Кандидатский экзамен по «Истории и философии науки»



страница1/4
Дата23.08.2018
Размер91.9 Kb.
  1   2   3   4

Кандидатский экзамен по «Истории и философии науки»

состоит из ответов на вопросы двух разделов (Модулей) курса: «Общие проблемы философии науки» и «Современные философские проблемы отраслей знания»:



Раздел 1. (Модуль) - «Общие проблемы философии науки» - вопрос определяется экзаменационным билетом;

Раздел 2 (Модуль) - «Современные философские проблемы отраслей знания» - экзаменационный вопрос по этому разделу - на выбор аспиранта из предлагаемой ниже тематики его отрасли знания;  аспирант может также предложить для устной защиты на экзамене  реферативную письменную работу по  инициированной им теме, относящейся к его отрасли научного знания* .

Рефераты принимаются кафедрой философии ИФФ ГИ СФУ – до 1 мая текущего года. Тел для справок – 249-75-41.



Раздел (Модуль) 1  «Общие проблемы философии науки»

1. Наука как социальный институт. Место и роль науки в развитии культуры.

Классификация наук. Формирование науки как профессиональной деятельности.

2.Основные стадии исторического развития науки.

3.Позитивистская традиция в философии науки (О.Конт, Венский кружок и др.).

4.Постпозитивистская проблематика философии науки: критический рационализм К.Поппера.

5.Постпозитивистские концепции философии науки: И.Лакатос, П.Фейерабенд.

6.Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного познания.

7.Особенности научного познания и знания. Научное знание как система

8.Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Формы развития научного знания. Методы научного познания, их классификация.

9.Научная картина мира, ее исторические формы и функции в системной организации познания и научного мировоззрения.

10. Парадигмы и теоретические модели в научном познании

11.Роль исследовательских программ и моделей в научном познании.

12. Научная картина мира и типы научной рациональности.

13. Научная теория как наиболее полная конкретно-содержательная форма

организации научного знания.

14.Научные традиции и научные революции. Т.Кун о структуре научных революций.

15.Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Изменение смыслов мировоззренческих оснований культуры; перестройка оснований науки.

16.Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

17.Главные характеристики современной постнеклассической науки. Процессы дифференциации и интеграции наук.

18. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

19. Критерии истины в научном познании.

20.Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов в научном познании.

21. Связь социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки.

_________________________________________________________________________________


*При выборе темы реферата аспирант (соискатель) может воспользоваться   государственной программой кандидатского экзамена «История и философия науки». Москва.2004.

2
22.Сциентизм и антисциентизм. Постнеклассическая наука и установки техногенной цивилизации.

23. Новые этические проблемы науки в ХХ1 столетии. Социальные ценности и процесс выбора стратегии исследовательской деятельности.

24. Наука как сфера отношения человека и природы. Экологическая этика и ее философские основания.

25. Философия космизма и развитие науки. Учение В.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

26. Наука как социальный институт Социологический и культурологический подходы в изучении его функций.

27. Научные сообщества и их исторические типы. Проблема коммуникаций в науке.

28. Роль науки в современном образовании и формировании личности

29. Наука и другие виды культурно-познавательной деятельности (искусство, религия, обыденное познание).

30. Философия и наука. Философские идеи как эвристика научного поиска.

31. Идеалы и нормы науки, их роль в научном познании.

32. Роль общенаучных методов в решении теоретических задач.

33. Синергетический подход в системном анализе развития науки.

34. Проблема, теоретический факт, теоретическое понятие в научном исследовании.

35. Компьютеризация и процессы развития научного познания.

36. Объективная диалектика бытия и выражающие ее принципы.

37. Специфика субъект-объектного отношения в гуманитарном подходе.

38. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативность как условие создания нового знания.

39. Проблема истинности в социо-гуманитарном познании.

40. Специфика естественно-научного и социо-гуманитарного познания.



Каталог: sites -> research.sfu-kras.ru -> files
sites -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
sites -> Программа «Психология личности»
sites -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
sites -> Вопросы для обсуждения, докладов, рефератов по дисциплине социология молодежи для студентов, обучающихся на направлении 040700 Организация работы с молодёжью
files -> Рабочая программа курса подготовки
files -> Гражданское общество и правовое государство


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница