Жизненный путь святого Бернара, или проект перехода от Темных веков к Средневековью Л. Г. Голубкова



Скачать 215.5 Kb.
страница1/12
Дата23.07.2018
Размер215.5 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Жизненный путь святого Бернара,

или проект перехода от Темных веков к Средневековью

Л.Г.Голубкова

Доклад был представлен в два этапа: 11 ноября на семинаре по институтам и 14 декабря 2010г. на семинаре по подготовке к Чтениям. Методологический анализ доклада был сделан В.М.Розиным (аудиозаписи размещены в архиве семинаров Фонда).

Темой следующих трех лет работы были объявлены П.Г.Щедровицким как изучение институтов мышления. Отдельной подтемой здесь является выявление фигуры создателя или проводника таких институтов, или мыследеятеля. Задача моего сегодняшнего доклада показать на примере деятельности святого Бернара Клервоского, как в течение трех десятков лет был осознанно совершен радикальный поворот в социальном и интеллектуальном устройстве западноевропейского общества, определивший переход от эпохи Темных веков к Средневековью. Основной акцент сделан на созданном св. Бернаром институте монахов-воинов, который способствовал данному переходу и дал импульс интеллектуальному развитию Западной Европы на несколько столетий вперед.


Доклад состоит из двух частей. В первой части предъявлен эмпрический материал с элементами исторической реконструкции. Описание исторических процессов сделано на основе фактов, но не сводится только к их изложению. Во второй части выделены те аспекты, которые могут представлять интерес для методологического анализа.

Доклад состоит из следующих смысловых блоков:



  1. Причина выбора данной темы; ее соотношение с моей личной проблемой.

  2. Обоснование использования исторической реконструкции как способа работы с материалом.

  3. Предъявление эмпирического материала:

    1. Краткое изложение исторической ситуации

    2. Жизненный путь св. Бернара

    3. Орден монахов-воинов

  4. Модель перехода к более сложной иерархической общественной структуре, использованная св. Бернаром.

  5. Механизм работы с нижележащими уровнями общественной иерархии (триада «чудо-тайна-авторитет»).

  6. Приложение изложенного к современной ситуации в методологии:

    1. Предположение о фигуре методолога как «нового монаха-воина»

    2. Механизм «присоединения» как основа успешных социальных трансформаций

После рассмотрения материала и его анализа становится возможным получить ответы на вопросы:



  • Какие институты, введенные св. Бернаром, имеют аналоги в сегодняшней ситуации и в каких формах?

  • Как можно воспользоваться опытом св. Бернара для институализации методологии?

Блок 1. Причина, по которой я взяла для рассмотрения данную тему. Как эта тема соотносится с моей личной проблемой?
В настоящее время отсутствует адекватная теория общественных преобразований применительно к сегодняшней ситуации. В силу принципа масштабируемости отсутствует понимание методов преобразований на нижних уровнях организованностей (например, в отдельной организации). Для меня, как для специалиста по управлению, технология преобразований представляет интерес, а ее отсутствие – трудность. Поэтому возникает желание провести анализ успешных образцов практики преобразования общественных структур.
Блок 2. Почему потребовалось использовать в качестве способа работы с материалом историческую реконструкцию, а не ограничиться только описанием доступных фактов?

Историческая реконструкция необходима при исследовании сложных культурных феноменов. В основу реконсрукции полагается концепция, которая не выводится из исторических фактов. Напротив, данная концепция является рабочей гипотезой, под которую подбирается соответствующий исторический материал. Историческая реконструкция противостоит историографическому подходу, основанному на индукции, который признает первичность письменных источников и археологического материала и сводится к воссозданию на этой основе суждений о картине мира, существовавшей в изучаемый период. Однако, даже если получить в свое распоряжение все источники, реконструировать представления той исторической эпохи все равно не удастся. В многоуровневных социальных системах существует определенная степень экранирования мотивов, концепций, действий по отношению к нижним уровням социальной иерархии. Поэтому источники и факты, неминуемо подвергшиеся различным интерпретациям, никогда не отражают, а иногда и намеренно затемняют истинный смысл происходивших некогда событий и явлений. Требуется привлекать воображение и интуицию для описания мотивов и действий, приведших к известным фактам.

Есть и другая причина, по которой историческая реконструкция представляется необходимой. Анализ интеллектуальной жизни в прошедшие эпохи до сих пор освоен слабо. Несмотря на обилие фактов, которые может предоставить современная историческая наука, невозможно ухватить ее методами способ мышления и представления людей изучаемой эпохи. Под «современной исторической наукой» здесь понимается область, в которую, с эпохи Просвещения, входит собственно история, источниковедение, историография, а с XIX века и археология. Если же представить, что в основе мышления и деятельности лежит определенная картина мира, не выводимая «из черепков», можно попытаться ее реконструировать и проверить на непротиворечивость с помощью фактов. В этом и заключается преимущество исторической реконструкции над другими методами исследования истории мышления.
Блок 3. Эмпирический материал.

а) Историческая ситуация в конце Темных веков (X-XI вв).
Темные века – период западноевропейской истории с V по X века: от падения Римской империи до первых Крестовых походов. После падения Рима родо-племенные союзы германцев подчинили себе земли Германии западнее Рейна, восточной и западной Франции (франки); юго-западной Франции и Испании (вестготы) и южной Франции и севера Италии (лангобарды).


Каталог: projects -> seminar
projects -> Проблема преображения человека в философии
projects -> А. А. Попов Структуры и принципы антропопрактик развития. Практическое мышление
seminar -> К программе прикладных методологических разработок для управленческой практики. Основные моменты проблематизации
projects -> Миграционная мобильность городской молодежи Кольского Севера
projects -> Дніпропетровська Обласна Універсальна Наукова Бібліотека Зведений каталог періодичних видань, передплачених
projects -> Профессиональная модель успешного специалиста социальной сферы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница