К рабочей программе дисциплины (модуля) Концепции современного естествознания



Скачать 93.28 Kb.
Дата26.04.2018
Размер93.28 Kb.

Аннотация
к рабочей программе дисциплины (модуля)

Концепции современного естествознания

наименование дисциплины (модуля)


Составитель (и):

Колесова Татьяна Кимовна к.п.н. доцент



(Ф.И.О., должность, уч. степень, уч.звание)

Вид учебной работы

Всего часов

семестры

1

2

3

4

5

6

Контактная работа преподавателей с обучающимися

288



















В том числе:






















Лекции

53

32

21













Семинары






















Практические занятия






















Лабораторные работы

71

35

36













Промежуточная аттестация

(заключение, экзамен)



36



















Самостоятельная работа студента

128

41

84













Общая трудоемкость

часы






















зачетные единицы

8

3

5















  1. Цели освоения дисциплины

Необходимость ознакомления студентов с концептуальным фундаментом современного естествознания является насущным требованием времени и связана с переходом на качественно новый уровень подготовки специалистов в области социальной сферы и практики.

Сегодня специалист должен быть не только профессионалом в своей области, но и, прежде всего, лидером, обладающим устойчивыми жизненными ориентирами и способным сформировать такие ориентиры у других. Именно это определяет моральный, психологический, нравственный климат. В свою очередь жизненные установки и ориентиры зависят от общего культурного уровня человека, который формируется в процессе его воспитания и образования. Одним из показателей такого общекультурного уровня всегда считались научное мировоззрение, осведомленность в вопросах, касающихся общепринятой естественнонаучной картины мира. Таким образом, одной из целей курса “Концепции современного естествознания” (КСЕ) является повышение общего культурного и образовательного уровня будущих специалистов.

Участвуя в формировании общественных отношений, выпускники нуждаются в определенном багаже естественнонаучных знаний, позволяющих непосредственно влиять на инновационный процесс, быстро и правильно оценивать те или иные предложения по совершенствованию современных технологий, предвидеть прорывы научно-технического прогресса. Напротив, отсутствие элементарных естественнонаучных знаний чревато серьезными ошибками в профессиональной деятельности. Поэтому еще одной целью курса КСЕ является создание предпосылок для формирования современного инновационно-технологического мышления.

Несмотря на, казалось бы, существенное отличие естественных наук от других, имеют место многочисленные примеры взаимопроникновения их методов и подходов к анализу явлений. Основой такой общности является, конечно же, целостный характер мира, взаимообусловленность процессов, происходящих в нем, которые, однако, часто проявляются в завуалированной, опосредованной форме. Поэтому знания в смежных областях, в том числе и в естествознании, - это для специалиста дополнительный инструмент собственной научно-практической деятельности. Таким образом, еще одной целью курса КСЕ является обогащение и совершенствование методов научного исследования.



  1. Компетенции обучающегося, формирование в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате освоения обучающийся должен:

Знать:

- специфику естественнонаучного компонента культуры, ее связь с особенностями человеческого мышления;

- принципы естественнонаучного моделирования природных явлений;

- основные принципы универсального эволюционизма и синергетики в приложении к неживой и живой природе, человеку и обществу;

- сущность фундаментальных законов природы, определяющих предметную сферу современного естествознания;




ОК – 13; 14; 15

Уметь

- владеть навыками рационального способа освоения действительности;

- использовать принципы и стиль естественнонаучного мышления, необходимые для исследования затрагиваемых в курсе проблем;

- понимать роль социокультурных факторов и законов самоорганизации в процессе развития естествознания и техники, в процессе диалога науки и общества.


ОК – 13; 14; 15

Навыков и/или опыта деятельности

- уметь провести рациональную реконструкцию отдельных фактов и явлений истории науки;

- грамотно прокомментировать основное содержание конкретных важнейших научных теорий и основополагающих научно-концептуальных моделей;

- проследить истоки возникновения научного знания, важнейших направлений отраслей науки;

- провести квалифицированную оценку соотношения рационального и альтернативного знания в различных культурно-исторических условиях;

-  грамотно ориентироваться в важнейших отраслях естествознания;

-  применять полученные знания при решении профессиональных проблем.



ОК – 13; 14; 15

ПК – 1 и 5



Владеть

  • об основных этапах исторического развития науки, особенностях современного естествознания;

  • об основных естественнонаучных концепциях пространства-времени;

  • о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

  • о динамических и статических закономерностях в естествознании;

  • о соотношении порядка и беспорядка в природе, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

  • о самоорганизации в живой и неживой природе;

  • об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

  • о взаимодействии между физическими, химическими и биологическими процессами;

  • о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе, об иерархичности, уровнях организации и функциональной ассиметрии живых систем;

  • о биологическом многообразии, его роли в сохранении, устойчивости биосферы;

  • о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

  • о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

  • о месте человека в эволюции Земли.

  • об остроте и важности экологических проблем общества в их связи с основными концепциями и законами естествознания;

Краткое содержание дисциплины:

п/п


Тема

Содержание

1

Концепции современного естествознания. Наука как часть культуры. Основы естествознания.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Структура научного знания: уровни и методы научного знания, системный подход, формы научного знания, научная картина мира. Научный метод в естествознании. Критерии научного знания.

Естествознание как часть науки и культуры. История естествознания: древнегреческая натурфилософия, средневековое естествознание, естествознание Нового и новейшего времени, классическое естествознание ХХ века. Предмет, структура и особенности современного естествознания.



2


Физическая картина мира. Космологические модели Вселенной.


Понятие физической картины мира. Механическая картина мира.

Электромагнитная картина мира: материя и движение, пространство и время, формы физического взаимодействия.

Квантово-полевая картина мира. Структурные уровни материи: структура мега-мира. Структура микромира и классификация элементарных частиц: теория кварков. Фундаментальные вопросы современного естествознания: понятие взаимодействия, типы взаимодействий.

Корпускулярная и континуальная концепция описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Основы термодинамики. Концепции пространства и времени. Принципы относительности. Понятие пространства и времени в теории относительности А. Эйнштейна. Принципы современной физики.

Космология и космогония. Космологические модели Вселенной: релятивистская модель Вселенной, модель расширяющейся Вселенной, происхождение Вселенной – концепция Большого взрыва. Структурная самоорганизация Вселенной: рождение и эволюция галактик, рождение и эволюция звезд. Происхождение и устройство Солнечной системы: происхождение Солнца, происхождение планет, кометы, астероиды и метеоры. Проблема существования и поиска внеземных цивилизаций.

3

Химические концепции естествознания.

Структура химического знания. Концепции химического состава вещества. Концепции структурной химии. Концепции химических процессов. Концепции эволюционной химии.

4

Основы биологической картины мира.

Структура биологического знания: период систематики, эволюционный период, период микромира. Уровни организации жизни: молекулярный уровень, клеточный уровень, онтогенетический уровень, популяционно-видовой уровень, биогеоценотический уровень, биосферный уровень. Молекулярно-генетический уровень. Клеточный уровень. Популяционный уровень. Биосферный уровень. Живое вещество и биосфера.

5


Происхождение и сущность жизни. Теория эволюции органического мира.


Сущность жизни: единство химического состава, обмен веществ, самовоспроизведение (репродукция) и наследственность, изменчивость и развитие, раздражимость, ритмичность, саморегуляция, дискретность.

Основные концепции происхождения жизни: теория стационарного состояния, теория креационизма, теория самопроизвольного зарождения жизни, теория панспермии, теория случайного однократного происхождения жизни, теория биохимической эволюции.

Современное состояние проблемы происхождения жизни: концепции голобиоза и генобиоза, образование древнейшей клетки. Появление жизни на Земле: условия, необходимые для появления жизни, какова была древнейшая жизнь, начало жизни на Земле.

Формирование и развитие биосферы Земли: восстановительный этап развития биосферы, слабо-окислительный этап в развитии биосферы, окислительный этап в развитии биосферы. Появление растений и животных: образование и развитие растений, образование и развитие животных.

Становление идеи развития в биологии: концепция развития Ж.Б. Ламарка, теория катастроф Ж.Кювье. Теория эволюции Ч.Дарвина. Антидарвинизм. Основы генетики. Синтетическая теория эволюции.



6


Человек как предмет естествознания. Феномен человека в современной науке. Человек и биосфера.


Человек как предмет естествознания.

Концепции происхождения человека: креационизм, космическая концепция, биологическая концепция, трудовая концепция, мутационная концепция, современная концепция антропогенеза. Сходство и отличие человека и животных. Биологическое и социальное в человеке. Этология о поведении человека.



Сущность и истоки человеческого сознания. Структура сознания. Эмоции. Здоровье, работоспособность и творчество: здоровье, работоспособность самым непосредственным образом связана со здоровьем, творчество, биоэтика.

Биосфера и космос. Концепция ноосферы В.И. Вернадского. Основы экологии: экологический кризис и его специфика. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование.

4. Аннотация разработана на основании:

1. ФГОС ВПО по направлению 040700 «Организация работы с молодежью».



2. ООП ВПО по направлению 040700 «Организация работы с молодежью».

3. Аннотация к РПД утверждена на заседании кафедры (протокол №_____ от «____»__________20___г.)
Каталог: studies -> departments


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница