Кейретцу японские финансово-промышленные группы



Скачать 176.83 Kb.
страница1/9
Дата25.08.2018
Размер176.83 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Кейретцу - японские финансово-промышленные группы
(материал для дальнейшего чтения: Kenichi Miyashita, David W. Russell. Keiretsu: inside the hidden Japanese conglomerates, McGraw Hill,Inc. 1994, 226 p.)
Введение
Этот материал предназначен для тех, кто хотел бы получить общее представление о том, что представляют собой финансово-промышленные конгломераты в Японии. Их называют “кейретцу”. Однако следует иметь ввиду, что это слово не имеет специальной привязки к финансово-промышленным конгломератам. Это широко используемое в японском языке слово в своем глагольном значении близко к таким глаголам как “связывать”, “присоединять”, “соединять”. Поэтому всякие структуры, соединяющие несколько элементов могут в Японии называться кейретцу. В данном случае объектом рассмотрения являются кейретцу в бизнесе. Тем не менее, очень трудно указать количество кейретцу в экономике Японии. Скорее всего, никто не сможет сказать сколько их в Японии.
Особый интерес представляют крупные кейретцу, которые по сути своей являются большими финансово-промышленными конгломератами. Все их можно поделить на две большие группы - горизонтальные кейретцу и вертикальные кейретцу.
Когда речь идет о японских финансово-промышленных конгломератах, то обычно имеются ввиду горизонтальные кейретцу. Одним из центральных елементов горизонтальной кейретцу является крупный банк. Ядро банковской системы в Японии составляют 11 крупнейших коммерческих банков, которые японцы называют “сити” банк и 3 банка долгосрочного кредитования. Шесть из этих четырнадцати финансовых организаций являются центрами собственных промышленных групп. Это коммерческие банки DKB, Sakura, Sumitomo, Fuji, Sanva, Mitsubishi и лидирующий кредитный банк, который называется Industrial Bank of Japan (IBJ). Эти шесть финансово-промышленных конгломерата называют большая шестерка (Big Six).
Наряду с банком в ядро группы входит торговая компания ( ее называют shosha). которая часто не уступает по своей влиятельности банкам. Вмести с ними в ядро может входить крупное промышленное предприятие. Вокруг этого ядра находится большое количество компаний, которые в разной мере связаны между собой и могут образовывать собственные кластеры. При этом часть из них тяготеют к ядру и находятся в большей зависимости, другие же находятся как бы на периферии и ведут в значительной мере собственную политику. Тойота - одна из фирм, которая сохраняет большую дистанцию, входя в группу Mitsui. В большую шестерку входят группы Mitsui, Mitsubishi, Sumitomo, Fuyo, Sanwa, DKB ( Dai-Ichi Kangyo Bank).
Почти все крупнейшие компании, входящие в горизонтальные кейретцу образуют собственные вертикальные кейретцу в форме обширной пирамиды, на вершине которой лидирующая компания, а в основании огромное количество мелких фирм, порой представляющих просто семейный бизнес. В такой иерархической структуре компании связаны между собой прежде всего субподрядными контрактами. Группа мелких фирм поставляет компоненты для более крупных, те для еще более крупных и так далее. Таким образом устроены кейретцу в электронике, автомобилестроении.
В дальнейшем оба типа кейретцу мы рассмотрим подробнее. Но прежде полезно ознакомиться с их предисторией и понять те процессы, которые привели к формированию современных групп.

Исторический экскурс


В середине 80-х годов прошлого века Япония изменила политическую ориентацию, повернувшись от феодального устройства к преклонению перед западным империализмом. Новые японские лидеры и правительство начали изучать капиталистические нации и обнаружили, что очень часто богатство и капитал концентрируются вокруг отдельных семей. Правительство приступило к формированию отраслей промышленности помогая богатым или предприимчивым людям сформировать в своих руках большой капитал. Мы не будем вдаваться здесь в детали этого процесса. Важно , что в результате сформировались четыре очень крупных диверсифицированных финансово-промышленных конгломерата, которые управлялись холдинговыми компаниями. Владельцами этих холдингов были несколько очень богатых семей. Такие конгломераты назывались “зайбатцу” (Zaibatsu). Большая четверка зайбатцу - это Mitsui, Mitsubishi, Sumitomo, Yasuda. Таким образом в экономике Японии были сформированы иерархические пирамиды с централизованным управлением. Эти конгломераты начали быстро развиваться и в начале двадцатого века являлись достаточно влиятельными и крупными ( по тогдашним японским меркам) конгломератами.
Во время первой мировой войны они получили возможность выйти на мировой рынок и, пользуясь неблагоприятными условиями для развития европейских компаний, закрепиться на нем. Поэтому, когда в 20-х годах в политических кругах Японии возобладали интересы военной експансии, лидеры зайбатсу попытались воспротивиться этому, так как это явно подрывало возможности для дальнейшего развития своего влияния на мировом рынке. Однако ответная реакция правительства, военных и средств массовой информации была достаточно сильной. В обществе начал формироваться отрицательный имидж богатых владельцев зайбатцу. Вместе с тем начали появляться новые зайбатцу, ориентированные на нужды военных. В результате лидеры старых зайбатсу вынуждены были сменить свою ориентацию, рекламия свой патриотический дух и поддерживая военных. Во время войны внутри крупных зайбатцу стали происходить слияния между компаниями6 действующими в одной отрасли. Именно в это время сформировались многие из известных сегодня японских компаний.
После войны политика победителей была связана с уничтожением всех промышленных сил, ориентированных на поддержку военных отраслей. В числе главных оказались зайбатцу. Активы 15 наиболее крупных зайбатцу были заморожены. Принятый в 1947 году антимонопольный закон ставил холдинговые компании вне закона. Американское влияние было направлено на полное уничтожение зайбатцу. Однако все меры воздействия должны были осуществляться через Министерство Торговли и Промышленности (MITI). Внутри же этого министерства постепенно формировалось мнение, что подобные меры являются лишь американской интервенцией в экономику Японии.

Американское противостояние коммунизму изменило ориентации в американской политике. Япония была хорошим форпостом в Азии и Америка нуждалась в том6 чтобы Япония была сильной в экономическом смысле страной.


Таким образом к началу 50-х годов сформировались новые условия для развития финансово-промышленных конгломератов. Старые зайбатцу поняли что от них требуется. Не должно быть более холдингов, не должно быть столь сильного влияния отдельных семей в совете директоров, не должно быть ориентации на насилие. Все должно быть сконцентрирована на бизнесе. Между тем осуществление антимонопольного закона реформировало промышленные и торговые компании, но не затронуло банков. Это произошло по той причине, что банки были в ведении Министерства Финансов. Наиболее раздробленными оказались торговые компании.

В начале 50-х годов MITI приступило к восстановлению связей в экономике, что можно было бы назвать “кейретсификация” экономики. Торговые компании начали вновь объединяться. Правительство обеспечило крупнейшие банки, являвшимися ядрами зайбатцу, специальными фондами на восстановление экономики. Было изменено антимонопольное законодательство, разрешившее банкам владеть акциями их клиентов. В результате сформировались финансово-промышленные конгломераты, которые называют кейретцу. Правительство определило приоритеты в развитии отраслей, не привязывая их к деятельности той или иной кейретцу, что сформировало конкурентные отношения между ними. Если кратко оценивать действия японского правительства в восстановлении послевоенной экономики, то следует отметить два существенных момента. Первое. Правительство четко опредилило приоретные направления развития японской экономики и сосредоточило финансовые ресурсы именно в этих напрвлениях. Кейретцу, а точнее их центральные банки, выступили как бы финансовым инструментов реализации такой политики. Второе. Традиционно, говоря о либерализации экономики, а в случае переходных экономик о переходе к рынку, обычно подразумевают, что рыночные механизмы сработают естественным образом и переход произойдет как бы сам собой. В общем-то это так, но не ясно является ли такой пассивный путь оптимальным. Япония продемонстрировала, что сконцентрированные меры дают значительный эффект и роль финансово-промышленных групп в переходный период в Японии была весьма и весьма продуктивной.


Чтобы завершить этот короткий исторический экскурс, следует остановиться на вопросе взаимного владения акциями предприятий, входящих в группу. Начальным толчком для этого процесса послужило стремление компаний защититься от захвата со стороны международных компаний. особенно это было важно в самом начале, когда экономика была достаточно слабой и противостоять иностранному влиянию в одиночку было достаточно трудно.

Каталог: distance
distance -> Тема: социология дюркгейма
distance -> Семья и брак как предмет исследования в социологии
distance -> Кирдина Светлана Георгиевна, к
distance -> Отчет по «Молодежной анкете»
distance -> Биография и проблематика конфликта в социологии М. Вебера
distance -> Можно отметить два основных течения, в русле которых в основном шло развитие социологии в России это позитивизм О
distance -> Институциальная социология- направление в современной социологии, изучающее устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница