Карл поппер: критика стандартной концепции науки



Скачать 126.72 Kb.
Pdf просмотр
страница1/9
Дата12.05.2018
Размер126.72 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


313
КАРЛ ПОППЕР:
КРИТИКА СТАНДАРТНОЙ КОНЦЕПЦИИ НАУКИ

Г.П. Ушакова, Д.Ю. Клемятич
Во второй половине х гг. позитивизм в своем развитии переходит на новый уровень неопозитивизм сменяется постпозитивизмом. В это время социологи начинают рассматривать науку как исторический и социокультурный феномен.
Постпозитивизм, несмотря на его отличия от логического позитивизма, не является радикальной трансформацией последнего. Более того, в развитии своих новых концептуальных программ (критический рационализм, историцизм, эволюционные модели, анархистский подходи др) постпозитивизм столкнулся со своими проблемами и подвергся критике. В связи с этим в е гг. XX в. возрождается интерес к установкам логического позитивизма происходит его переоценка, попытки развить и усовершенствовать его с учетом критики и новых идей, почерпнутых в том числе и из постпозитивизма. Наступление постпозитивизма обычно связывают с выходом в 1959 ганглий- ского варианта основной методологической работы К. Поппера Логика научного открытия, а также книги Т. Куна Структура научных революций (1963). К постпозитивизму причисляют позднего К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, С. Тулмина, Л. Лаудана, П. Фейерабенда и др. Как и неопозитивизм, постпозити- визм не являлся монолитом, его характерная черта — разнообразие методологических концепций, их взаимная критика, создание различных oбразов науки и ее развития, противоположные решения методологических проблем и т.д., но, так как речь идет об определенном этапе в развитии философии науки, существуют и общие черты у его представителей. В отличие от предыдущих форм позитивизма, постпозитивизм озабочен соответствием своих концепций реальному научному знанию и его истории. Интересы представителей постпозитивизма связаны с такими проблемами как возникает новая теория, как она добивается признания, каковы критерии сравнения и выбора конкурирующих теорий и т.п. Постпозитивисты не стремятся проводить жесткую границу между эмпирическими теоретическим, фактами и теориями речь идет о взаимопроникновении теоретического и эмпирического, теоретической зависимости фактов. Так, Поппер пишет в Нищете историцизма»: Когда мы говорим, что социология является теоретической дисциплиной, то имеем ввиду, что она должна
объяснять и предсказывать события с помощью теорий или универсальных законов именуя социологию эмпирической дисциплиной, мы подразумеваем, что в ее основе должен лежать опыт что события, которые она объясняет и предсказывает, являются наблюдаемыми фактами, а любая теория принимается или отвергается в зависимости от наблюдения [6, c. 44]. Иными словами, помысли Поппера, социология должна быть, как и физика, одновременно и теоретическими эмпирическим знанием. К слову, заметим, что Конт бы очень порадовался этому утверждению, произнесенному в ХХ веке.
Постпозитивизм отказывается видеть жесткие границы между наукой и философией, признает осмысленность философских положений и неустранимость их из научного знания. Характерной чертой постпозитивизма является и его стремление опереться на историю науки, на развитие знания. В отличие от неопозитивизма, постпозитивизм отказывается от кумулятивизма в понимании развития




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница