К вопросу о конструктивном\ необходимом\ понятии социальное время в социологии



Скачать 88.13 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата01.08.2018
Размер88.13 Kb.
  1   2   3


УДК 316
Сивиринов Борис Сергеевич


доктор социологических наук, доцент,

профессор кафедры социологии

и социального управления

Сибирского института управления

Российской академии народного хозяйства

и государственного управления

dom-hors@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

КОНСТРУКТИВНО
-
НЕОБХОДИМОГО

ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ»

В СОЦИОЛОГИИ



Аннотация:

Статья посвящена системно
-
функциональному
подходу к определению социального времени.
Подчеркивается феноменологическая природа
феномена социального времени. Особое внимание
уделяется определению модусов социального
времени –

прошлого, настоящего, будущего –

и
их
значимости
для
анализа
социально
-
временного состояния общественных процессов.


Ключевые слова:

социальное время, феноменологическая времен-
ная реальность, системно
-
функциональное соци-
альное время, модусы времени, социальное про-
шлое, настоящее, будущее
.






Sivirinov Boris Sergeevich

D.Phil. in Social Science,
Professor of the Social Science
and Social Management Department,
Siberian Institute of Management, branch of
Russian Presidential Academy of
National Economy and Public Administration
dom-hors@mail.ru

CONCERNING FEATURES OF
THE STRUCTURALLY ESSENTIAL
CONCEPT ‘SOCIAL TIME’

IN THE SOCIAL SCIENCE


Summary:
The article deals with the system and functional ap-
proach to definition of the social time. The author em-
phasizes phenomenological nature of the social time
phenomenon. Special attention is paid to the definition
of the social time modi, such as past, present, future
and their relevance for analysis of the socio-temporal
status of the social processes.


Keywords:
social time, phenomenological temporal reality,
system and functional social time, modi of time, social
past, present, future.


В современном социальном знании непоследовательный и поверхностный подход к по- ниманию социального времени порождает массу противоречивых «мнений» и «точек зрения»
«Если время действительно так странно,
отмечает Дж.Н. Финдли,
можем мы спросить, то на что же более обычное и понятное мы можем опереться, чтобы объяснить время или пролить свет на его природу? Мы действительно можем рассматривать время как некий странный беспоря- док,
который люди, все свое время проводящие «во времени», вдруг обнаруживают и говорят об этом так, как будто они −
пришельцы из вечности. И наша задача в том, чтобы излечить их от этого недомогания путем ясного осознания его причин»
[1, c. 60].
В действительности, еще две тысячи лет назад Аристотель пришел к выводу, что время это
«мера», с помощью которой люди измеряют динамику процессов. Он делает вывод о зави- симости этой «меры», устанавливаемой человеком, от самого человека. «Будет ли в отсутствие души существовать время или нет? Ведь если не может существовать считающее, не может быть и считаемого, ясно, следовательно, и числа, так как число есть или сочтенное или счита- емое. Если же по природе ничто не способно считать кроме души и разума души, то без души не может существовать время»
[2, IV,14, с. 223
].
Время предстает перед человеком как чрезвычайно сложный феномен, связанный со всем многообразием процессов нашего мира, и в первую очередь с самим человеком.
Органы чувств не способны воспринимать некое «чистое» время как таковое. Наши чувства −
зрение, слух, осязание −
воспринимают пространственные образования объективного мира в их дина- мике, движении и изменении. Другими словами, мы воспринимаем через изменяющиеся вещи и тела изменяющееся пространство. Очевидно, что в этом случае человек сравнивает предше- ствующее состояние «А» наблюдаемого объекта с последующим «В» и фиксирует не только само изменение, но и его длительность
Это стало возможным благодаря наличию у человека сознания и памяти. Таким образом, социальное время −

это изменения социального про-
странства в его динамике, ритмах, циклах, последовательностях состояний, фикси-
руемые нашим сознанием, памятью и измеряемые на базе выбранного эталона.

Отойдя от понимания времени как отдельного, абсолютно бъективного процесса, челове- ческая мысль пришла к идее единства пространства и времени как меры
,
выбранной челове-
ком
для измерения ритмов и длительностей в изменениях социального пространства.
Следо-




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница