Измайлова Татьяна Вячеславовна



Скачать 84.38 Kb.
страница1/3
Дата20.05.2018
Размер84.38 Kb.
  1   2   3

Измайлова Татьяна Вячеславовна

Научное обоснование темы диссертационного исследования


Выборка в качественном социологическом исследовании

как теоретико-методологическая проблема
на соискание ученой степени кандидата социологических наук

по специальности 22.00.01 – Теория, история и методология социологии



научный руководитель – д.с.н. проф. Е. Р. Ярская-Смирнова
Актуальность исследования. Тенденции социальных изменений в последние десятилетия, выдвигают требования к разработке все более тонких инструментов познания, называемых в данной диссертации общей категорией «качественные социологические исследования». Общий рост числа публикаций по результатам эмпирических социологических исследований в отечественных академических журналах сопровождается увеличением доли работ, основанных на применении различных качественных стратегий (см.: Ярская-Смирнова, Романов, 2007). Однако, нередко важные вопросы исследовательской методологии принимаются по умолчанию, что подвергает сомнению статус результатов и дисциплины в целом. Между тем, корпус теоретических трудов, посвященных обоснованию качественной социологии, а также публикаций по эмпирическим исследованиям представляется достаточным для решения некоторых задач стандартизации языка научного описания, в частности, это касается проблемы выборки. В связи с этим представляется необходимым предложить следующие теоретические основания и программу диссертационного исследования.

Теоретическая база и программа исследования. В отличие классической модели социальной науки как универсального систематического знания, выдвигающей постулат о принципиальной независимости данных от наблюдателя (О. Конт, Э. Дюркгейм), неокантианская эпистемология делает акцент на субъективных сторонах исследования социальной жизни (Г. Риккерт, В. Виндельбанд). Феноменологическая социология, заостряя внимание на социальных смыслах, выборе и рефлексии, свойственных «объекту исследования», а следовательно, на важности индивидуальных перспектив, мотивов и интерпретации (В. Дильтей, М.Вебер, Г.Зиммель, Чикагская школа), по мысли ряда авторов (Г.Беккер, Т.Шанин), преодолевает дуализм объяснения/понимания, уточняя и обогащая эпистемологию социальных наук. Вместе с тем, особенности социологических исследований в традиции натурализма многими авторами рассматриваются по контрасту с доминирующей традицией. В первой главе диссертации будут обобщены и систематизированы указанные выше теоретико-методологические основания, а также рассмотрен эвристический потенциал качественной парадигмы, состоящий, в частности, в отказе от реификации и пересмотре целого ряда «черных ящиков» науки, или принимаемых как должное конвенциальных предположений о социальной реальности и способах ее познания (феноменологическое направление в философии и социологии от Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, П. Рикера к А. Щютцу, П. Бергеру, Т. Лукману и Б. Латуру, см. также И. Девятко, М. Козина, В. Николаев, П. Романов, Ю. Толстова, Е. Ярская-Смирнова). Следующая задача будет состоять в систематизации аргументов об особенностях гибких стратегий сбора данных, где решения о том, что именно и каким образом попадает в фокус внимания исследователя, не формализуются заранее, а принимаются в процессе полевой и аналитической работы (исследования чикагской школы 20-х-30х годов, более поздние работы Г. Блумера, Г. Беккера, а также труды М. Хаммерсли и других современных авторов). Далее будут проанализированы позиции теоретических дебатов о стандартах методологии социальных наук, представленных критическими замечаниями в адрес качественной социологии и контраргументами, выстраивающими стратегию защиты на различных основаниях (М. Буравой, Ж. Кац, Л. Ньюман, К. Риссман, см. также: Г. Батыгин, И. Девятко, И. Чудова, А. Готлиб, Ю. Толстова, Г. Татарова, Е. Ярская-Смирнова).

Вопрос об отборе единиц наблюдения в этих дебатах является одной из ключевых теоретических проблем. Во второй главе диссертации будут представлены модели объяснения выборки в качественной социологии, в частности, речь пойдет об опросной качественной методологии. Понятие типичного случая будет концептуализировано на основе категории типизации, разработанной в феноменологической социологии А. Шютца (см. также Р. Йин, И. Козина, П. Романов). Далее будет обсуждаться понятие теоретической выборки, разработанное Б. Глезером и А. Страусом на основе принципа аналитической индукции, которое задает принцип отбора случая через логику проверяемой теории, определяющей важные для исследователя особенности данного явления (Б. Глезер, А. Страус, Дж. Корбин, И. Девятко). Рассматривая качественные подходы на эпистемологическом континууме, можно будет выделить разновидности феноменологических исследований по ряду оснований, в том числе, по стратегиям определения критериев валидности инструмента и надежности информации (М. Маршалл, М. Хаммерсли, П. ДеПауло).

Поскольку социальные ученые действуют в рамках парадигмы, принятой в научном сообществе, нормативная система, включающая язык описания, стандарты сбора и анализа данных, конструируется в процессе оформления повседневных договоренностей (Г. Беккер). Принимая во внимание институциальную структуру организации науки (Т. Кун, Р. Мертон), в третьей главе диссертации нам важно понять на эмпирическом материале, каким образом достигается и пересматривается договорной порядок на символических территориях качественных исследований – в университетах и на кафедрах, научных центрах, редакциях журналов. То, что считается приемлемым внутри коллективов, может выступать предметом споров и конфликтов между институциями. Такой предмет обсуждения, как стратегии отбора случаев, размер и границы выборки на практике нередко принимается «по умолчанию», оставаясь непроговоренным сюжетом на всех этапах производства социологического знания. Данное «скрытое знание» (tacit knowledge) представляет собой важный фокус методологической рефлексии, которую планируется осуществить на материале анализа содержания публикаций и интервью. В третьей главе будут проанализированы результаты интервью с профессиональными социологами и анализа информации о выборке в научных публикациях, осуществленного при помощи программы MaxQDA.

Цель диссертационного исследования – систематизация теоретико-методологических приемов обоснования выборки в качественном социологическом исследовании. Объектом исследования выступают приемы теоретико-методологического обоснования понятия «выборка в качественном социологическом исследовании» в классической и современной социологии. Предметом – проблематизация стандартов описания выборки в качественной социологии.

Предполагаемая структура работы



Выборка в качественном социологическом исследовании

как теоретико-методологическая проблема

  1. Введение


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница