Классный час «Деньги в нашей жизни»



Скачать 24.77 Kb.
страница1/3
Дата02.07.2018
Размер24.77 Kb.
ТипКлассный час
  1   2   3

Классный час

«Деньги в нашей жизни»

Цель.

Дать понятие сущности денег, их роли в повседневной жизни.



Задачи.

1) Познакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами;

2) Обсудить вопросы нравственности, возникающие при обращении с деньгами;

3) Объяснить необходимость денег в обществе;

4) способствовать формированию нравственной позиции в решении денежных вопросов.

Оформление:

карта мира, карта, книги о нумизматике, денежные коллекции школьников.

Учитель.

Сегодня мы поговорим о деньгах. Согласитесь, деньги нужны каждый день, мы все зависим от них. Деньги определяют достаток семьи и благополучие государства. Но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается. Сегодня мы попробуем узнать больше об истории денег, о том, что же такое деньги, какими они бывают, как к ним относиться, чтобы они были верными и надежными помощниками. Итак, мы начинаем.

Когда точно появились деньги, никому не известно. Ученые предполагают, что произошло это примерно семь тысяч лет назад, в то время, когда возникла необходимость обмена излишками продуктов питания и предметов обихода. Представьте себе, что у кого-то есть теплые меха. У соседей - мясо. У племён живущих ещё дальше - залежи меди или железа. Из них можно сделать разные орудия труда, охотничье и боевое оружие... И люди начали обмениваться друг с другом. Такой торг продолжался на протяжении многих столетий. Такая примитивная торговля называется натуральным обменом. Но как обменять глиняный горшок на курицу? Или зерно на оружие? Вы думаете, это просто? Давайте попробуем.

Игра. Детям раздаются различные предметы, которые в древности заменяли деньги. Указано, что можно обменять и что нужно выменять.

Учитель. Английский капитан Верни Камерун, побывавший в Африке, рассказывал о том, как он покупал лодку, чтобы переправиться через озеро. Для этого ему пришлось обменять имевшуюся у него проволоку на сукно, сукно на слоновые бивни, и только после этого в обмен на бивни он получил лодку. На этот обмен у капитана ушло приблизительно десять дней.

А знаете ли вы что использовали люди в качестве денег в очень давние времена? Вот перечень лишь некоторых предметов: рыба, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур клыки и хвосты свиней, зубы собак,кенгуру и дельфинов, стеклянные бусины, раковины, перья попугаев, куски меди, бруски соли, железные прутья, бронзовые колокольчики, мешочки с бобами какао и так далее. Кто изобрел такие деньги нам тоже не известно. Но самое удивительное в том, что в некоторых странах такие деньги используют до сегодняшнего дня.



Ученик. На острове Санта - Круз, лежащем в южной части Тихого океана и сейчас применяются деньги, которые изготавливают из птичьих перьев. За обычные деньги на этом острове можно купить продукты питания, различные вещи. Но выкуп за невесту может быть выплачен только «птичьей валютой». Деньги острова Санта-Круз представляют собой пояса длиной примерно по 10 метров, а шириной 6 сантиметров. Основа - темные перья голубя, а сверху пояс украшен ярко - красными перышками местной птички - медоноса. Этих птиц ловят на особый птичий клей, выщипывают несколько перьев, а затем отпускают. Для изготовления только одного пояса требуется ощипать около трёхсот медоносов. Для выкупа невесты требуется 15 поясов!

Учитель. Нелегко приходится и жителям острова Яп в Микронезии. Там ещё имеют хождение каменные деньги.

Ученик. Островитяне называют свои каменные деньги - фэ. Такими деньгами они пользуются уже много веков. Фэи - это огромные каменные круги диаметром до трех с половиной метров и весящие около пяти тонн. В центре каменного круга - дыра. Она нужна для переноски денег. На острове ходят и современные деньги, но наличие каменных денег служит символом достатка семьи. Сто лет назад на острове было более 13 тысяч таких каменных денег, сегодня их осталось в 2 раза меньше. Дело в том, что они перекочевали в коллекции нумизматов.

Учитель. Нумизматы - это люди, которые собирают деньги в коллекции.

Ученик. Знаменитый итальянский путешественник 12 века Марко Поло рассказал о том, как в Китае деньги делали из соли. «Для этого рассол кипятили в небольших котлах. Через час соль принимала вид теста, и из него делали нечто вроде пирожков. После того, как на «пирожки» накладывали клеймо императора, чтобы они уподобились настоящим металлическим деньгам, их зажаривали на горячих черепицах».

Учитель. А когда Марко Поло рассказывал, что в Китае платят за товары «бумажками с печатью», ему просто не поверили. В большинстве европейских стран бумажные деньги распространились только к 17 веку. А знаете ли вы, что в некоторых странах деньги делали и из шёлка?

Ученик. Деньги на шелковой основе изготавливали во Франции. Подделать их было невозможно, т.к. ткань изготовляли на специальных станках. Местонахождение фабрики денежных знаков держалось в строгом секрете. Выпускались деньги из шёлка и в Китае. Известно, что в Японии поэтам в награду за стихи вместо денег выдавали шёлковую ткань. Шёлковые деньги похожие на миниатюрные красочные ковры изготовляли в Средней Азии в городе Хорезме. После того как здесь ввели бумажные деньги шелковым деньгам нашли новое применение. Из них стали шить лоскутные одеяльца, тюбетейки. Не пропадать же добру!

Учитель. Когда-то даже чай был не только чаем, но и ... деньгами.

Ученик. В Китае, Монголии, Тибете и Сибири эти деньги делались так. Листья чая мелко рубили, смешивали с бычьей кровью и водой, а затем прессовали в равные по размеру и весу брикеты. В странах, граничащих с Индией эта «монета» равнялась стоимости одной рупии. Напиток из этих денег считался лекарством от многих болезней.

Учитель. В другом полушарии - Северной Америке, в качестве денег использовали табак. У многих народов роль денег выполняли домашние животные. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство.Французский этнограф Клод Энер, изучавший в республике Чад жизнь кочевников, рассказывал: «Основное богатство - скот, главный подвиг - угон его от соседей». Долго мучились наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один. Проблема заключалась в том, что ни один товар, который использовался ими в качестве денег, нельзя было разделить на части. Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за благородными металлами - золотом и серебром. Эти металлы легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве на берегу Эгейского моря - Лидии на рубеже VIII-VII веков до н.э. Лицевая сторона монеты называется аверс (решка), оборотная - реверс (орёл). О деньгах, о том, как к ним относиться, было написано немало научных трудов. Но и во многих литературных произведениях герои рассуждают о деньгах, демонстрируя свое отношение к ним. Сейчас я предлагаю провести небольшое состязание - литературную викторину.

Викторина

1. Герой, какого произведения наивно последовал этому совету: «...на этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекc», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты». (А. Н. Толстой. «Золотой ключик»).

2. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад - это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.

— А зачем?

— А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?

— Я? Про запас.

— Вот и они про запас».

(Э. Успенский. «Про дядю Федора», между котом Матроскиным и Шариком).

3. Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (Золотые.

«Все скорлупки золотые.

...Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету»).

4. Кто и в каком произведении часто повторял: «Пиастры! Пиастры!»

(Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона).

5. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское». (Робинзон Крузо, герой книги Д. Дефо).




Каталог: DswMedia
DswMedia -> Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия г. Алдан»
DswMedia -> Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента
DswMedia -> Русь древняя и средневековая V – рубеж xvi–xvii вв
DswMedia -> О теореме Пифагора и способах ее доказательства
DswMedia -> Сочинение «Разум и чувство»
DswMedia -> Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»
DswMedia -> Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница