Из исламской антропологии: совершенный человек в исламе



Скачать 238.89 Kb.
страница1/5
Дата22.08.2018
Размер238.89 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5

Р.М. Шукуров

Из исламской антропологии: совершенный человек в исламе


Цели: обрисовать центральную тему исламской антропологии, отличающую ее от иудейской и христианской, а именно концепцию Совершенного Человека, которая в законченном виде формулировалась в суфийской литературе начиная с XIII в.
Литература:

Розенталь Ф. Торжество Знания, М. (любое издание)

Совершенный Человек. Теология и философия образа / Ред. Ш.М. Шукуров. М., 1997

Суфизм в контексте мусульманской культуры, М., 1989

Шиммель А.-М. Мир исламского мистицизма. М., 2000

Шукуров Ш.М. Искусство и тайна. М., 1999. С. 185–219

Шукуров Ш.М. Образ человека в искусстве ислама. М., 2004.
Последующие рассуждения опираются по преимуществу на идеи двух известных суфиев сАзиз ал-Дина Насафи (умер после 1300) и Махмуда Шабистари (ок. 1287-1320), и, в особенности, на их трактовки суфийской концепции Совершенного Человека1.

сАзиз ал-Дин Насафи родился в Насафе около Бухары (ныне Карши), однако значительную часть жизни провел в Иране. Несмотря на преобладание в Средней Азии суннитского Ислама, не исключено, что Насафи придерживался шиитских взглядов. Он был учеником знаменитого Сасд ал-Дина Хамуйа (ум. 1252 г.) и оставил после себя несколько трудов первостепенной важности по мистическому богословию и, в частности, трактат «Совершенный Человек»2. Махмуд Шабистари был младшим современником сАзиз ал-Дина Насафи, происходил он из Западного Ирана и, по всей видимости, принадлежал к шиитской общине. Он жил в Тебризе в эпоху султанов Улджайту (1304–1317) и Абу Сасида (1317–1335). Махмуд Шабистари прославился в первую очередь благодаря своей мистической поэме «Гулшан-и раз» («Цветник Тайны»), считающейся одним из наиболее красивых и содержательных образчиков суфийской поэзии. Однако его перу принадлежит и несколько прозаических трактатов, написанных весьма непростым, метафорическим языком, в полной мере демонстрирующим сложность и тонкость богословского дискурса того времени.

Именно два этих автора были главными разработчиками концепции Совершенного Человека в пространстве персоязычного мистического богословия. При этом, концепции Совершенного Человека у сАзиз ал-Дина Насафи и Махмуда Шабистари, несомненно, являются прямым повторением и продолжением идей Ибн ал-сАраби (1165–1240), которому принадлежит заслуга проблематизации и концептуализации этой традиционной темы, издавна присутствовавшей в мусульманской богословской мысли.

До сих пор в научной литературе не проводилось систематического сопоставительного анализа идей сАзиз ал-Дина Насафи, Махмуда Шабистари с их первоисточником – трудами Ибн ал-сАраби. Поэтому на данный момент было бы преждевременным утверждать что-либо определенное о том, насколько оба этих автора были знакомы с оригинальными арабскими текстами Ибн ал-сАраби и какими путями его идеи доходили до них.

В этой связи следует отметить, что идеи Ибн ал-сАраби, и в частности, его концепция Совершенного Человека, пользовались особой популярностью именно в персоязычной среде сельджукской Анатолии, где великий мыслитель провел по меньшей мере девять-десять лет начиная с 1205 г.3 Видным интерпретатором и популяризатором идей Ибн ал-сАраби стал местный суфий, вероятно, иранского или греческого происхождения, Садр ал-Дин Кунави (ум. 1274) – сын сельджукского вельможи Маджд ал-Дина Исхака ал-Руми, убедившего Ибн ал-сАраби приехать в Анатолию и вошедшего в число его почитателей. После смерти Маджд ал-Дина, Ибн ал-сАраби усыновил Садр ал-Дина. Так что, последний изучал идеи Великого Учителя из первых рук, более того – и через семейное преемство. Садр ал-Дина Кунави читал лекции, толкующие творения Ибн ал-сАраби, по всей видимости, на персидском. Можно предположить, что именно из Анатолии, через посредство местных иранцев, сохранявших, по-видимому, институциональные и личные связи с суфийскими общинами Ирана и Средней Азии, идеи Ибн ал-сАраби получили столь скорое и широкое распространение в этих регионах.

В концепциях Совершенного Человека, изложенных в трудах сАзиз ал-Дина Насафи и Махмуда Шабистари, мы будем ориентироваться не столько на выделение оригинальных черт, сколько, напротив, на типические аспекты, которые разделялись большинством богословов-суфиев. Наиболее последовательное изложение концепции Совершенного Человека содержится в трактатах сАзиз ал-Дина Насафи и прозаических произведениях Махмуда Шабистари.


Каталог: Labs -> UkrBel
UkrBel -> Семинар 2008 Христианство, ислам, иудаизм и протонациональные и национальные дискурсы в истории Европы
UkrBel -> Социальные функции религии
UkrBel -> Макс Вебер и ислам
UkrBel -> В. В. Кондрашин Голод 1932–1933 гг в России и Украине: трагедия советской деревни
UkrBel -> Литература для занятия: Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001
UkrBel -> Проект курса
UkrBel -> Филюшкин А. И. Как проверить теорию Вебера, или почему протестантская этика была в католических городах Европы
UkrBel -> Православие в культуре Европы: специфическое и общехристианское. От Средних веков к Новому времени
UkrBel -> Спецкурса «Образ женщины и гендерные аспекты ислама, православия, католицизма и протестантизма»
UkrBel -> Католицизм, православие и европейская идентичность”


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница