Жан гранье



страница1/34
Дата21.08.2018
Размер1.61 Mb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Ницше
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

ЖАН ГРАНЬЕ


Профессор университета в Руане

АСТ - Астрель

Москва

2005


УДК 1 (091) (430)

ББК 87.39 (4Гем)

Г 77

Подписано в печать 01.11.04. Формат 76x100/32. Гарнитура «Петербург». Усл. печ. л. 6,45. Тираж 5000 экз. Заказ №2262.



Общероссийский классификатор продукции ОК–005–93, т.2

953004 – литература научная и производственная

Санитарно–эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953Д.000577.02.04 от 03.02.2004 г.



Гранье, Ж.

Г 77 Ницше / Жан Гранье; пер. с фр. В. А. Чернышева. – М.: ACT: Астрель, 2005. – 158, [2] с. – (Cogito, ergo sum: «Университетская библиотека»).

ISBN 5–17–028389–Х («ООО Издательство ACT») ISBN 5–271–10609–8 («ООО Издательство Астрель»)

ISBN 2 13 044674 4 (франц.)

Фридрих Ницше – явление исключительное. Его труды при Жизни не были восприняты современниками, а после смерти подверглись фальсификации. Его философия сразу же стала вызывать яростные споры, не утихающие по сей день, она оказала громадное влияние на духовные искания человечества на всем протяжении XX века.

Автор предлагаемой книги попытался отразить свой оригинальный, нередко парадоксальный взгляд на личность и творчество Ницше, вводя читателя в захватывающий мир полетов мысли философа, опираясь на краеугольные камни его философии – понятий «воли к власти», «вечного возвращения», «сверхчеловека».

УДК 1(091) (430) ББК 87.39 (4Гем)

Настоящее издание представляет собой перевод оригинального французского издания «Nietzsche»

ISBN 5–17–028389–Х

(ООО «Издательство ACT»)

ISBN 5–271–10609–8 © ООО «Издательство ACT», 2005

© ООО «Издательство Астрель», 2005

(ООО «Издательство Астрель») © Presses Universitaires de France, 1982

ISBN 2 13 044674 4 (франц.) © Presses Universitaires de France, 1985

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЖИЗНЬ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ НИЦШЕ

Глава I


БИОГРАФИЯ
Ницше нравилось утверждать, что его род корнями уходит в знатное польское дворянство. Однако тщательное изучение архивов вплоть до начала XVIII века свидетельствует о чисто немецкой линии родословной. Среди предков Ницше было немало священников, одному из которых, суперинтенданту преподобному Фридриху, Университет в Кенигсберге присвоил степень доктора теологии. Отец будущего философа, Карл Людвиг Ницше, получил церковный приход в деревне Рекен близ Люцена и в 1843 году женился на дочери местного священника Франциске Элер.

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года. Вскоре у него появилась сестра Элизабет (1846), затем брат Людвиг Иозеф, умерший в 1849 году. Это добавило страданий мальчику, за полгода до этого пережившему смерть отца. Впоследствии Ницше напишет об этом в «Ессе Homo». Сохранив к отцу глубокую привязанность, он оказался всецело во власти матери, женщины с несомненными моральными достоинствами, бывшей примером самопожертвования, но обладавшей ограниченным умом. В результате с ранних лет Ницше приобрел опыт инnеллекту-


5

ального одиночества, страдая от примитивности семейной атмосферы.

Все изменилось в октябре 1858 года с началом учебы в престижной школе–интернате Пфорта на стипендию, предоставленную властями города Наумбурга. Дисциплинарная жесткость сначала казалась Ницше непомерной, но она же привила ему вкус к преодолению трудностей, выработала способность концентрировать усилия для достижения цели. Школа Пфорта славилась высоким качеством обучения с упором на преподавание языков и немецкой литературы, а также процветавшим там духом гуманизма. Нет сомнения, что именно там были заложены основы научного метода будущего философа, критическое отношение к действительности, а также познания в лингвистике, которые приведут его сначала в мир филологии, а затем к философским изысканиям. Зато математика и экспериментальные науки в Пфорта не были в почете, и позднее Ницше не упустит возможности указать на это своеобразное «удушение» научного интеллекта диктатурой «человечности». Юный Ницше не проявлял заметного интереса к пластическому искусству, но отличался живым восприятием музыки, что, в частности, выразилось в интересе к произведениям Вагнера: в 1862 году он разучил партию фортепиано из оперы «Тристан и Изольда». Естественно, Ницше получил в Пфорта и религиозное образование; в 1861 году он прошел конфирмацию. Однако уже в это время в юноше проявляются признаки критического отношения к христианству.

Получив в сентябре 1864 года диплом бакалавра, Ницше вместе со своим другом Паулем Дейссеном записывается в Боннский университет. В октябре он становится членом студенческой корпорации Франкония, в которой состояло немало бывших учеников школы Пфорте. Начав одновременно посещать фа-


6

культеты теологии и филологии, Ницше довольно быстро, увлекшись занятиями в семинаре одного из лучших немецких филологов Фридриха Ричля, приходит к осознанию того, что именно филология достойна его внимания. Такой выбор знаменовал начало разрыва Ницше с христианством, чему способствовало и прочтение книги Фредерика Штрауса «Жизнь Иисуса» в 1865 году. Это привело к бурным сценам между Ницше и матерью, разочарованной в надежде увидеть сына священнослужителем. Оскорбленная в своей вере, она все же уступила, пойдя на компромисс, основанный на молчаливом уговоре не затрагивать болезненную тему.

В связи с переездом своего наставника профессора Ричля в Лейпциг, Ницше, следуя за ним, 17–августа 1865 года переводится в Лейпцигский университет. Начинающий ученый вполне оценил филологию как дисциплину методов, которые ей требуются, а также возможность привилегированного доступа к греко–латинской античности; однако возникает предчувствие, что все это недостаточно для него. Наступает время решающих событий в интеллектуальном формировании Ницше. Ими стали не только вводный курс профессора Ричля «Семь против Тебиса» по Эсхилу, но и открытие А. Шопенгауэра (октябрь–ноябрь 1865). Книга «Мир как воля и представление» все перевернула в душе Ницше; появилось осознание того, что он наконец осознал свою судьбу. Впрочем, впечатления от содержания произведения, особенно тезисы об абсурдности Существования и искупительном аскетизме, быстро поблекли; в то же время рельефно вырисовывалась тема, предшествующая ницшеанству: беспощадная борьба за правду.

4 декабря 1865 года профессор Ричль организует филологическое общество (официально признано в 1866 году). Ницше выступил на нем с лекцией, вызвавшей хвалебную реакцию Ричля и предложение


7

заняться составлением лексики по произведениям Эсхила. Однако все больше и больше проявляется у Ницше интерес к философии. Огромное впечатление произвело на него только что прочитанное произведение Альберта Ланге «История материализма». Изучая текст, Ницше знакомится с философией кантианства (дополняя полученную информацию анализом работ Куно Фишера), черпает сведения об английском позитивизме, делая особый упор на двух идеях, которые окажутся весьма плодотворными: скептицизма по отношению к метафизике и отказа от любой идентификации мысли и сущности.

Для Ницше подошло время призыва на военную службу. 9 октября он становится солдатом 4 полка полевой артиллерии. Легко привыкнув к военной жизни, он ценит в ней, как видно из письма, «постоянный призыв к энергии индивидуума» и «решительное противоядие от холодной, узкой, педантичной эрудиции». Служба не мешает, однако, интенсивной переписке со своим новым другом Эрвином Роде и исследованиям текстов Демокрита. В конце февраля – начале марта 1868 года во время учений, садясь на лошадь, Ницше серьезно повредил себе грудные мышцы, к тому же в рану попала инфекция. В результате – госпиталь, затем лечение в Бад–Веттекинд. Затянувшееся выздоровление совпало с возвращением в Наумбург 2 августа. А 19 октября он уже снова в Лейпциге; 6 ноября читает лекцию в филологическом обществе о сатирах Варрона и кинике Мениппе.

8 ноября 1868 года Ницше знакомится с Рихардом Вагнером, первая встреча с которым произвела на. него необычайно сильное впечатление, особенно по контрасту личности композитора с привычной и уже тяготившей Ницше филологической средой. Но именно в это время произошло событие, сделавшее невозможным для него вырваться из оков филологической науки: профессор Ричль рекомендует его кан-


8

дидатуру на вакантное место руководителя кафедры греческого языка и литературы Базельского университета, куда Ницше был избран 12 февраля. Это назначение было чрезвычайно почетным для столь молодого человека, к тому же обеспечивало стабильность существования, личную и материальную независимость. В то время как его семья ликует, Ницше уже предвидит тяжесть педагогической нагрузки, которая в результате неизбежно воспоследует. К тому же он вынужден отказаться от прусского гражданства, и становится швейцарским подданным.

Ницше был сердечно встречен коллегами и буржуазной средой Базеля. Однако довольно быстро светские развлечения стали тяготить его, вызывая раздражение. Взамен судьба подарила ему верного друга, профессора теологии Франца Овербека, специалиста по истории церкви, и знакомство со знаменитым историком искусств Якобом Буркхардтом, который был старше Ницше на 26 лет; многие из его идей наполнили содержание размышлений молодого ученого. Одновременно этот период был вершиной его дружбы с Вагнером. В мае 1869 года он был гостем Вагнера в Трибшене, близ Люцерны. Ницше был ослеплен гением композитора, не замечая отрицательных черт его личности: авторитарности, эгоизма, отсутствия угрызений совести. В 1888 году, долгие годы спустя после их разрыва, Ницше ностальгически вспоминал прелесть этой дружбы, которая блистала всеми своими гранями в течение трех лет до апреля 1872 года. В это время Вагнер переедет в Байрейт, и начнется охлаждение их отношений.

Ницше не смог принять участие во франко–германской войне 1870 года: власти нейтральной Швейцарии запретили ему непосредственное участие в боях, разрешив службу санитаром. Сопровождая транспорт раненых, он заразился дизентерией и дифтеритом. По окончании длительного периода выздо-


9

ровления возвратился в Базель, полный презрения к прусской гегемонии, которую подтверждала победа Германии.

В 1871 году Ницше публикует статью «Рождение трагедии, или эллинизм и пессимизм». С точки зрения его филологической карьеры, содержание текста было самоубийственным; по прочтении статьи профессор Ричль пребывал в подавленном состоянии, а У. фон Виламовиц–Меллендорф приступает к атаке на нее по всем правилам военного искусства, не утруждая себя формулированием собственной точки зрения или обозначением слабых мест. И даже ответный удар Э. Роде в защиту автора мало что смог изменить. К Ницше приходит осознание масштаба падения своей научной репутации; в результате он принимает как должное поведение своих студентов, бойкотирующих его лекции. Пытаясь взять реванш, Ницше между 16 января и 23 марта 1872 года прочитывает цикл из пяти лекций на тему «О будущности наших образовательных учреждений». В них он резко критикует умонастроения в германских школах и университетах, их крайнюю специализацию, где ощущается дух журналистики современного индустриального общества. Мимоходом он задевает гегелевскую теорию государства в его претензии на воспитательную роль.

В 1873–1874 годы Ницше публикует 4 эссе под общим заглавием «Несвоевременные размышления».

В тридцать лет Ницше оказывается тяжело больным человеком с чрезвычайно выраженной эмоциональностью. На счету потеря дружеских отношений со своим учителем Ричлем (умер в 1876 году) и разрыв с Карлом фон Герсдорфом; в то же время возобновлены дружеские связи с Э. Роде (который стал профессором в Иене), завязаны новые отношения: с Мальвидой фон Мейзенбуг, Паулем Рэ, музыкантом Петером Гастом. Ясно проступает стремление Ниц-
10

ше упорядочить свою жизнь, о чем свидетельствуют робкие попытки женитьбы: официальная просьба руки и сердца была направлена молодой голландке Матильде Трампедах, закончившаяся ничем.

2 мая 1878 года Ницше уходит в отставку по причине слабого здоровья, оставляя свои обязанности в Базельском университете. Ему предоставляют пенсию с годовым содержанием в 3000 франков.

В 1878–1879 годах появляется первая часть произведения «Человеческий, слишком человеческий» (вторая часть названа «Странник и его тень»). Для Ницше это период бродячего существования, ученый охвачен приступами болезни и окружен безнадежным одиночеством.

«Утренняя заря» в рукописи закончена в январе 1881 года. Ницше взял за правило проводить продолжительное время в Энгадине (Сильс–Мария). В это время в его философских исканиях формируется мысль о вечном возвращении, он открывает для себя произведения Спинозы, восхищается музыкой «Кармен». «Веселая наука» была написана в период 1881, 1882 годов. В конце марта 1882 года Ницше совершает путешествие в Рим и там знакомится с юной русской Лу Андреас–Саломе, в которую влюбляется. В результате закручивается запутанная сентиментальная интрига, раздражающая и жестокая по причине ухищрений лицемерной и завистливой сестры Элизабет, а также двусмысленности отношений с Паулем Рэ, которому Лу отдала предпочтение. По окончании драмы Ницше рассорился с семьей и еще более погрузился в одиночество. Ужасную зиму он проводит в Генуе, затем в Рапалло, однако мощный прилив сил позволяет в течение 10 дней, находясь в Сильс–Мария, написать первую часть «Так говорил Заратустра»; окончательно произведение было завершено в 1884–1885 годах.

К унижениям, которые Ницше терпит от издателей, добавляются грубые отказы при попытках вновь


11

вернуться к университетской работе (его кандидатура в Лейпциге провалилась). Помолвка, а затем замужество сестры Элизабет, чьим избранником стал патологический антисемит Б. Форстер, также доставила Ницше много забот. Однако произведения накапливались довольно быстро. В 1886 году появилось «По ту сторону добра и зла»; в 1887 – «К генеалогии морали»; в 1888 – «Казус Вагнер», «Сумерки идолов», «Антихрист», «Ессе Homo» (последнее увидело свет в 1908 году).

Период славы Ницше взошел на горизонте. Знак предвидения: в 1888 году Г. Брандес в Университете Копенгагена организует целую серию лекций, посвященных философии Ницше. Но уже 3 января 1889 года в Турине на площади Карла Альберта Ницше впадает в безумие. Находясь на попечении семьи, он остается там пленником слабоумия с прогрессирующим помешательством. Ницше умер в Веймаре 25 августа 1900 года: на пороге века «нигилизма», светлым предсказателем и героическим противником которого он был.

Глава II



Каталог: userfiles -> pdf
userfiles -> 1. Философское учение о бытии это: (Выбрать один правильный ответ)
pdf -> Учебное пособие Санкт-Петербург 2003
pdf -> Рудольф штейнер фридрих ницше борец против своего времени
pdf -> Лекции 1923-1944 годов Перевод с немецкого Сергея Жигалкина
pdf -> Культурная революция
pdf -> Одного из фундаментальнейших текстов современности, случайная, в самом прямом смысле этого слова, работа, возникшая с подачи Готфрида Хоннефельдера
pdf -> Сборник статей Под редакцией Виктора Каплуна
pdf -> Общественные науки и современность


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница