Ж. Ж. Руссо Основная задача реализации программы здорового образа жизни направлена на сохранение здоровья, развитие личности каждого ребёнка, обеспечение эмоционального благополучия



Скачать 181.31 Kb.
Дата15.02.2018
Размер181.31 Kb.
ТипЗадача

«Сохранение и укрепление

здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий».


Учитель начальных классов

МБОУ « Кадетская школа «Патриот»

ЭМР Саратовской области

Чаплыгина О.В.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Ж. Ж. Руссо


Основная задача реализации программы здорового образа жизни направлена на сохранение здоровья, развитие личности каждого ребёнка, обеспечение эмоционального благополучия.

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся, что вызывает тревогу и у родителей, и у педагогов. Забота о сохранении здоровья детей - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.

Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, недомогание, переходящее в хроническое заболевание».

Переход из дошкольного в школьное звено образовательной системы зачастую негативно сказывается на здоровье детей. Сохранение, поддержание и укрепление здоровья становится важнейшей задачей современного образования. На её решение направлено использование в образовательных учреждениях здоровьесберегающих технологий, которые включают в себя:

  • условия обучения ребёнка в школе;

  • рациональную организацию учебного процесса;

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Эти требования определяются гигиеной обучения. Они направлены на обеспечение возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых УУД по здоровому образу жизни, умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Дошкольное образовательное учреждение в большей мере несёт ответственность за жизнь и здоровье детей. У дошкольного учреждения больше возможностей и времени для оздоровления детей. Обширная физкультурно-оздоровительная работа, закаливающие мероприятия, коррекционная работа - всё это расширяет границы использования здоровьесберегающих технологий, среди которых можно выделить:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные игры, динамические паузы, релаксация, гимнастика;

  • технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, проблемно-игровые игры;

  • коррекционные технологии: сказки, тренинги, музыкальные занятия.

Только оптимальное сочетание этих форм и методов может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.

Начало школьного обучения связано с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышенной заболеваемости. Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35 минут продолжительность урока, для учащихся 2-4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, динамической паузы, разучивание комплекса физических упражнений и других.

Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать организованной зарядкой. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультминуток.

Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребёнка.

Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных игр оздоровительной направленности. При правильной педагогической инструментовке такие игры способны:

  • поддерживать у младших школьников должный запас «адаптационной энергии»;

  • стимулировать процессы роста и развитие основных физических качеств младшего школьника (сила, быстрота, ловкость, выносливость);

  • устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздоровительно влияние.

Основная задача организовать учебную деятельность так, чтобы не возникали проблемы перегрузки учащихся. Необходимо определить комплекс мер, которые направлены на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья учащихся.

В первую очередь это реализация оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий, правильное составление расписания занятий, с учётом современных требований, проведение физических упражнений во время учебного процесса. Основная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока, в которую входит:

  • объем учебной нагрузки;

  • соблюдение гигиенических и психолого - педагогических условий проведения урока.

Обучение должно строиться на основе следующих принципов:

  • принцип комфортности (создание в классе спокойной, доброжелательной атмосферы;

  • принцип деятельности (ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе своей деятельности);

  • принцип творчества (ориентация на творческое начало в учебной деятельности).

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  • Стрессовая педагогическая тактика;

  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  • Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  • Провалы в существующей системе физического воспитания;

  • Интенсификация учебного процесса;

  • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

  • Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

  • Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.

Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.

Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов). Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.

Частое следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю),становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:



  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов). В эту систему входит:

  1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

Мониторинг заболеваний учащихся на начало и конец учебного года.

№ п/п

Заболевание

Количество человек

1.

Органы зрения




2.

Опорно-двигательный аппарат




3.

Сердечно-сосудистая система




4.

Эндокринная система




5.

Нервная система




6.

Желудочно-кишечный тракт




7.

Бронхо-легочная система




8.

Кожные




9.

ЛОР органы




10.

Почки и мочевыводящие пути







  1. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы.

МЕДИКО – ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗДОРОВЬЯ

п/п


Список класса

Медицинские

данные


Психологические

данные


Педагогические данные







1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1.1.Группа здоровья

1.2.Группа по физической культуре

1.3.Группа по нозологии

1.4.Часто болеющие


2.1. темперамент (для старшего и среднего звена)

2.2. группа риска

2.3. уровень психического развития

2.4. Уровень адаптации


3.1. Уровень обученности

3.2. Уровень воспитанности

3.3. Тип семейного воспитания

3.4. Группа риска

Особенности работы с детьми различной группы здоровья.

Согласно нормативным документам Министерства здравоохранения Российской Федерации каждый ребенок на основании результатов медицинских осмотров относится к определенной группе здоровья. В настоящее время выделяют пять групп здоровья детей:



  • здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;

  • здоровые, с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями;

  • больные с хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации;

  • больные с хроническими заболеваниями, в состоянии субкомпенсации;

  • больные с хроническими заболеваниями, в состоянии декомпенсации.




Группа здоровья



Характеристика группы

I - группа

Это дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие.

II - группа

Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные отклонения, а также часто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

III - группа

Это дети с хроническими заболеваниями, с редкими не тяжело протекающими обострениями, от момента последнего обострения прошло более 3-х месяцев, без нарушения общего состояния и самочувствия.


IV - группа

Это дети с хроническими заболеваниями, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, затяжным периодом выздоровления после острых заболеваний.

V - группа


Тяжело больные дети с хроническими заболеваниями - дети – инвалиды.






  1. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии ( анкетирование психологом школы).

  2. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

  • аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях;

  • гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни;

  • здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных;

  • эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива;

  • экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро - и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором;

  • физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.

Функции здоровьесберегающей технологии:



  • формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

  • информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

  • диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

  • адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности;

  • рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;

  • интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Типы технологий.

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).

Оздоровительны (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия.

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы).

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:



  • Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое).

  • Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры.

Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.


Литература, используемая при подготовке статьи.

1. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998

2. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997

3. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004

5. Безруких М. М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

6. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Разговор о правильном питании./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008.

7. Безруких М.М., Филиппова Т.А.. Две недели в лагере здоровья./ Рабочая тетрадь для школьников. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003.

8. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13 , 1- 15 июля/ 2005. с. 16-28.

9. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8

10. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2005. с. 5-47.

11. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005

12.Исаева И.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие. – 2-е изд. – М.:Айрис – пресс, 2004г.

13.Ястребова, О. И. Лазаренко Хочу в школу!



14.Поваляева М. А. Справочник логопеда 2001г.
Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница