Жизнь. Смерть. Бессмертие (Обзор основных религиозно-философских парадигм)



Скачать 264.92 Kb.
Pdf просмотр
страница1/20
Дата14.05.2018
Размер264.92 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


ЖИЗНЬ. СМЕРТЬ. БЕССМЕРТИЕ
(Обзор основных религиозно-философских
парадигм)
«Человек» — 2000 №5-6
В.Ш. Сабиров
Сабиров Владимир Шакирович — доктор философских наук, профессор кафедры философии
Новосибирской государственной академии строительства. В журнале «Человек» опубликовал статью
«Судьба пророка (опыт метафорического истолкования стихотворения А.С.
Пушкина)»
(Человек. 1997. № 5).
Смерть человека, несмотря на ее биологическую и антропологическую идентичность, вариативна в культурном и духовном смысле. Восприятие, оценка, переживание смерти и размышления на эту тему столь заметно дифференцируются в разных культурных системах и исторических эпохах, что имеет смысл говорить о существовании особых духовно- ценностных и теоретико-философских парадигм. С нашей точки зрения, можно выделить четыре парадигмы осмысления и отношения к смерти:

трактовка смерти и смертности человека (онтология смерти);

оценка смерти (аксиология смерти);

представление о бессмертии (метафизика смерти);

моральные императивы (нормативная этика смерти).
В соответствии с данной схемой мы и рассмотрим несколько наиболее типичных решений проблемы жизни и смерти, как бывших в истории мировой культуры, так и существующих поныне.
Античная философия
В античной философии классического и эллинистически-римского периода тема смерти занимает заметное место, а в школах платоников, эпикурейцев и стоиков она является одной из центральных. Философская рефлексия над вечной проблемой бытия разворачивается на основе древних мифологических воззрений, языческой религиозности и традиций, складывавшихся в различных слоях греческого и римского общества.
Онтология смерти.Согласно античной мифологии и философии человек смертен по своей природе. У греков и римлян человек и смертный — синонимы. Бессмертными являются лишь боги и герои, принятые в сонм богов за свои подвиги (Геракл, например). Смерть — не только неизбежность, вытекающая из природы человека, закон его бытия, но она еще строго фиксирована судьбой, понимаемой как рок, фатум. Древние греки и римляне, осознавая свою смертность, верили в то, что время, место и способ расставания их с жизнью жестко предопределены судьбой.
Аксиология смерти. В античной культурной традиции смерть однозначно оценивается как зло. Это связано не только с приверженностью древних к радостям земной жизни, но и с тем, что, согласно народным верованиям, со смертью человек полностью не уничтожается, а наступает время его призрачного существования в подземном царстве теней — Аиде. Сенека в одной из своих трагедий так описывает Аид:
1
Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцинию. Трагедии. М., 1986. С. 405.
Там нет лугов, что взгляд ласкает зеленью,


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница