Кинематографическое мышление и фотография



Скачать 72.63 Kb.
Pdf просмотр
страница1/7
Дата22.08.2018
Размер72.63 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7


29
УДК 778.5:159.955 + 77.01

А. С. Темлякова
КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ФОТОГРАФИЯ
В статье исследуются возможности восприятия запечатленной реальности, дающей воз- можность глубокого переживания мгновения, либо отрезка времени в зафиксированном моменте фотоснимка или кино. Методологической базой выступает теория восприятия
Анри Бергсона, включающая концепцию кинематографического механизма мышления.
Кейсом для демонстрации теоретических построений берется фильм Микеланджело
Антониони «Фотоувеличение» (1966). Показано, что на фотографии время замирает; в кино мы наблюдаем замкнутый отрезок в его движении, проигрываемый перед каме- рой. В заснятом материале (фото, кино) человеческому глазу предоставляется возмож- ность встречи с окружающим миром, каким его фиксирует сама материя (киноглаз).
К л ю ч е в ы е с л о в а: киноискусство, фотография, кинематографическое мышление, время в киноискусстве, время в фотографии.
Целью данной статьи является исследование восприятия визуальной реаль- ности в кино и фотоискусстве. Если на кинопленке отображается движение, со- ставленное из отдельных кадров, то на фотографии мы наблюдаем время замершее, остановившееся в своей полноте и завершенности.
В данной статье мы, во-первых, рассмотрим особенности восприятия фото- графии и кино. Во-вторых, проанализируем вопрос соотношения специфики запечатления времени в этих видах искусства. В-третьих, рассмотрим проблему воспроизводства реальности на пленке и цифровых носителях. Предметом ис- следования выступают реальность кино и фотоизображения. В качестве кейса рассмотрен фильм итальянского режиссера Микеланджело Антониони «Фото- увеличение» (1966), получивший «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кино- фестиваля 1967 г.
Фотография, с одной стороны, дублирует окружающую человека реальность, с другой стороны, создает реальность новую, реальность, предназначенную для человеческого взгляда, разрушая таким образом ее уникальность и первоздан- ность. Так, Беньямин замечает, что человек стремится «приблизить» к себе вещи как в пространственном, так и в человеческом отношении, выявляя таким обра- зом тенденцию «преодоления уникальности любой данности через принятие ее репродукции» [2, 25].
Сегодня репродукцией поглощается весь процесс производства, что прослежи- вается на материале искусства, кино и фотографии, потому что именно там в XX в. открылись новые территории, свободные от «классических» производительных традиций и изначально распо ложенные под знаком воспроизводства [5, 123].
Из того же разряда и разрушение реальности в гиперреализме, в тщательной редупликации реальности, особенно опосредованной другим репродуктивным материалом (в том числе фотогра фией): при переводе из одного материала в дру- гой реальность улетучивается, становится аллегорией смерти, но самим этим
© Темлякова А. С., 2017
А. С. Темлякова. Кинематографическое мышление и фотография




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница