К постановке



Скачать 102.34 Kb.
Pdf просмотр
страница1/6
Дата01.07.2018
Размер102.34 Kb.
  1   2   3   4   5   6


33
Вестник ПСТГУ
I: Богословие. Философия
2010. Вып. 4 (32). СО
ВОЗМОЖНОСТИ
ФИЛОСОФСКОЙ
ОНТОЛОГИИ
ЗЛА
:
К
ПОСТАНОВКЕ
ПРОБЛЕМЫ
А. Д
ОБЖИНСКИ
Автор представляет анализ существующих в философии ответов на проблему зла, показывающий, что большинство философских попыток построения онтологии зла (или хотя бы оправдания его существования в мире) несостоятельны. Рассматриваются концепции зла как хаоса, зла как нехватки добра, зла как невежества. Как общая тенденция современных исследований зла отмечается повышенное внимание к его социальным проявлениям. В вопросе о возможной целесообразности зла даются метафизический, эстетический, этический, диалектический и феноменологический ответы.
Зло сопровождает человека сначала существования. Опыт силы его влияния и действия, ощущение бессилия перед Бытием, отношение к смерти и Богу — вопросы, касающиеся непосредственно отношение к жизни и самоощущению каждого человека. Безусловно, уровни, на которых ставится вопрос о существовании и целесообразности существования зла в мире, очень различаются, нов любом случае вопрос не оставляет равнодушным, хоть иногда даже и не получает вербализации. Перефразируя вступление к Истории уродства Умберто Эко — зло притягательно. Также сильно, как и добро, только мысль о нем сбивчива.
Впрочем, эта своего рода непроницаемость, как удачно отмечает автор Философии зла Ларс Свендсен, часто является универсальным мотивом его притягательности. Причем, философ идет дальше в своей дерзости, утверждая, что отнюдь не считает феномен зла настолько исключительными невозможным для понимания, чтобы отказывать ему вправе быть изученным. По нашему мнению, непонятность зла состоит как разв не совсем понятных исходных позициях его исследователей и сочувствующих. Подобную ситуацию мы можем наблюдать, к примеру, в постмодернизме, который явно незаслуженно (или же сознательно) считают столь хаотично-усложненным, что не представляется никакой возможности писать о нем простои ясно (притом, что существуют мыслители, изъясняющиеся в той же традиции о подобных вещах, и даже анализирующие саму постмодернистскую традицию, избегая излишних «мудрствова- ний», спекуляций, стилизаций и фальсификаций, — Н. Маньковская, О. Муха,
1
Свендсен Л
. Философия Зла. МС Исследования философия
34
Г. Тульчинский, О. Христофорова)
2
. Точно также в проблеме зла следует (хоть иногда оказывается довольно-таки сложно) избегать мистификаций, мифологи- зации, соблазна отсылать к «пучинам заблуждения (Августин) либо же к естественным рамкам нашего мышления (Левинас).
Семантика образов зла в современной художественной литературе и кинематографе разнообразна, их анализ представляет огромнейший исследовательский интерес, который, надеемся, будет утолен в скором времени специалистами из области культурологии, этики и эстетики. Очевидно, однако, что даже беглый взгляд на трансформацию образа зла в современном искусстве демонстрирует нам бессилие традиционных взглядов на его природу и происхождение, тем более это касается новых реальных форм, которые оно приобретает в современном мире.
Таким образом, задача нашего исследования состоит в том, чтобы проанализировать существующие в философии ответы на проблему зла, а также наметить гипотетические векторы развития новых исследовательских программ.
Феномен зла — как показывает история человеческого мышления — многоуровневое явление, которое возможно исследовать лишь интердисциплинар- но. Так, соответствующие исследования посвящаются различным контекстам: научному и донаучному, философскому и теологическому, социологическому к примеру, в Польше в последнее время популярны всевозможные версии социологии греха) и психологическому, эмпирико-естественному и литературному. Эти различные плоскости рассмотрения проблемы существенно различаются как узко методологически, таки в уровне теоретической постановки проблемы в общем. Такая ситуация становится источником множества трудностей и недоразумений, возникающих из различных стратегий и предпочтений, методов и способов интерпретации, характерных для каждой науки либо подхода. В зависимости от этого меняется и способ определения зла. Так, оно сопровождается понятиями радикальное либо банальное, трансцендентное либо
2 См. их тексты Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000; Муха О. Я. Проблема естетичної оцінки в постмодернізмі // Тези звітної наукової конференції філософсь- кого факультету. Львів: Видавничий центр ЛНУ імені Івана Франка, 2010. С. 137–140; Туль-
чинский ГЛ. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999. № 10. С. 35–53; Христофорова О. Социальный факт и социологические методологии в ситуации постмодерна // Логос. 2005. Т. 2 (47). СВ искусстве зло приобретает иногда совершенно неожиданные формы — от единственного вменяемого и поневоле внушающего уважение персонажа российской постановки Мастера и Маргариты Воланда до нелепого Доктора Зло в сером костюме и с персидским котом на руках из кинофильма Остин Пауэрс». К примеру, отдельного анализа заслуживает четырехуровневая градация зла в жанре фэнтези, которое наделяет своих типажей четкими характерными особенностями и поведенческими стратегиями (Дьявол в «Имаджинариуме Доктора Парнаса. Требует внимания и тенденция эстетизации зла (дьявольски красив как Аль Пачино в Адвокате дьявола. Представляется, однако, что за этими трансформациями художественных образов (как бы ни оценивать их с собственно эстетической точки зрения) стоят определенные тенденции в трансформации той реальности, которую они отражают, и что эти тенденции, в свою очередь, представляют собой вызови для пытающегося справиться сними человека, и для стремящейся понять их философской мысли См, например Pawlik W. Grzech. Studium z sociologii moralnosci. Krakow: Nomos, 2007.
5
Kowalczyk S.
Podstawy światopoglądu chrześcij ańskiego. Warszawa, 1980. С. 199–200.


Каталог: download
download -> Материальная культура и быт средневекового населения пермского предуралья
download -> Основы паблик рилейшнз
download -> Э. Дюркгейм: Метод социологии
download -> Концепция социальной солидарности Эмиля Дюркгейна
download -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для специальности 030501
download -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для направления 521400
download -> Лекция «Предмет и метод философии науки»
download -> Методология и методика психолого-педагогических исследований
download -> Матричная модель анализа урока: возможности и перспективы Е. Коротаева


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница