К проблеме исследования личностных смыслов и смысловых установок



Скачать 10.27 Mb.
страница1/219
Дата14.04.2018
Размер10.27 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   219

История


Великий Шелковый путь. Его важнейшая роль в истории Казахстана
Абдибек А.С.

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, Казахстан

(криминалистическая и экологическая экспертиза, 1 курс)

Науч. рук.: Б.К. Сапарбаев, к. ист. н., доцент


В 629 году буддийский паломник Сюань-Цзян отправился из Китая в Индию, «чтобы взглянуть на священные останки Будды и серьезно изучить богословие». Ехал он по международному пути, который связывал Китай с Западом и служил проводником технических новшеств, религиозных идей и культурных достижений.

На верблюдах-бактрианах вместе с караваном купцов из Чаньани по краю великой пустыни Гоби через Дунхуан, пройдя соляную пустыню, известную под названием «Барханы Великого Дракона», вдоль северных склонов Тянь-Шаня и выйдя из ледовых гор, которые видимо, соответствуют хребту Музур-Ола, Сюань-Цзян и его служители прибыли к «Прозрачному Голубому озеру». Его также называли «Горячим озером», и в нем не трудно узнать Иссык-Куль. Обогнув озеро, паломник прибыл в Суяб, где встретился с тюркским каганом, повелителем огромной империи, границы которой на Западе доходили до Черного моря. Вот так описывает кагана тюрок и его приближенных Сюань-Цзян: « Лошади этих иноходцев были прекрасны. Каган был одет в халат из зеленого шелка; его голова была обнажена и обмотана лишь шелковой повязкой длиной более одного чжана (3,2 м) с отвисающими назад концами. Его сопровождали более 200 тарханов, одетых в халаты из парчи с заплетенными в косы волосами. Остальные воины, облаченные в одежды, подбитые мехом, и в мягкие головные уборы, несли бердыши, знамена и луки. Едущих на верблюдах и лошадях было столько, что невозможно охватить взглядом».

Описывая прием, которым удостоил его каган, Сюань-Цзян неоднократно подчеркивает роскошь шелковых одежд тюркской знати. В этом эпизоде, вольно или невольно, несколько раз упоминается шелк – основной продукт торговли Востока и Запада, давший название великому трансконтинентальному пути древности и средневековья.[1, с.489]

Колыбелью производства и обработки шелка являлся Китай. Конфуций говорил, что в Китае его времени были большие шелковые мастерские. Много столетий китайцы охраняли свой способ получения и обработки шелка как национальную тайну. За раскрытие ее иностранцам наказанием была смерть. Однако тайну производства шелка раскрыла одна из китайских принцесс. Выходя замуж за принца Сакского княжества в Хотане, она тайком вывезла шелковичного червя и семена тутового дерева (шелковицы), спрятав их в своем головном уборе.[2, с.6] Шелковый путь – это система караванных путей, связывавших на протяжении более тысячи лет культурные центры огромного пространства материка между Китаем и Средиземноморьем. Сам термин был впервые введен в научный оборот в 70-е гг. XIX в. немецким географом и геологом Ф. П. В. Рихтофеном. Позднее он получил более широкое толкование и стал обозначать весь комплекс торговых контактов в описываемый период.[4, с.11]

В конце II-го века до н.э. шелк познакомил два мира - Запад и Восток по первой в истории человечества трансконтинентальной дороге. Но было бы несправедливо сводить значение Великого шелкового пути в истории мировой цивилизации исключительно к торговле шелком. Его роль была значительно шире и разнообразнее, ибо по нему проходили караваны не только с различными восточными и западными товарами, но проникали и духовные ценности, религиозные идеи.

Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии – христианство, а затем ислам. На юге Казахстана и в Семиречье буддизм имел достаточно широкое распространение. Об этом говорят, в первую очередь, находки буддийских сооружений. К их числу относится подземный монастырь, обнаруженный неподалеку от развалин известного средневекового города Испиджаб (Сайрама).

Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток, распространялось христианство. В VII-VIII вв. несторианство широко распространялось в городах Южного Казахстана и Семиречья. Во многих городах имелись христианские церкви. При патриархе Тимофее (780-819) христианство было принято царем тюрков, видимо карлукским джабгу. На рубеже IX-X вв. была образована особая карлукская митрополия, и в Таразе и Мерке действовали христианские церкви, христиане проживали и в городах Сырдарьи.[3, с.87-89]

Взаимодействие и взаимообогащение культур – оседлой и кочевой – явилось магистральной линией мирового прогресса. В недрах такого синтеза лежат многие достижения цивилизаций, созданных народами Казахстана и Средней Азии, а также истоки этногенеза населяющих ее народов. Так, в VI-III вв. до н.э. здесь обитали кочевые и полукочевые племена саков, высокая культура которых известна по раскопкам многочисленных курганных памятников, среди которых Бесшатыр, Иссык, Тагискен, Уйгарак. Уже тогда существовали связи саков с Китаем, Индией, Ближним и Средним Востоком. Об этом свидетельствуют найденные в погребениях сакской знати китайских зеркал, импортных высокохудожественных изделий из Средней Азии, Ирана. Во время существования государства Усунь и Кангюй во II в. до н.э. – первой половине I тыс. н.э., когда Шелковый путь начинает активно функционировать, сюда проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и резные камни-перчатки из Сасанидского Ирана.[1,с.492-493]

Во второй половине VI в. Казахстан вошел в состав Тюркского каганата, огромной кочевой империи, простиравшейся от Кореи до Черного моря. В конце VI в. происходит оживление участка Шелкового Пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникновение целого ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту тех городов, которые оказались либо на трассе, либо были связаны с ней торговыми ответвлениями. Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.[3, с. 80]

Шелковый путь оказал огромное влияние на формирование политического, экономического, культурного устройства стран, через которые он проходил. Вдоль всех его маршрутов возникали крупные и малые торговые города и поселения, и особенно испещренной караванными путями была Центральная Азия. Этот регион пересекали десятки торговых маршрутов. Здесь происходили важнейшие этнические процессы, активное взаимодействие культур, осуществлялись масштабные торговые операции, заключались дипломатические договоры и военные союзы. Народам этого региона принадлежит выдающаяся роль в распространении буквенного письма и мировых религий, многих культурных и технических достижений в страны Внутренней Азии и Дальнего Востока.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   219


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница