Журавлев Александр Михайлович, учитель физики Открытый урок



Скачать 34.97 Kb.
Дата09.07.2018
Размер34.97 Kb.
ТипУрок

Полное отражение света

Журавлев Александр Михайлович, учитель физики

Открытый урок (районный семинар, 28.01.09)

____________________________________________

Цели урока:


  1. Образовательная – раскрыть суть явления полного отражения света и объяснить с точки зрения закона преломления и принципа Гюйгенса;

  2. Воспитательная – привлечение учащихся к активной познавательной деятельности, предлагая им самостоятельно решить проблему, сложившуюся в начале урока; создание на уроке проблемной ситуации, вовлечение каждого ученика в мыслительный процесс.

  3. Развивающая – учить анализировать сложившуюся ситуацию; обобщать и систематизировать знания; определять и объяснять понятия; уметь разрешать проблемы (не разрешаемая проблема с точки зрения математики имеет свое объяснение с точки зрения физики).

Оборудование:

компьютер, интерактивная доска, мультипроектор, магнитная доска, набор по оптике L- микро (демонстрационный)



Презентация:

«Полное отражение света»



Тип урока:

урок изучения нового материала с использованием ИКТ и технологии проблемного обучения. На уроке нужно познакомить с новым явлением и с практической его стороной.



Ход урока

«Нам необыкновенно повезло, что мы живем



в век, когда еще можно делать открытия»

Р. Фейнман
Повторение.

(Используется презентация слайдов 1 – 5)


Новая тема

В объяснении нового материала используется технология проблемного обучения. Предлагается решить задачу по предыдущему материалу (слайд №6). Рассматривается обратный ход луча: из оптически более плотной среды в оптически менее плотную. Решая задачу , учащиеся приходят к парадоксальному явлению, не объясняемому с точки зрения математики.


Итак, возникла проблемная ситуация! Для разрешения проблемы обратимся к опыту.
Рассмотрим ход лучей, направленных из воды в воздух (демонстрация: аквариум с водой, лазерная указка). Луч света направим из воды в воздух. Отмечаем, что при увеличении угла падения интенсивность преломленного и отраженного луча изменяются.
При определенном угле, вся энергия падающего луча полностью отражается внутрь среды, более оптически плотной. Это явление наблюдается только тогда, когда угол падения равен предельному углу полного отражения. Это угол падения света на границу раздела двух сред, при котором свет преломляется в оптически менее плотную среду под углом 90°, т.е. фактически отражается!
Когда угол будет больше предельного угла, то луч полностью отражается.
Дана таблица предельных углов и показателей преломления для различных сред.
Таким образом, была сформулирована проблема и получено ее разрешение. Учащимся было предложено самостоятельно сформулировать понятие предельного угла полного отражения; вначале урока ребята выстроили аналогию в сходствах всех типов волн.
На уроке была организована самостоятельная работа учащихся на местах и у доски с обязательной проверкой.
Проведена лабораторная работа « Определение показателя преломления стекла» в двух вариантах (с помощью светового луча и с помощью булавок).

В качестве дополнительной информации было приготовлено сообщение об изготовлении ювелирных изделий с бриллиантом (ограненным алмазом), хрусталя; в качестве домашнего задания был задан проблемный вопрос: почему продолжительность дня длиннее на 7 – 8 минут, чем есть на самом деле, с целью пробудить любознательность.


Использовалась демонстрация по полному отражению света и его практического применения: оборотные призмы, световод.
Рассказано о практическом значении волоконной техники. Передаче на расстояние информации и энергии с помощью световых пучков. Световод – это волокно, нить которого состоит из кварцевого стекла, покрытого оболочкой из такого же вещества с примесью бора, германия или фосфора.
Подведение итогов
Полное отражение света показывает, какие богатые возможности для объяснения явлений распространения света заключается в законе его преломления. В начале полное отражение представляло лишь любопытное явление. Сейчас оно постепенно приводит к революции в способах передачи информации.
В конце урока был предложен видеоролик о полном отражении света из комплекта программного обеспечения «Физика 10-11» к интерактивной доске Interwrite Board.
Домашнее задание
§62; подготовить сообщение о применении волоконной оптики в медицине и в технике; природа происхождения и объяснения миража.
Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница