Жоголева Елена Евгеньевна



Дата15.02.2018
Размер51 Kb.

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕПРЕРЫВНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА И ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КВАЛИФИКАЦИИ

Модернизация российского образования содержит идеи приобщения педагогов к применению в образовательном процессе и процессе самообразования, повышения квалификации ИКТ – технологий. Одной из главных характеристик или условия успешной реализации процесса модернизации является формирование среды профессионального общения как важнейшего элемента повышения квалификации педагога. Интернет в данном случае выступает как один из инструментов реализации этого профессионального общения. От самого педагога должно зависеть насколько полноценным будет данное общение: его подготовки, степенью владения ИКТ – технологиями, а также его методическими знаниями, коммуникативными навыками, мотивации на подобное общение.

Непрерывное повышение квалификации основано на создании комфортной, успешной ситуации обучения педагогов, а сетевое взаимодействие в свою очередь, вырабатывает групповые нормы поведения, способствует формированию учебных групп и сообществ, объединенных общей учебной деятельностью, наличием непосредственных контактов в данной группе. И кроме того сетевое взаимодействие представляет собой самонастраивающуюся и самосовершенствующуюся коммуникативную систему, включающую прямую и обратную взаимосвязь между членами профессионального сообщества.

Сетевое взаимодействие – система взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие, где поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Инновационные технологии последнего времени активно внедряются в образовательный процесс, идет накопление педагогического опыта работы в данном направлении. Для всех педагогов вообще и тех, кто хочет принять участие в инновационной деятельности, необходимо непрерывное повышение квалификации.

Говоря о сетевом взаимодействии и понимая его так, как это обозначено выше, необходимо указать и преимущества данной формы повышения квалификации над традиционной. Они представляются следующими:

• проявление собственной инициативы;

• коллективная поддержка и оценка своей инициативы;

• участие в поддержке и оценке других инициатив;

• участие в складывании общей цели, общей системы ценностей (профессиональных);

• участие в формировании общих критериев эффективности деятельности, представление совместной деятельности;

• участие в управлении совместной деятельностью, влияние на распределение ресурсов для осуществления деятельности.

Из данного перечня видно, что в основе сетевого взаимодействия лежит проявление собственной инициативы: педагог сам определяет, в какой именно сфере деятельности он хотел бы участвовать, чему научиться, какие проблемы обсуждать или найти способ решения их, а так же какой форме сетевого взаимодействия он отдаст предпочтение. Следующее хотелось бы отметить именно коллективное сетевое взаимодействие, которое становится залогом не только продуктивного обмена информации, но и основой приобретения новых знаний, умений и опыта деятельности, на основе которых происходит дальнейшее раскрытие способностей и повышение квалификации учителя. И особенно хотелось бы отметить то, что постепенно включаясь в сетевое взаимодействие учитель имеет возможность не только получить эти самые новые знания, но и использовать их на практике, не останавливаясь на достигнутом опять продвигаться по пути повышения квалификации.

Необходимо сказать, что опыт сетевого взаимодействия в различных формах дает свой эффект и накладывает отпечаток на профессиональную деятельность.

Сетевое взаимодействие – это возможность проявить себя:

- показать свой опыт, участвовать в обсуждении различных материалов, в том числе и своих, знакомиться со всеми новинками в образовании разного порядка;

- для этого я сам должен активно работать, чтобы поделиться с коллегами, причем представить так, чтобы это было ярко и понятно, чтобы в нем содержалось некое рациональное зерно и возможность его воспроизведения другими педагогами с тем же положительным эффектом.

Для роста профессионального и человеческого недостаточно только представлять свой опыт – надо учиться дальше тому, что не умеешь, не понимаешь или не знаешь, и пробовать себя в различных ролях, таких как эксперт, член жюри и т.д., то есть таких, где требуется максимальная точность и объективность. Организатор сообщества, творческой группы, председатель группы экспертов – то есть пробовать свои организаторские, методические способности: умеешь сам - научи других.

Сетевое взаимодействие предусматривает множество ролей, в которых может выступить педагог: участник сообщества, координатор, эксперт, член жюри, участник мастер – класса и т.д.

Различные формы сетевого взаимодействия дают возможность максимально объективно оценить опыт собственной работы и подойти к его обобщению. Другим очень важным следствием повышения квалификации данным способом считается умение представить свой опыт с разных аспектов, умение выделить главное в данный момент и по данной проблеме. Таким образом, это развитие аналитических способностей педагога – умеешь анализировать свою деятельность - видишь свои промахи и недостатки – знаешь, что надо делать - ищешь средства, как надо сделать - делаешь это. Еще очень важно отметить, что в таком общении нельзя стоять на месте, так как оно двигает вперед и требует и твоей инициативы в данном продвижении. Для выхода на подобную аудиторию, педагог сам должен не только воспользоваться результатами труда своих коллег, но и сам, пусть не сразу, быть им полезным. А для этого надо учиться, постоянно повышая свою квалификацию в разных аспектах педагогической деятельности.

Сейчас уже определен конечный результат обучения ребенка в школе - формирование ключевых компетентностей. Понятно, что ключевые компетенции представляют собой не столько перечисление определенных умений и навыков, сколько интегративную способность и готовность ученика решать не только стандартные, но и нестандартные проблемы, используя при этом знания и опыт, сформированные в образовательном процессе в течение обучения. Такого ученика может подготовить только компетентный педагог. Педагог, который обладает всеми необходимыми профессиональными компетенциями, готовый сам учиться постоянно и совершенствовать свою деятельность. Инновационные подходы к организации учебного пространства влекут за собой и новые подходы к подготовке и повышению квалификации педагогов. Одной из таких форм выступает сетевое взаимодействие, которое обеспечивает не только своевременную и качественную методическую поддержку педагога в реализации инновационных подходов к образованию вообще, но и способствует формированию и развитию исследовательской компетенции педагога как инструмента непрерывного повышения квалификации.



Список литературы

1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

3 . Патаракин, Е.Д. Сетевые сообщества и обучение / Е.Д. Патаракин. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 112 с.



4. Полякова В.А. Модель формирования готовности учителя к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6 – С. 100-106 URL: www.science-education.ru/30-1147


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница