Кафедра общей психологии и истории психологии Вопросы кандидатского экзамена по специальности



Скачать 94.17 Kb.
Дата26.05.2018
Размер94.17 Kb.

Кафедра общей психологии и истории психологии

Вопросы кандидатского экзамена

по специальности 19.00.01 «Общая психология, психология личности и история психологии»

  1. Общее представление об объекте и предмете психологии. Плюрализм подходов к решению проблемы предмета психологии в современной науке.

  2. Различные аспекты познания человека в психологии. Задачи и отрасли психологии. Место психологии в системе наук. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина.

  3. Житейская и научная психология: связь и различия. Внешние и внутренние факторы развития психологической науки. Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания.

  4. Психологическая наука и психологическая практика: проблемы соотношения.

  5. Общее представление о методах психологии. Классификация методов исследования в психологии и области их применения.

  6. Природа психического, его специфические характеристики и функции. Психическое отражение как процесс. Формы и уровни психического отражения, их характеристика.

  7. Предмет, объект, методы и источники изучения истории психологии. Роль истории психологии как отрасли психологической науки в развитии современной психологии.

  8. Развитие психологических идей в древнегреческой философии. Учение Аристотеля о соотношении души и тела. Психологические идеи и учения Платона.

  9. Развитие психологических идей в арабоязычной науке: Ибн-Сина, Ибн-Рошид, Ибн аль-Хайам.

  10. Рефлекторная модель поведения и интроспективное понимание сознания в концепции Р.Декарта.

  11. Сознание как предмет экспериментального психологического исследования. Свойства сознания (В. Вундт, У. Джемс), примеры их исследования.

  12. Общение как базовая категория психологии: функции, структура и особенности психических процессов в условиях общения.

  13. Понятие ассоциации в психологии. Виды и свойства ассоциаций. Общее представление об ассоциативной психологии: ее возникновение, развитие и судьба.

  14. Проблема неосознаваемых процессов в психологии. Роль З.Фрейда в разработке проблемы бессознательного в психоанализе. Предсознательное и бессознательное. Методы исследования бессознательного.

  15. Бессознательное и установка. Явление и понятие установки в школе Д.Н.Узнадзе. Возможные классификации неосознаваемых явлений в психологии.

  16. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода в психологии Дж. Уотсона и его развитие в необихевиоризме Э. Толмена.

  17. Целостный подход в психологии. Особенности и основные направления психологического исследования в гештальт-психологии.

  18. Идеографический и номотетический подходы в современной психологии. Гуманистическая психология, основные представители и идеи.

  19. История развития отечественной психологии в начале XX столетия: основные вехи и события. Культурно-исторический подход в психологии (Л.С.Выготский). Историческое развитие познавательных процессов в работах А.Р.Лурии.

  20. Деятельностный подход в психологии. Необходимость введения категории "деятельность" в психологическую науку (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Общее строение деятельности человека. Принцип единства сознания (психики) и деятельности.

  21. Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе. Разные точки зрения на возникновение психики (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм, анималопсихизм).

  22. Проблема возникновения психики. Основные этапы развития психики в филогенезе по А.Н. Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта.

  23. Основные отличия психики человека от психики животных, их обусловленность качественными различиями между деятельностью человека и деятельностью животных.

  24. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Роль трудовой деятельности в формировании сознания и ее особенности.

  25. Две ипостаси психики (сознания) человека: психика (сознание) как деятельность и психика (сознание) как образ (А.Н.Леонтьев), их возможное соотношение. Общее представление о смысловой сфере личности.

  26. Проблема ведущей деятельности в школе А.Н. Леонтьева. Ее признаки. Общее представление о концепции периодизации психического развития в онтогенезе (Д.Б.Эльконин). Виды ведущих деятельностей на разных этапах онтогенетического развития ребенка.

  27. Постановка психофизической проблемы Р. Декартом. Соотношение психофизической и психофизиологической проблем. Возможность третьей точки зрения на решение психофизиологической проблемы (И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия).

  28. Концепция «физиологии активности» Н.А.Бернштейна. Значение идей Н.А.Бернштейна для психологии.

  29. Человек как субъект деятельности. Понятия субъекта, индивида, личности, индивидуальности.

  30. Человек как субъект познания. Cпецифика психологического изучения познания. Чувственное и рациональное познание. Специфические (ощущение, восприятие, мышление) и неспецифические («сквозные») познавательные процессы (внимание, память, воображение): основные определения.

  31. Способности как функциональные свойства индивида. Структура, виды и уровни развития способностей. Общие и специальные способности. Способности и одаренность. Способности и развитие личности. Измерение способностей.

  32. Темперамент: сущность и основные свойства. Классическое и современное представление о темпераменте. Темперамент как формально-динамическая сторона деятельности. Общие характеристики темперамента: активность и эмоциональность.

  33. Характер: его сущность и структура, принципы научного изучения, место в структуре личности, принципы и подходы к классификации, закономерности и факторы формирования.

  34. Клинический подход к описанию индивидуальности: аномалии характера. Психопатии и акцентуации характера: понятия и основные виды. Проблема соотношения характера и личности.

  35. Основные подходы к изучению патологии личности

  36. Клинические проявления и психологическая диагностика расстройств личности.

  37. Психопатии как специфические расстройства личности. Основные типы психопатий и подходы к их психологической коррекции.

  38. Основные направления развития представлений об эмоциях. Эволюционная необходимость эмоций. Эмоциональные процессы. Аффекты, эмоции, чувства (сравнительная характеристика). Экспериментальные исследования эмоций.

  39. Стресс. Физиологические и психологические аспекты изучения стресса. Фрустрация и типы реагирования человека в состоянии фрустрации. Тревога и тревожность.

  40. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа Общее представление о развитии воли. Воля и личность.

  41. Мотивационная сфера личности. Основные проблемы, направления и экспериментальные планы в изучении мотивации. Теории мотивации.

  42. Общая организация мотивационной сферы человека. Мотивация и деятельность. Мотивация и эмоции. Мотивы и установки. Потребности и эмоции.

  43. Роль среды и наследственности в развитии личности. Натуральная и культурная формы развития высших психических функций и личности в онтогенезе (Л.С.Выготский). Концепция двойной детерминации развития личности и ее методологические предпосылки.

  44. Движущие силы развития личности. Положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

  45. Психологические принципы и основания периодизации развития человека. Кризисы развития и их роль в становлении личности. Периодизации Л.С. Выготского и Д.Б.Эльконина.

  46. Биогенетические и социогенетические периодизации развития человека.

  47. Персоногенетические периодизации развития человека. Эпигенетическая концепция развития Э.Эриксона: эпигенетический принцип развития.

  48. Разработка представления о периодизации развития личности в социальной психологии, стратометрическая концепция А.В.Петровского.

  49. Общая характеристика и структура индивидных свойств человека (Б.Г.Ананьев). Классификация индивидных свойств и их место в регуляции деятельности. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида.

  50. Личность в истории культуры. Личность и социальная группа. Положение об общественных функциях-ролях и их месте в структуре личности. Ролевые теории личности и их критика. Самопрезентация личности окружающим и ее психологическая функция. Социализация личности.

  51. Индивидуальность личности и ее жизненный путь. Продуктивные проявления индивидуальности личности. Самоактуализация, самореализация и персонализация.. Природа активности личности. Личность и творчество.

  52. Инструментальные проявления личности. Личность и характер. Способности и их роль в обеспечении эффективности деятельности. Современные представления о компетентности личности. Индивидуальный стиль — интегральная характеристика индивидуальности.

  53. Личность как субъект регуляции деятельности. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности личности. Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании.

  54. Жизненная стратегия и жизненная позиция личности. Организация личностью времени своей жизни. Концепция личности К.А. Абульхановой-Славской.

  55. Личность в критических ситуациях. Динамика процессов переживания. Психологическая защита и совладание — механизмы овладения поведением.

  56. Личностный выбор. Свобода и ответственность. Личностная зрелость.

  57. Структура "Я" (самосознание, самооценка и самоуважение) и ее исследование в разных направлениях психологии. Строение и формирование самоотношения. Диалогическая природа «Я».

  58. Общее представление о структуре личности. Структурный и динамический подход к исследованию единиц организации личности.

  59. Типологические подходы к личности. Ограничения типологического подхода.

  60. Психодинамическое направление в теории личности (3. Фрейд), его пересмотр (А.Адлер,К.Юнг).

  61. Факторные подходы к изучению и систематизации личностных черт

  62. Инструментальный уровень личности: характер и способности. Соотношение характера и личности в узком смысле слова. Акцентуация характера.

  63. Смысловая сфера личности. Личность и мотивация. Общее представление о смысловых образованиях и смысловых системах. Работа с личностными смыслами как основа практической психологии личности.

  64. Диспозициональное направление в теории личности (Г.Олпорт, Р.Кетгел, Г,Айзенк).

  65. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности (Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни).

  66. Социально-когнитивное направление в теории личности (А.Бандура, Д.Роттер).

  67. Индивидуальная психология А.Адлера

  68. Трансактный анализ Э. Берна.

  69. Концепции психологии личности А.Г. Ковалева и К.К. Платонова.

  70. Концепции психологии личности А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева.

  71. Концепция личности и индивидуальности Б.Г. Ананьева.

  72. Философско-психологическая концепция личности С.Л. Рубинштейна.

  73. Историко-эволюционный подход к личности А. Асмолова.

  74. Теория личности Д.Н. Узнадзе.

  75. Современные концепции психологии личности в практике индивидуального консультирования и немедицинской психотерапии.

  76. Классификация психодиагностических методов. Технология проведения психологического исследования. Основные этапы и их содержательная характеристика.

  77. Этический кодекс и система норм поведения психолога при проведении обследования.

  78. Личность как предмет диагностики. Психометрика и личностные опросники. Проблема устойчивости личности и дилемма личностно-ситуативной обусловленности поведения.

  79. Проективные методы исследования личности. Графические методы в исследовании личности.

  80. Понятие о способностях. Тесты общих и специальных способностей. Диагностические возможности интеллектуальных тестов. Проблема тестирования творческого мышления.

  81. Качественные методы исследования внутреннего мира личности.

  82. Общее представление об ощущении. Определение, основные свойства и характеристики. Виды и классификация ощущений. Проблема измерения.

  83. Восприятие, его свойства и виды. Основные подходы к объяснению механизмов восприятия: объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный. Развитие восприятия.

  84. Критерии выделения мышления как особого познавательного процесса. Общая характеристика мышления. Виды мышления. Основные мыслительные операции. Методы исследования мышления.

  85. Основные подходы и теории мышления. Изучение мышления в рамках ассоцианизма, психоанализа, в бихевиоризме и необихевиоризме, в Вюрцбургской школе, в гештальтпсихологии, в когнитивной психологии.

  86. Проблема мышления как высшей психической функции в школе Л.С.Выготского. Изучение мышления как деятельности в школе А.Н.Леонтьева. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Изучение мышления в лабораториях Я.А.Пономарева и О.К.Тихомирова. Изучение мышления как процесса в школе С.Л.Рубинштейна

  87. Продуктивные и репродуктивные формы интеллектуальной деятельности. Проблема и критерии выделения творческого мышления.

  88. Речь, ее функции и виды. Соотношение речи и мышления в различных психологических концепциях.

  89. Память, ее виды и их характеристика. Определение памяти в широком и узком смыслах. Основные функции памяти. Теории памяти в психологии.

  90. Процессы, содержания и связи памяти. Законы памяти, установленные Эббингаузом. Кривая забывания.

  91. Внимание, его основные характеристики. Основные виды, функции и критерии внимания. Свойства и типы внимания. Психологические теории внимания.

  92. Воображение. Виды воображения. Связь процессов творчества с воображением. Психология творческого воображения.


Каталог: aspirantura -> question
aspirantura -> Роль художника в процессе взаимодействия культур: творческая деятельность а. А. Кокеля
aspirantura -> Пояснительная записка Экзамен по дисциплине «Онтология и теория познания»
aspirantura -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
aspirantura -> Экзаменационные вопросы по философии
aspirantura -> Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
aspirantura -> Институциальный аспект социализации и адаптации сирот: на материалах томской области
question -> Кафедра социологии Вопросы кандидатского экзамена по специальности
question -> Кафедра социальной и этнической психологии Вопросы кандидатского экзамена по специальности
question -> Кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «социология»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница