К отечественной философской литературе советского периода в современной России от



Скачать 216.21 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата25.08.2018
Размер216.21 Kb.
  1   2   3   4   5



Е.Д. Шетулова
162 К отечественной философской литературе советского периода в современной России отношение неоднозначное. У этого неоднозначного отношения достаточно много истоков. Одним из таких истоков, на наш взгляд, является фактическое устранение из области философского знания ряда проблем и соответствующих им категорий. Либо рассмотрения их в ракурсе неактуальных в рамках советской действительности, с перенесением акцента на историю философии или признанием их актуальности исключительно в рамках западной действительности. В этом смысле классическим примером является такая категория, как отчуждение. Действительно, проблема отчуждения примерно дох годов ХХ века оказалась фактически устраненной из области философского анализа. Когда же отчуждение постепенно вернулось в общий круг философских проблем, то практически во всех работах оно признавалось проблемой, присущей исключительно капиталистическому обществу. Пожалуй, едва лине единственным исключением выступают работы ЭВ. Ильенкова, в которых признавалось наличие отчуждения ив рамках социалистического общества [1; 2]. Отметим при этом, что в работах советского периода, посвященных отчуждению, был осуществлен обстоятельный истори- ко-философский анализ эволюции понимания отчуждения, определено место соответствующего понятия в системе категорий материалистической диалектики. Исследовались и проблемы, взаимосвязанные с отчуждением, – проблемы гуманизма, соотношения личности и общества, сущности и существования. В е годы ХХ века в нашей стране сложились новые, в сравнении с предыдущим периодом, социально-политические и экономические условия. Но проблема отчуждения осталась в центре философских исследований. Особенностью этого нового постсоветского этапа выступает сложившийся методологический и мировоззренческий плюрализм в анализе проблемы. Ибо рассмотрение отчуждения начало ориентироваться не только на марксизм, как это было в предшествующий исторический период, но и на иные, прерванные по политическим причинам традиции – либеральную, экзистенциальную, религиозно-философскую с соответствующим истолкованием природы отчуждения. Соответственно задачи, которые мы ставим перед собой в данной работе, заключаются в некоторой классификации сложившихся подходов в исследовании отчуждения, а также их характеристики в плане их специфики, аналитических возможностей и границ. Отметим, что, с нашей точки зрения, эти подходы (когнитивные стратегии) можно выявить, отталкиваясь по крайней мере от двух типов оснований. Первый тип оснований заключен в соответствующих мировоззрении и методологии, которые характеризуют тех или иных теоретиков. Второй тип оснований – аксиологический, заключающийся в истолковании смысла проблемы отчуждения, общего характера этого явления относительно социально- исторического процесса (отчуждение – это наказание, благо или то и другое вместе. В первом случае к основным когнитивным стратегиям, имеющим место в современной
УДК 316.001
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ
В ПОСТСОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ


2013 г.
Е.Д. Шетулова

Нижегородский государственный технический университет им. РЕ. Алексеева shetulowa@yandex.ru
Поступила в редакцию 13.07.2013
Анализируется понятие отчуждения в постсоветской философии. Главная задача работы заключается в классификации и определении специфики сложившихся подходов. Автор анализирует представления об отчуждении в современной российской марксистской, либеральной, экзистенциально- феноменологической традициях.
Ключевые слова: отчуждение, мировоззрение, методология, реификация, дегуманизация, корпоративный капитал, тотальное отчуждение, свобода, антропологический кризис.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница