К проблеме субъектности молодежи



Скачать 92.12 Kb.
страница1/2
Дата05.05.2018
Размер92.12 Kb.
  1   2

Ушамирский А.Э.1
К ПРОБЛЕМЕ СУБЪЕКТНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Ключевые слова: молодежь, субъектность молодежи, интеграция молодежи, адаптация молодежи, молодежные ценности.
Проблема субъектности молодежи является довольно традиционной для исследователей, специализирующихся на изучении данной социально-демографической группы2. Тезис о том, что она обладает данным атрибутом, является едва ли не бесспорным. Так, в энциклопедическом словаре «Социология молодежи» сказано, что субъектность молодежи - «характеристика молодежи как активной силы в воспроизводстве общества и его изменении»3. Однако не предпринимается попытки объяснить, насколько реальной является возможность для молодежи обрести такой статус, чем он определяется.

Исследователи в данном случае, как правило, не обращают внимания на то обстоятельство, что идея субъектности молодежи находится в противоречии с другим устоявшимся представлением - о маргинальности молодого поколения. Акцентируя внимание на данном обстоятельстве, В. Т. Лисовский подчеркивал: «Молодежь - это социально-возрастная группа, находящаяся в процессе профессионального и социального становления. В зависимости от социальных, региональных, национальных условий возрастные границы могут значительно варьировать. Условно можно принять за нижнюю границу 15–17 лет - срок окончания средней школы, а за верхнюю - 30 лет - период окончательного включения в социально-профессиональную структуру общества»4.

Действительно, молодежь всегда транзитивна, ее социальные характеристики изменчивы, часто размыты. Но атрибут субъектности, как нам представляется, предполагает строгую фиксацию статуса его носителя. Скорее всего, более или менее отчетливое понимание возникающей антиномии, породило подход, согласно которому молодежь – это группа, постоянно осваивающая субъектность. Формулируя его, А.И. Ковалева и В.А. Луков, пишут, что «переходный характер молодости, на который обращают внимание все исследователи, начиная, по крайней мере, с Ж.-Ж. Руссо, может быть, во-первых, увязан с социальными обстоятельствами (освоение все большей меры социальной субъектности, движение преимущественно объектных к преимущественно стратегиям жизнеосуществления), а, во-вторых, разрешен не только на уровне принципа, но и на уровне механизмов»1. Субъектность, в их понимании, это способность общества, социальных групп, человека выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности2.

Органическую взаимосвязь творчества с атрибутом субъектности подчеркивают и другие специалисты: «Проявление творческого начала, выраженного в способности быть не только объектом влияния объектом влияния, но и активным субъектом воздействия на самого себя и окружающий мир, составляет основу социальной субъектности в духовной сфере», - утверждает Ю.А.Зубок3. Белгородские исследователи не менее определенно заключают, что целью молодежной политики «должно стать формирование социальной субъектности молодежи, т.е. способности выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности»4. Они также связывают субъектность с творчеством, или, по меньшей мере, с социальной активностью.

Итак, субъектность молодежи чаще всего трактуется как ее способность создавать и внедрять в практику социальные инновации. Но такая трактовка основана на недостаточно корректной интерпретации понятия «субъект». Принимая ее, мы обязаны будем исключить из числа субъектов тех, кто не участвует в производстве нового, хотя и принимает значимые для всего социума или его отдельных частей решения. Число таких субъектов социального действия достаточно велико. В частности, ничего нового порой не создают руководители органов власти разного уровня. Но они принимают значимые социальные решения и, согласно классическому определению (субъектность – это способность человека быть познавательным и действующим существом5) должны быть наделены атрибутом субъектности. Наличие его означает не более чем возможность и способность самостоятельно действовать.

Признаки субъектности в рассматриваемом контексте - суверенность и функциональность, определяющие формирование деятельного сознания. То есть сознания, опирающегося на личную инициативу, способность к выбору альтернатив. Субъект всегда - автор выбора1.

Таким образом, социальная субъектность - это свойство человека, группы или общества, заключающееся в их способности принимать самостоятельные решения и действовать, оказывая при этом влияние на поведение контрагентов. В таком своем это понятие целесообразно применять к молодежи, что обусловливает возникновение комплекса проблем когнитивного характера.

Во-первых, довольно очевидно, что молодежь в своем абсолютном большинстве лишь претендует (и далеко не всегда обоснованно) на субъектность. Учитывая же, что молодежь постоянно меняется, важно понять «вектор субъектности». И здесь следует учесть, что социальные изменения в современном обществе не носят линейного характера, происходят под влиянием различных аттракторов, максимально вариативны.

Поэтому несостоятельно представление о развитии молодежи как о прямом движении «от объектности к субъектности», упрощающее развитие социальных тенденций, в которых якобы невозможен возврат к прежним состояниям или отклонение от доминирующей стратегии развития. Молодежь, как и другие биологические и социальные объекты, способна самонастраиваться и самодостраиваться в ответ на внутренние и внешние изменения различной направленности, иногда удаляясь от состояния субъектности, иногда – приближаясь к нему. Здесь очень многое зависит не только от самого человека, но и от ситуации, в которой он оказался. В ряде случаев она может вынуждать целые группы молодежи адаптироваться «под других субъектов», лишь декларируя активность. В самом же деле – послушно следуя в фарватере доминирующей элиты. Следовательно, процесс обретения молодежью субъектности неустойчив, внутренне противоречив и даже конфликтен, потенциально реверсивен.

Во-вторых, нельзя не учитывать, что до настоящего времени мы не имеем ясной и теоретически обоснованной системы показателей, позволяющих оценить уровень субъектности молодежи. В самом общем виде понятно, что эти показатели должны учитывать не просто уровень активности молодых людей (в конечном итоге она может быть имитационной), но их способность реально воздействовать на социальные процессы, прежде всего, с учетом собственных интересов. Однако проследить характер такого воздействия крайне сложно, тем более что оно может иметь пролонгированный характер.

В-третьих, элементом развития молодежи является ее социальная интеграция. В. Ф. Левичева отмечает, что социальное


Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Этнография» Студентам очного отделения бакалавриата Чита 2014 (075. 4)
2016 -> Особенности демографических процессов в современном обществе в контексте социального воспроизводства населения
2016 -> Программа вступительного испытания в аспирантуру по курсу «Философия» Донецк-2015 программа
2016 -> Методические указания по изучению курса Для студентов заочного факультета
2016 -> Закон республики таджикистан "о молодежи и государственной молодежной политике"
2016 -> Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
2016 -> Библиопанорама
2016 -> Объяснительная записка


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница