«Жизнь – это…»



страница1/2
Дата01.08.2018
Размер76 Kb.
ТипЗанятие
  1   2

Фелькер Елена Александровна,

воспитатель II кв. категории

ГОУ для детей - сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Исилькульский детский дом»
Тема: «Жизнь – это…»

(занятие для детей – сирот разновозрастной группы 15- 18 лет)
Цель: уметь определять и формулировать жизненные цели в зоне ближайшего развития, не противоречащие нравственным нормам социума.

Задачи:

Обучающая: продолжать формировать навык конструктивного общения в диалоге и в полемике.

Развивающая: пробудить интерес старшеклассников к проблеме самопознания и самовоспитания.

Воспитательная: воспитывать смелость и активную жизненную позицию.

Коррекционно-развивающая: корректировать отношение воспитанников к качествам, проявляющимся у человека, через приём обсуждения жизненных ситуаций.
Данное занятие из цикла занятий по программе «История страны и храм души человеческой». Авторы: Соломатова С.Б., Панкина М.В.

Форма проведения: круглый стол

Возраст участников: 15-17лет.

Предварительная работа: цикл бесед на темы: «Мое отношение к жизни», «Жизнь и мое здоровье», «Как я понимаю любовь», «Нравственность в моей

Оборудование: компьютер, мультимедиа, телевизор, DVD

1)Карточки с изречениями:



  • Жернова сами не едят, а людей кормят;

  • Жизнь долга, если она полна. Будем измерять ее поступками, а не временем. (Сенека);

  • Жизнь мертвых продолжается в памяти живых. (Цицерон);

  • Человек не для себя родится;

  • Моя честь – это моя жизнь: обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец. (У.Шекспир);

  • Дающего, рука не оскудеет;

  • Жизнь «для себя и про себя» - не жизнь, а пассивное состояние: нужны слово и дело, борьба (И.Гончаров);

  • Живи для людей, поживут и люди для тебя

  • Человек, отделяющий себя от других людей, лишает себя; счастья, потому что чем больше он отделяет себя, тем хуже его жизнь (Л.Толстой);

  • Жизнь – это необдуманные поступки;

  • Жизнь – это забота о близких;

  • Жизнь – это надежда на лучшее;

  • Жизнь – это житейские планы;

  • Жизнь – это злободневные проблемы;

(последние 5 изречений - изречения детей, считаю возможным их предложить для обсуждения)

2) Доска или лист ватмана для составления «Поля жизни»


Ход мероприятия

1 Организационный этап

(вступительное слово воспитателя, приветствие и рассаживание детей)


2. Введение в проблему

Воспитатель: - Мы живем среди людей. Присмотритесь внимательнее к тому, что происходит вокруг: люди трудятся, идут с работы, на работу, отдыхают, ходят в гости, переносят горести и лишения, достигают поставленной цели и снова ставят перед собой цель. Иные живут, не зная, во имя чего они живут, другие умеют сделать свою жизнь горением во имя благородной цели. Вокруг нас происходит сложная, неисчерпаемая жизнь. Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского «След на земле»:

Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а мальчик засмеялся и убежал.

Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго задерживался, ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой.

Наступила старость. Вспомнив свое село, приехал он на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию – никто не помнит его.

- Что ты оставил по себе? – спрашивают люди.

- Есть ли у тебя сын или дочь?

- Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.

- Может быть, ты посадил дуб?

- Нет, не посадил я дуба.

- Может быть, взлелеял поле?

- Нет, не взлелеял я поля.

- Ну, так значит, ты песню сложил?

- Нет, и песни я не сложил.

- Так кто же ты такой? Что ты делал всю жизнь свою? – изумились люди.

Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновенье, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле! – с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало.… Не так надо было жить!»
3. Основная часть

А) Обсуждение рассказа

(обсуждение рассказа В.А.Сухомлинского «След на земле»).



Воспитатель: - А как надо жить? Что такое жизнь, из чего она состоит, для чего она нам дана? На эти и другие вопросы мы попытаемся с вами сегодня ответить на нашем круглом столе, тема которого «Жизнь – это…»

Вопросы:

-«Как нужно прожить жизнь, чтобы вас запомнили люди?»,

-«Стараетесь ли вы сделать, что-то полезное и памятное для людей?»

- «Жизнь и существование – одно и тоже ли это?»,

- «Если нет, то в чем разница?»,

-«В чем ее смысл?»,

-«Если у вас жизненные цели?»

- «А как бы вы сами определили, что такое жизнь? »

(вопросы представить на слайде)

(ответы участников)

Б) Работа с изречениями.

Воспитатель: - Так что же такое жизнь? Моя честь – это моя жизнь: обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец. Так сказал У. Шекспир. Я хочу предложить вам изречения мудрых, для того чтобы вы смогли найти глубинный смысл этих высказывания.

(Воспитатель предлагает со стола взять каждому воспитаннику карточки с изречениями, которые им наиболее близки и объяснить смысл, дать время для обдумывания 2-3 мин). Если какое – либо изречение не будет выбрано, можно спросить, по какой причине). Обсуждение изречений совместно с ребятами).

(Изречения показать на слайде)

В) Просмотр фильма и его обсуждение

Воспитатель: - Эти изречения были предложены мудрецами и народной мудростью прошлого века. А что же сегодня нам предлагают. Какие слова и изречения о жизни. Вы знаете, что 2009 год был объявлен годом молодежи в России. Я предлагаю вам посмотреть фильм, который является своего рода рекламой этого года. В нем очень четко именно в словах и изречениях прослеживаются жизненные идеи, ценности сегодняшнего мира. А какие, мы обсудим, посмотрев этот фильм.

(Просмотр фильма социальной направленности «Год молодежи»).

Вопросы для обсуждения фильма:

- «Какие основные идеи заложены в этом фильме?»

- «Какие ценности нам предлагают, а порой и навязывают сегодня?»

- «К чему в итоге это может привести

- «Какие два варианта жизни нам предлагают в фильме?»

- «А что вы можете сделать, чтобы помочь возродить нашу страну?»
4 Этап саморефлексии

А) создание «Поля жизни».

Воспитатель: - Отвечая на вопросы о смысле жизни, о том, как нужно прожить жизнь, каждый из вас задумывался, прежде чем ответить на тот или иной вопрос, и надеюсь, понял, что жизнь разнообразна, богата возможностями, а значит и сложностями. И сейчас я хочу предложить вам составить «Поле жизни».

На ваших столах у каждого находится конверт, в котором находятся буквы, составляющие слово жизнь. Каждая буква представлена в виде цветка. Вам необходимо на каждом цветке написать слово или словосочетание, которое начиналось бы на букву, указанную в цветке и отражало бы смысл слова «Жизнь». После того, как вы напишите слово или словосочетание, вам необходимо приклеить ваш цветок на единое поле. «Поле жизни». (Провести обобщение совместно с ребятами.)


Б) Закончить предложения

Воспитатель: - Для того чтобы подвести итог нашего круглого стола я хочу, чтобы вы закончили следующие предложения (незаконченные предложения представить на слайде:

  • Мне кажется главное в моей жизни …

  • Жизнь дана для…

  • Смысл моей жизни это…

  • Мне понравилось…

  • Мне не понравилось…

  • Хочу пожелать себе…, а другим…


5. Итог занятия

- В конце нашего занятия, я хочу сказать вам ребята большое спасибо за то, что вы умеете высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, спорить. Я думаю, что сегодня каждый из вас смог сформулировать жизненные цели ближайшего будущего, которые бы не противоречили нравственным нормам общества.



Воспитатель: - Закончить наш круглый стол я хотела бы словами академика Д.С.Лихачева:

«В чем самая большая цель в жизни? В увеличении добра в окружающем. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было, его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только из головы… Главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной».



(В конце занятия каждому воспитаннику предлагается буклет с различной информацией о жизни (стихи, пословицы, высказывания мудрых людей).

Каталог: metod kopilka
metod kopilka -> Методические рекомендации по организации воспитательной работы
metod kopilka -> Статья: Требования к современному уроку обществознания в свете фгос / Абашкина О. А., методист мбоу до «нимц»
metod kopilka -> Игра – путешествие «Город доброты и вежливости»
metod kopilka -> Философские основания инклюзии и принципы инклюзивного образования
metod kopilka -> Проектная деятельность
metod kopilka -> Методические рекомендации «организация совместной деятельности взрослого и ребёнка в семейной дошкольной группе»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница