Классический позитивизм, органицизм и эволюционизм в социологии (О. Конт, Г. Спенсер) (полный вариант). Социология как логико-экспериментальная наука 27 Теория общества 27



страница1/96
Дата01.07.2018
Размер1.48 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   96

2. Классический позитивизм, органицизм и эволюционизм в социологии (О. Конт, Г. Спенсер) (полный вариант). 4

Социология как логико-экспериментальная наука 27

Теория общества 27

У.Г.Самнер 1840-1910 31

Франклин Гиддингс 32

12. Классический позитивизм в русской социологии конца XIX- начала XX в. + см. 2 вопрос 36

24. Структурный функционализм в социологии XX века. Основные этапы развития, главные представители. 60

Источники: У. Мызникова  Проблемы культуры в трудах Франкфуртской школы социологии, В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. История зарубежной социологии 66

36. Теории корпоративного общества в американской социологии ХХ в. Ч.Р. Миллз, У.Л.Уорнер. 83

37. Теории социального обмена в американской социологии ХХ в.: Дж. Хоманс, П. Блау. 87

41. Теория «коммуникативного действия» Ю. Хабермаса 103

43. Социологическая теория П. Бурдье: основные идеи. 108

45. Социологическая теория Р. Дарендорфа: теория жизненных шансов и социального конфликта. 115


1. Возникновение и основные этапы развития теоретической социологии в Западной Европе. Принципы периодизации истории социологии.

Систематическое изучение человеческого поведения и человеческого общества – его истоки восходят к концу 18 век. Основной для появления нового подхода были радикальные изменения, связанные с индустриализацией и урбанизацией. Разрушение традиционного образа жизни означало новое понимание как социального, так и природного миров. Возникновение в 19 в. опытной, эмпирической науки об обществе имеет определенные гносеологические и социально-эмпирические предпосылки. Век естествознания, идеал – опытное, «позитивное» знание. Естественному методу подвластно все – мораль, право, общественное устройство (раньше это были предметы метафизики и спекуляций).



Все виды периодизаций истории социологии базируются на одном из трех принципов:

  1. Периодизация по географическому принципу: французская школа, британская школа, русская социология.

  2. По временным рамкам.

  3. Принадлежности к какой-либо парадигме. Довольно часто последние две совпадают, так например, конец 19 века – это, как правило, натурализм. Но стоит, отметить, что действительно творчество выдающихся ученых, как правило, тяжело уложить в рамки какой-то одной теории.

Периодизация по Кравченко:

1) Донаучный (3 тыс. д.н.э. – 18 в. н.э.) – античные философы, новое время (Макиавелли, Гоббс и др, Монтескье).

2) Классический (19 в.) - французская школа, марксистская школа, немецкая школа. Характерна борьба школ, в конце 19 в. начинается институционализация.

3) Современный (20 в.).



Периодизация по Мартину Элброу:

1) Становление социологии – натуралистический период. Это период Конта и Спенсера, первый из которых рассматривал социологию как «социальную физику», а второй как «социальный организм».

2) Формирование национальных научных школ и разработка теорий, ставших сегодня социологической классикой.

А) Социокультурный подход Дюркгейма (Франция).

Б) Рационализм Вебера (Германия).

Г) Генетическая социология Ковалевского (Россия).

3) Интернационализация социологии. Борьба между школами переросла в обмен научными знаниями. Две противостоящие системы:

А) Конфликтологи (марксисты).

Б) Эволюционисты (структурных функционалистов).

Марксисты заостряли внимание на социальных противоречиях, во многом обусловленных экономической системой, а функционалисты (Парсонс, Мертон и др.) акцентировали значимость духовных, социокультурных факторов в консолидации общества.

4) Период формирования и развития социологического «постмодерна» связан с проникновением социологической культуры Запада в азиатский, южноамериканский и африканский миры, где произошла существенная трансформация принципов и приемов социологического познания с учетом культурных традиций и социальной специфики развивающихся стран.

5) Пятый период начинается в 1990-ые гг. и связан с осознанием глобализации (т.е. нерасторжимой связности) современного мира. Социология вновь переживает кризис, корректируя свои представления об «объекте» и «предмете», что вызывает появление новых теорий. Например, «глобальной системы» И.Валлерстайна.



2. Классический позитивизм, органицизм и эволюционизм в социологии (О. Конт, Г. Спенсер) (краткий вариант).

I. Основателем социологии как науки об обществе стал философ – позитивист Огюст Конт (1798-1857). Он обосновал ее необходимость и возможность. Социология- учение об обществе, которое он нередко называл еще социальной философией. Конт одним из первых разработал такие парадигмальные понятия, как «социальный организм» и «социальная система». Родоначальник одной из главных социологический традиций – традиции исследования социальной солидарности, обозначаемой также терминами «согласие» и «сплоченность».

«Позитивное»:

1) Реальное в противовес химерическому;

2) Полезное в противовес негодному;

3) Достоверное в противовес сомнительному;

4) Точное в противовес смутному;

5) Организующее в противовес разрушительному.

Конт разделил социологию на два больших раздела: социальную статику для истолкования структуры общества и социальную динамику, с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития общества.


  1. Социальная статика – это теория общественного порядка, организации гармонии. Исследование принципов, определяющих структуру общества, обеспечивающих гармонию и порядок, неразрывно связано у Конта с социальной политикой, которая должна эти принципы реализовать.

  2. Учение о социальной - закономерное и прогрессивное. Разбирая роль различных факторов, влияющих на общественное развитие, Конт делил их на первичные и вторичные. Первичными, решающими факторами является духовное, умственное развитие. Ко вторичным Конт относил климат расу и др. Вторичные факторы могут только ускорить или замедлить прогресс общества, который совершается закономерно и стадии которого не могут быть изменены.

Прогресс: материальный (улучшение внешних условий жизни), физический (совершенствование человеческой природы), интеллектуальный и моральный. Конт придавал значение последним двум.

Закон трех стадий или закон интеллектуальной эволюции человека:



  1. Теологическая стадия. Она в свою очередь делится на фетишизм, политеизм и монотеизм. На этой стадии доминирует религиозная мифология.

  2. На метафизической стадии (1300-1800 гг.) человеческое сознание больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные события внешнего мира.

  3. Современное (для Конта) общество, погружено в анархию, испытывает потребность в новой идеологии, которая придет и выполнит интегрирующую общественную роль.

Система этих понятий подробно рассматривается в двух основных работах Конта: «Курс позитивной философии» в шести томах и «Система позитивной политики» в четырех томах.

В эпистемологическом аспекте огромное значение имел тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, которые необходимо изучать и на основе которых следует строить социальную практику. Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии.


II. Герберт Спенсер (1820-1903), английский социолог XIX века, выдающийся широко образованный ученый своего времени.

В своих книгах «Система синтетической философии» и «Основные начала» он изложил свои взгляды на эволюцию природных и социальных явлений. Спенсер является основателем органической школы в социологии.



Суть органической теории - рассматривается как единая система взаимодействия природных и социальных факторов. Согласно этой теории все стороны общественной жизни связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Спенсер приравнивает общество к организму. Спенсер выдвигает концепцию однолинейного развития человечества, в соответствии с которой этапы человеческого прогресса жестко предопределены, так же как эволюция от детства к зрелости. Пытаясь классифицировать типы обществ с точки зрения стадий развития, Спенсер расположил их следующем порядке: простые, сложные, двойной сложности и тройной сложности. Аналогичным образом различные типы обществ были расставлены в зависимости от типа оседлости: кочевые, полуоседлые и оседлые. Спенсер выделял три фазы «большой эволюции»: неорганическую, органическую и надорганическую (или сверхорганическую), до неразличимости плавно переходящие друг в друга. Социальная эволюцию – часть надорганической эволюции, которая подразумевает взаимодействие многих особей, скоординированную коллективную деятельность, по своим последствиям превышающую возможности любых индивидуальных действий. В эволюции выделяются следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция), переход от однородного к разнородному (дифференциация), переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка).

Каталог: vkd -> media -> 130116
130116 -> Преследуемый пролегомены к философии будущего
130116 -> Империя как судьба
130116 -> Александр Гельевич Дугин
130116 -> Основные политические теории Методологические аспекты изучения политических теорий
130116 -> Сборник материалов по этносоциологии и социальной антропологии
130116 -> 3 декабря 2012 года в 15: 00 на базе гостиницы «Саранск» г. Саранск состоялась конференция Евразийского Союза Молодежи рм
130116 -> Байссвенгер М. «Еретик» среди «еретиков»: Л. П. Карсавин и Евразийство
130116 -> Тарас Геннадьевич, в конце 2014 года свет увидел первый том собрания «Материалы для новейшей истории Новороссии», что представляет собой эта книга
130116 -> Название дисциплины: Философия политики
130116 -> Название дисциплины: Философия политики


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   96


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница