Кежемского района Красноярского края



Скачать 247.89 Kb.
страница1/3
Дата30.07.2018
Размер247.89 Kb.
ТипСочинение
  1   2   3

Кодинская общеобразовательная школа №4

Кежемского района Красноярского края

Работа над сочинением по части С

(Подготовка к Единому Государственному экзамену)


Выполнена учителем

Русского языка и литературы
Князевой Альбиной Ивановной
Кодинск

2007 год


ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Введение 3 стр.

  2. Основная часть 3 стр

  3. Заключительная часть 17 стр.

  4. Рекомендуемая и использованная литература 18 стр.

Результаты сочинений части С ЕГЭ 2004 года, трудности в подготовке

экзаменам убедили меня заняться глубоким изучением этой темы.

Практика показывает, что выпускники в целом справляются с этим заданием, показывают сформированность коммуникативных умений, умений в языковом анализе, в выражении собственных мыслей. Однако сочинения свидетельствуют о ряде пробелов в знаниях учащихся.

Типичные ошибки в части С, выявленные экспертами при Красноярском институте повышения квалификации (КИПК):



  1. Трудности вызывает анализ художественного и научно-популярного текста, где позиция автора находится в подтексте.

  2. Трудно воспринимаются учащимися тексты, где есть ирония автора, сарказм.

  3. 12 % выпускников не понимают научные тексты с их терминологией, где требуется высокая степень обобщения.

  4. Наиболее трудным оказался речеведческий анализ (роль изобразительных средств).

  5. Композиционно-текстовые ошибки (отсутствие связи между началом и его завершением).

К этому можно добавить, что выпускники часто главную мысль автора заменяют собственным видением проблемы. Они затрудняются сформулировать основную мысль, не могут размышлять по поводу той проблемы, которую поднимает автор.

Поэтому считаю, что на уроках русского языка следует больше уделять внимания анализу объектов различных стилей и типов речи; развивать монологическую речь учащихся (устную и письменную); формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя тезис, аргументы и делая вывод; обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей.


Работа в старших классах убедила, что следует совершенствовать методику работы над новыми для школы видом сочинений – сочинениям по прочитанному тексту.

Анализ полученных результатов, изучение дидактических материалов для подготовки к ЕГЭ Красноярского ИПК учителей помог составить программу действий по подготовке учащихся к экзаменам.



  1. Организационный аспект:

- заседания методического объединения учителей школы и района;

- работа с родителями учащихся (собрания, круглые столы);

- организация пробных 4-5 экзаменов в течение года;

- прогнозирование возможных ошибок к пути их устранения;

II. Предметный аспект:

- комплексный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ;

- интеграция с другими предметами, создание банка данных (тесты, уроки, литература);

- систематизация материала (объединение в блоки, программа элективных курсов);

III. Методический аспект:

- изучение опыта работы других учителей через курсы повышения при ИПК, РМО, МО, самообразование;

- мониторинг на основе контрольных срезов;

- разработка технологий в формате ЕГЭ (методы, формы, средства и приемы).

Программа (работа над сочинениями части С) направлена на ликвидацию в знаниях учащихся и развитие творческих способностей. Это необходимо как для выполнения задания частей А и В, так и при написании сочинения по части С. Она так же включает в себя использование элементов тренинговых методик на базе информационных технологий.
Некоторые приемы работы с текстом.


  1. Комплексный анализ текста – элемент подготовки к ЕГЭ, начиная с 5 класса.

  2. Работа с текстом (2 урока):

    • 1-ый урок – 10 заданий по тексту (по методике Пахновый);

    • 2-ой урок – творческая мастерская – создание своего текста;

  3. Составление микротекста по модели указанного абзаца, сочинение по данному началу (например, «Если бы я был мэром города, директором школы»); сочинения лингвистического характера (например, «Какого стиля (типа) речи этот текст»)

  4. Выявление роли языковых средств текста, определения позиции автора.

  5. Интерпретация данного текста с использованием других художественных средств языка.

  6. Составление клише для написания сочинения. Например, к выражению позиции автора:

- автор убеждает, утверждает, приводит веские аргументы ….;

- по мнению автора…; он приводит пример того, как…; автор иллюстрирует…;

- автор подводит к мысли, что….

7. Составление предложений, как переход к построению текста.

8. Составление предложений с однородными членами, с двойными союзами (не так…, чем).

9. Редактирование предложений с ошибками в построении деепричастных и причастных оборотов.

Упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций позволяет устранить повторы, превращая короткие предложения в более сложные и разнообразные синтаксические конструкции. Но выполнять их можно после изучения причастий и деепричастий, то есть не раньше 7 класса. Над такими упражнениями стоит поразмышлять вместе с классом, решить какое действие является основным, какое добавочным.

Пример такого задания: Малыш лопотал что-то приветливое. Малыш ковылял по двору. Малыш улыбался во весь рот. Малыш долго шлепал прутком по луже. Малыш радостно кивал. Малыш торопился навстречу к маме.

Постройте два варианта связного текста, используя причастные и деепричастные обороты, что бы текст можно было озаглавить: а) «Приветливый малыш», б) «Неугомонный малыш».

10. Составление памяток, алгоритмов по различным темам.

11. Работ в группах:

а) «сильные» пишут лирическое начало, остальные – вопросное.

б) 1- я группа пишет вступление

2-я свое мнение с аргументами, философским, культурным, житейским.

3-я пишет заключение.

12. Расширение теоретических (лингвистических) знаний для повышения уровня орфографической и пунктуационной грамотности.

13. Работа учащихся в режиме эксперта (11 класс). Оценивается чужая работа по критериям проверки.

Знания о тексте накапливаются у школьников постепенно, начиная с начальной школы. С 5 класса сведения углубляются, пополняются теорией языка. Это видно из таблицы:

Знания, умения и навыки работы над связной речью из требований программы.


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

- Типы речи (рассуждение, описание, повествование).

- Виды связи предложений в тексте (параллельная, последовательная)

- Лексические средства языка (синонимы, антонимы и т.д.)

- Стили описания (деловой, художественный)

- Пополнение знаний о лексике(общеупотребительские, диалектные, профессиональные слова, фразеологизмы, их роль в речи)

- Сложный план текста

- Описание природы

- Умение доказывать свою мысль в сочинениях – рассуждениях

- разряды местоимений, глагола, их роль в тексте

- Знают все стили литературного языка, их признаки, жанры, языковые средства

- Работают над портретом, характеристикой героя

- Расширяют речевые возможности

- Умение совершенствовать написанное, заменять предложения синонимами, конструкциями, вводить в текст вводные слова и предложения, цитаты.

Владеют всеми навыками комплексного анализа текста.

Как показала практика, учащиеся 9 класса при подготовке к экзаменам затрудняются определить тип текста, смысл заглавия, найти языковые средства. С чем это связано? Отвечая на этот вопрос, пришла к выводу:

- заучивая сведения о стилях, типах, дети не осознают значения этих понятий.

Основные их силы направлены на грамотное письмо, но учитель должен помнить, что в 5 классе должно быть помимо этого сформировано умение различать типы речи и виды связи предложения в тексте.

Если в начальной школе знания были усвоены недостаточно, то они постепенно сотрутся в памяти. В учебнике 9 класса материала о стилях и типах мало. Это затрудняет учащихся выполнять практические задания.

С начальной школы дети учатся давать заглавие тексту. Там, где заглавие отражает сам предмет, о котором говорится в тексте, подбирают легко. Но если заглавие требует осмысления содержания текста, умения понять мысль автора, начинаются трудности. И причина, по-моему, в невнимательности, беглом чтении, когда действует установка на количество прочитанных слов.

Быстрое чтение приводит к тому, что дети не видят повторяющихся слов, синонимов, изменения смысла всего текста с помощью последнего предложения.

Готовя детей к экзаменам, давно поняла что только постоянная работа над текстом, систематизация знаний.., ликвидация пробелов в теории может привести к хорошим результатам.

Как работаю по преодолению этих трудностей?

К 9 классу на уроках обобщения и повторения составляем таблицы по типам и стилям речи. План анализа текста, по которому постоянно работаем, есть в папке у каждого ученика. Теоретические сведения о заглавии, языковых средствах связи слов предложений в тексте так же собраны и есть у всех.

Подобраны тексты, где нужно определить только основную мысль и доказать это, используя тексты, где учащиеся указывают тип речи и его признаки. На уроках стилистики выполняя разные задания по тексту в группах и индивидуально, учащиеся вырабатывают устойчивый навык в выполнении того или иного задания.

Работа со смыслом названия строится по-другому. Ей больше внимания уделяется на уроках литературы. Например, на уроках литературы в 7 классе при изучении стихотворения А.К. Толстого «Благовест» учащиеся рассуждали о значении колокольного звона для людей, говорили о том, какие чувства вызывает благовест в душе лирического героя стихотворения (Благовест – колокольный звон – своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за поры церкви; он возвещает о вере, о жизни, пронизанный ее светом, он будит уснувшую совесть).


А.К. Толстой, «Благовест»
Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами


Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовет и манит

Он в край родимый


В край благодатный

Забытый мною –

И, непонятной

Томим тоскою


Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого,


Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные,


И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает…


К старшим классам работа с заглавием усложняется. Фрагмент урока литературы в 11 классе. Тема «Сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Мандельштама «Silenfium». На каждой парте распечатка стихотворений Тютчева и Мандельштама в два столбика. Так учащимся легче будет сравнивать их композиционный образный параллелизм. Стихотворения напечатаны и розданы учащимся.
Ф.И. Тютчев

«Silenfium»


Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят они

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими – и молчи.


Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль, изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими – и молчи.


Лишь жар в себе самой умей

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно – волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью – и молчи!

1830.
О.Э.Мандельштам

«Silenfium»


Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Не нарушаемая связь.


Спокойно дышат моря груди,

Но, как безумный, светел день,

И пены бледная сирень

В черно – лазуревом сосуде.


Да обретут мои уста

Первоначальную немоту –

Как кристаллическую ноту,

Что от рождения чиста!


Останься пеной, Афродита,

И, слово, в музыку вернись,

И, сердце, сердца устыдись,

С первоосновой жизни слито.

1910.
Первая учебная ситуация. Сходство.
Учитель:

- Начнем со сравнения 2-х стихотворений разных авторов. Как вы докажите обоснованность сравнения стихотворений Тютчева и Мандельштама? (Есть ли у этих стихотворений общие черты?)

Ответ:

- Общий жанр (лирическое стихотворение в свободной форме); общее название, причем необычное, «экзотическое» - следовательно, случайное совпадение исключено, сходство темы – «молчание», «немота»; есть даже сходные приемы, которые можно отметить уже при первом чтении – повелительная форма («Молчи, скрывайся и таи..» «Останься пеной….» «В музыку вернись ….. устыдись»)



Учитель:

- Внимательно посмотрите на название стихотворения. Есть ли в них различия? Какие? Как вы их объясните?

Ответ:

- У Тютчева «Silenfium» с восклицательным знаком, как призыв иди девиз, у Мандельштама восклицания нет. Объясняется это общим пафосом стихотворения: у Тютчева – обращение к личности, к человечеству «я», у Мандельштама – вечное возвращение к возобновляющемуся вновь и вновь, к мигу «первоначальной немоты».



Работа над ключевыми, повторяющимися словами, синонимами ведется на уроках русского языка. Составляя ряды слов, сопоставляя их, дети определяют главную мысль текста, смысл названия.

Фрагмент урока русского языка в 9 классе. Текст № 9 «Деревянная сказка» (из сборника для проведения письменного экзамена).

Учитель:

- Что значит для вас это слово?

Ответ:

- Сказка – это красота, природа, волшебство, мудрость, добро, победа над злом, смелые герои, любовь к русской земле.



Учитель:

- Выделите ключевые слова текста.

Ответ:

- Пейзаж, солнце, красота, мастерство, радость, победа (памятник русской воинской славе).



Сопоставление этих рядов помогло понять учащимся не только смысл названия, но и осознать главную идею всего текста.

Работа с опорными, ключевыми словами и ассоциациями, возникающими при этом, один из самых важных моментов при работе с текстом. Это помогает учащимся определить проблему текста на экзамене. Текст для анализа:


Любовь к слову, понимание красоты и силы его закладываются с детсва – в семье, в детском саду, в начальной школе.

Классики, классики. И Пушкин, Пушкин – отец наших душ. Это должно быть незыблемой основой всех школьных хрестоматий. Как хлеб, как воздух, как вода. Ведь именно классики – связующая духовная нить разных поколений.

Пора на всем понять: перегрузка школьника всевозможными предметами и недогрузка его родным словом обернуться серьезными последствиями, особенно в наш век всеобщей технизации и усыхания сердца. Ну, будут, будут у нас физики, будут математики, будут иные специалисты, а человек – то, будет ли человек –то?!

Слово всегда было путеводной звездой человечества. В слове сокрыта самая великая энергия, известная на земле, - энергия человеческого духа. Словом создавалась культура, словом ковалась вера, ковались идеалы… любовь к слову, понимание…

(Ф. Абрамов)
Задание к тексту:


  1. Подчеркните повторяющиеся слова.

  2. Найдите смысловое поле. (Что объединяет эти слова?).

  3. Что выражают подчеркнутые слова?

Комплексный анализ текста – это элемент технологии подготовки к ЕГЭ и вести эту работу надо в системе.

Для комплексного анализа подбирается текст такого автора, у которого есть чему учиться, личность и творчество которого известны учащимся по урокам литературы. Если учителю понадобился текст неизвестного детям автора, необходимы пояснения. На таких уроках нужен портрет автора текста, выставка его книг. Психологами доказано: если читающий видит портрет автора текста, то он лучше воспринимает и запоминает текст.

Также психологами различают три степени понимания текста: первая – прочитал текст и не все в нем понял; вторая – прочитал текст и понял только то, что в нем есть; третья – прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет. «Талантливый читатель» (С.Я. Маршак) всегда старается подняться на третью ступень понимания текста, то есть читает не только текст, но и подтекст, «между строк». Если класс слышит об этом впервые, нужно пояснить. В качестве примера можно взять миниатюру М.М. Пришвина из цикла «Лесная капель».


М.М. Пришвин


Под снегом.

Удалось услышать, как мышь под снегом грызет орешек.


Учитель:

- О чем мы можем прочитать здесь «между строк», в «подтексте»?

Ответ:

- В лесу тихо; так тихо, что слышно как мышь под толстым покровом снега грызет корешок.



- По лесной дорожке идет человек; на его лице выражение интереса, он доволен собой: ведь ему удалось услышать, как «мышь под снегом грызет орешек». Глагол удалось – значит посчастливилось – подчеркивает успех, удачу при выполнении чего-либо. Значит, автор миниатюры внимательно и терпеливо прислушивался к зимнему лесу и обрадовался тому, что услышал. Он убедился: и в зимнем, заваленном снегом лесу продолжается жизнь.

Ученические наблюдения хорошо подкрепить высказываниями литературоведа. По данному примеру можно привести отрывок книги Козловского Ю. поэзия прозы Пришвин М.М.: «В этой микроскопической заметке… говорится о гордости автора тем, что он смог войти в природу таким образом, что она доверила ему одну из своих бесчисленных маленьких тайн. Разве мало сказано всего лишь в одной стройке, и разве не имеет эта строчка права занять свое место в повести о жизни русской природы?»

Итак, поднявшись на третью ступень понимания прочитанного текста, приступаем к его комплексному анализу.

План анализа примерный, так как это исследовательская, творческая работа, жесткие» рамки здесь неуместны: каждый художественный текст неповторим, своеобразен. Примерным он может быть таким:



  1. Прочитайте текст.

  2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.

  3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (Художественному, публи­цистическому, научному/научно-популярному?).

  4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение?).

  5. Определите жанр текста. (Эпизод худо­жественного произведения, очерк, воспоми­нание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.?) Какое настроение преобладает в тексте?

  6. Определите тему текста.

  7. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие вы­брал автор?).

  8. Каталог: DswMedia
    DswMedia -> Положение о внутришкольном мониторинге качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия г. Алдан»
    DswMedia -> Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента
    DswMedia -> Русь древняя и средневековая V – рубеж xvi–xvii вв
    DswMedia -> О теореме Пифагора и способах ее доказательства
    DswMedia -> Сочинение «Разум и чувство»
    DswMedia -> Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    DswMedia -> Усовершенствование методической работы в доу как одно из условий повышения качества дошкольного образования


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница