к самостоятельной жизни. Профессионально построенное общение и работа с выпускником могут стать основой его успешной адаптации.

Во исполнении Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы, о необходимости поддержки и развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также программой социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы, с марта 2013 года на базе Центра социальной помощи семье и детям Выборгского района, было открыто новое отделение социальной помощи выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и семьям с приемными и подопечными детьми (далее Отделение), в которое вошла Служба выпускников (далее служба) и Служба замещающих семей. В состав Отделения включены следующие специалисты: заведующий отделением, два специалиста по социальной работе службы замещающих семей, четыре специалиста по социальной работе службы выпускников, а также психолог.
Цели и задачи Службы выпускников:

Целью работы Службы выпускников является оказание социальной поддержки выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет (и старше в период обучения по очной форме в государственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и высшего образования), их социальной адаптации.

Задачи службы выпускников:

1. Выявление на территории Выборгского района выпускников, нуждающихся в социальной помощи.

2. Определение индивидуальной нуждаемости выпускников в социальных услугах.

3. Организация работы по оказанию социальных услуг выпускникам, работы по их социальной адаптации в форме социального патронажа выпускников, организуемого на основании индивидуального договора между выпускниками и администрацией Центра.

4. Разработка планов социального патронажа, выпускников, исходя из индивидуальной нуждаемости выпускников в социальных услугах, и их реализация.

5. Защита прав и законных интересов выпускников.

6. Информирование жителей района об услугах Центра; а такжеобеспечение информационной поддержки выпускников с помощью средств массовой информации, формирование положительных установок в обществе по отношению к выпускникам.

7. Ведение учетавыпускников, проживающих на территории Выборгского района.

8. Взаимодействие с органами и учреждениями профилактики безнадзорности, с благотворительными и иными организациями по решению вопросов социального патронажа выпускников.

9. Обеспечение информационной поддержки выпускников с помощью средств массовой информации, формирование положительных установок в обществе по отношению к выпускникам.

10. Анализ эффективности работы по предоставлению социальных услуг выпускникам.

Социальный патронажвыпускниковучреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основании индивидуальных договоров между клиентами и администрацией Центра.


Оказание услуг в отделении осуществляется по четырем видам обслуживания: срочный, интенсивный, контрольный патронаж и единичные психологические услуги.

1. Срочный патронаж семьи осуществляется в период до одного месяца при условии установления личного контакта с клиентом не реже одного раза в неделю.

2. Интенсивный патронаж семьи осуществляется в период до трёх месяцев при условии личного контакта с клиентом не реже двух раз в месяц, взаимодействия с государственными, муниципальными и негосударственными органами, организациями и учреждениями по вопросам социального патронажа и осуществления взаимодействия с семьей не реже одного раза в месяц. В случае необходимости продолжения интенсивной формы работы, социальный патронаж может быть продлён на этот же срок.

3. Контрольный патронаж семьи осуществляется в период до шести месяцев при условии установления личного контакта с клиентом не реже одного раза в месяц. В исключительных случаях контроль может быть продлён на этот же срок.

4.Единичные психологические услуги осуществляются психологом отделения на период реализации плана работы, но не более шести месяцев.

В течение периода, на который выпускник учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачисляется на социальный патронаж в отделение, должны быть удовлетворены все потребности клиента в социальных услугах. Отсутствие положительного результата в работе с замещающей семьей или выпускником учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без объективных причин является основанием для привлечения родителей (выпускника) или работника Центра к ответственности.

Снятие с патронажа в отделении производится приказом директора при наличии одного из условий:

1. достижения целей, обозначенных на момент зачисления на социальный патронаж;

2. письменного отказа клиента от услуг Центра;

3. изменение статуса клиента;

4. в случае убытия клиента из Выборгского района.


При работе с выпускниками используются следующие методы и формы:


  1. Организационные: информационное сопровождение (разработка и издание буклетов, памяток), решение организационных вопросов, заключение договоров о сопровождении, ведение банка данных.

  2. Диагностические: тестирование, исследования с использованием социально-психологических методик, социальный патронаж.

  3. Практические: тематические беседы, индивидуальные консультации (социально-правовые, психологические, социально-педагогические), социально-правовая помощь, групповые тренинговые занятия.

  4. Аналитические: анализ полученных результатов постинтернатного сопровождения выпускника (промежуточных и итоговых), оформление результатов, анализ эффективности работы специалистов службы по постинтернатному сопровождению, корректировка плана.

Постинтернатное сопровождение выпускников предполагает их добровольное и активное участие в решении собственных проблем с помощью специалистов Службы.
Направления работы по сопровождению выпускника:

1. Сбор информации о выпускнике осуществляется из четырех основных источников:

-из учреждения, в котором проживал выпускник;

-из учебного учреждения, в котором будущий выпускник получал среднее, среднее профессиональное образование;

-от органов социальной защиты населения Выборгского района (направляются списки выпускников ранее получивших жильё в Выборгском районе в специализированном фонде);

-от самого выпускника (личное заявление).

Для определения уровня социальной адаптации выпускника, специалистом Службы, Миргаязовой А.Р. была разработана специальная методика - Диагностическая карта социальных навыков, позволяющая выявить проблемные зоны в социальной адаптации и дающая возможность ставить перед молодым человеком из числа лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реальные задачи и формулировать именно те цели, которые для него актуальны.

Определение уровня социальной адаптации осуществляется в начале обслуживания выпускника и в конце периода обслуживания (через 3 месяца), когда происходит оценка результатов и решается вопрос о снятии клиента с обслуживании в Отделении и переводе на единичные услуги специалистов Центра или продлении периода обслуживания в Отделении, а также формы обслуживания.

2. Планирование мероприятий по сопровождению. Совместно с выпускником составляется индивидуальный план сопровождения. Реализация данного плана- совместное дело специалистов Службы и самого молодого человека, т.к. от активности выпускника, его желания помочь самому себе зависит его дальнейшее жизнеустройство, успешная интеграция в обществе.

3. Реализация плановых мероприятий включает в себя:

3.1 Социально-профилактическая работа- это социально-правовое просвещение выпускников, профилактика вредных привычек, профилактика межличностных конфликтов, создание новой "сети социальных контактов".

3.2 Защита прав и интересов выпускников направлена на решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства; помощью вопросов, связанных с защитой прав и интересов; оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве, в получении и сохранении жилья и жизнеустройстве.

3.3 Социально-педагогическая работа ориентирована на обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, распределения семейного бюджета, основам брачно-семейных отношений, взаимодействию с социумом.

4. Для повышения результативности работы с выпускником или семьей выпускникапривлекается рабочая группа (психолог, с целью мотивации и решения внутренних проблем, переживаний, тревожности, решения проблем взаимоотношений; мотивации к продолжению обучения, выбора нового образовательного маршрута; юрист, для решения юридических вопросов). Психолог, юрист после консультаций заполняют карты сопровождения. Специалист по социальной работе, сопровождающий выпускника может получить совет, обсудить дальнейшую совместную работу совместно со специалистами рабочей группы, зав.отделением.


Межведомственное взаимодействие

Важное место в постинтернатном сопровождении выпускников занимает организация межведомственного взаимодействия. Без тесного сотрудничества специалистов различных организаций невозможно говорить об эффективности работы Службы. За период 2013-2014 гг. по инициативе специалистов Службы проведены рабочие встречи, круглые столы со специалистами помогающих организации и учреждений в целях ознакомления с нормативными правовыми документами по постинтернатному сопровождению, определению областей взаимодействия. Так взаимодействие осуществляется:

- с отделом опеки и попечительства- по вопросам учета, согласования индивидуальных планов постинтернатного сопровождения выпускников, по организационным вопросам;

-с образовательными учреждениями профессионального образования- по вопросам обучения и льготного обеспечения на момент обучения, дальнейшего трудоустройства, а также с целью получения информации о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заканчивающих обучение в текущем году;

-с Центром занятости населения- по вопросам постановки на учет, трудоустройства, краткосрочного освоения востребованной специальности;

-с Комплексным Центром социального обслуживания населения- по вопросам предоставления льгот, мер социальной поддержки;

-с правоохранительными органами- по вопросам оказания социально-правовой помощи;

-с Жилищным отделом- по жилищным вопросам, вопросам продления договора соц. найма;


-с жилищно-коммунальными хозяйствами- по вопросам оформления субсидий, оказания помощи по оплате коммунальных услуг, регистрации по месту жительства, приватизации и т.д.

С СПб ГБ СУСО Центр №8 и Центр №53, находящихся на территории Выборгского района заключены договора о сотрудничестве. С мая 2014г. регулярно (2 раза в месяц на базе Центров №8 и №53 и по согласованию с их расписанием) специалистами службы и психологом Отделения проводятся социально-психологические мероприятия, направленные на повышение успешной реабилитации и социальной адаптации воспитанников данных учреждений. Занятия с будущими выпускниками проводятся по разработанной в отделении программе социально-психологической адаптации и подготовки к самостоятельной жизни выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - "Навстречу к самостоятельной жизни".

Благодаря эффективному межведомственному взаимодействию между субъектами профилактики налажено своевременное выявление выпускников, нуждающихся в помощи специалистов Центра, что позволило повысить качество предоставляемых услуг.
Анализ работы службывыпускников за 2 года:

В службе социальной помощи выпускникам учреждений для детей-сирот с начала 2014 года на обслуживании состояло 93 выпускника, из них 21 выпускник создали семьи, в которых воспитываются 22 несовершеннолетних. Сравнительный анализ количества обслуженных клиентов в службе выпускников за 2013г. и за 2014г. представлены в табл. 1.

Таблица 1. Количество обслуженных клиентов в службе выпускников


Период

Служба


За 2013 год

За 9месяцев 2014 года

служба выпускников

служба выпускников

Количество выпускников, состоящих на обслуживании

65

93

Количество детей, выпускников, состоящих на обслуживании

21

22

Количество семей, выпускников, закончивших социальное обслуживание

30

60

За 9 месяцев 2014 года выпускникам детских домов, а также их семьям было оказано 1833 социальных услуг, из них несовершеннолетним: 131 услуга.

Подробный отчет о видах и количестве предоставленных выпускникам социальных услуг представлен в таблице 2.

Таблица 2. Количество социальных услуг, оказанных специалистами службы выпускников с начала2014 года.



№ п/п

Вид социальных услуг

Количество оказанных услуг

Количество оказанных услуг в процентах

1.

Социально-бытовые услуги

417

23

2.

Социально-медицинские услуги

159

9

3.

Социально-педагогические услуги

203

11

4.

Социально-правовые услуги

632

35

5.

Социально-экономические услуги

189

10

6.

Социально-психологические услуги

222

12

Востребованность выпускниками детских домов и членами их семей определенных видов социальных услуг: социально-бытовых, социально-педагогических и социально-правовых - обусловлена теми жизненными проблемами, с которыми сталкиваются молодые люди и девушки, выпускаясь из детского дома: неумение самостоятельно вести домашнее хозяйство, планировать свой образовательный маршрут; отсутствие опыта семейных взаимоотношений; отсутствие знаний об уходе за малолетними детьми и знаний об их воспитании; проблемы с обеспечением жилой площадью; незнание выпускниками своих прав и полагающихся им мер социальной поддержки; проблемы с устройством на работу и др.


Таблица 3. Анализ причин снятия выпускников с обслуживания (проценты)



Период

Причина снятия



2013 год

9месяцев 2014 год

причина окончания обслуживания

служба выпускников

(количество семей в процентах)



служба выпускников

(количество семей в процентах)



улучшение ситуации в семье (услуги оказаны, более в услугах не нуждаются, снятие в Центре, в процентах)

40

62

улучшение ситуации в семьи (перевод на единичные услуги, в процентах)

33,33

12

перемена места жительства (в процентах)

26,67

4,5

определение на полное государственное обеспечение в процентах (в процентах)

0

2

достижение 23 лет (в процентах)

0,1

3

призыв в Вооруженные Силы (в процентах)

0

4,5

по заявлению клиента

0,1

12

Однако, процент снятых с обслуживания в Центре или отделении выпускников не очень велик.Это связано с индивидуальными психологическими особенностями данной категории населения. Выпускники детских домов обычно трудно идут на контакт со специалистами, так как им не очень просто довериться новым людям, поскольку они привыкли жить в неизменном коллективе в детском доме. После оказания клиенту содействия в получении положенных ему льгот специалисты отделения и всего Центра в целом направляют все усилия на развитие у выпускников такого качества как субъектность, т.е. способности управлять собственной жизнью, развитие активной жизненной позиции. Работа по развитию у выпускников такого качества как субъектность требует работы специалистов в течение длительного периода времени. Однако, данная работа необходима поскольку у выпускников отмечается иждивенческая позиция в жизни.

Одной из задач отделения является задача обеспечения информационной поддержки выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей с помощью средств массовой информации, формирование положительных установок в обществе по отношению к выпускникам, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формирование положительных установок в обществе на различные формы семейного воспитания, положительных установок по отношению к приемным детям и их замещающим родителям.

Для реализации данной задачи специалистами отделения предприняты следующие меры:

01.06.2013 совместными усилиям специалистов Центра, участников благотворительной организации «Золотой Пеликан» и выпускников детских домов, проживающих на территории жилого комплекса «Северная Долина» в День защиты детей на территории «Северной Долины» состоялась мероприятие - «Золотой голос Северной Долины».

Целью данного мероприятия являлось формирование положительных установок у граждан, проживающих на территории жилого комплекса «Северная Долина», по отношению к выпускникам, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мероприятие было осуществлено в форме дворового праздника, в ходе которого жителям «Северной Долины» представилась возможность участия в конкурсе караоке. В данном празднике приняли участие все желающие жители «Северной Долины».

Оценивая эффективность своей деятельности, специалисты службы отмечают, что в 74% случаев удалось достичь положительной динамики (улучшения ситуации в семье) в процессе адаптации к новым жизненным условиям.

В дальнейшем специалистами Службы планируется проведение круглых столов, акций, рабочих встреч со специалистами и самими выпускниками в целях улучшения качества процесса постинтернатного сопровождения.

ЛИТЕРАТУРА:


1. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого наказания, 2007.

2. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Возрастные стандарты социализации детей-сирот // Авторский коллектив. М. 1999.

3. Шевырева Ю., Пензова В., Андреева М., Величкина А. Путеводитель по самостоятельной жизни // Благотворительный фонд "Дети наши". ООО "Издательство "Вокруг Света", 2012.

Романова Наталья Евгеньевна

__ заведующая отделением ОСП



СПб ГБУ "Центр социальной помощи семье и детям Выборгского района"
Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница