Ивин А. А.: "Что такое диалектическая логика" что такое диалектическая логика



Скачать 187.05 Kb.
страница1/7
Дата27.04.2018
Размер187.05 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7

Ивин А.А.: "Что такое диалектическая логика"



ЧТО ТАКОЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА




автор: А.А. Ивин

Основная ошибка всех, пожалуй, работ, посвященных исследованию диалектической логики, заключается в том, что в них эта логика понимается как особая наука. Тут же встает вопрос о том, как соотносится эта дисциплина, изучающая мышление, с обычной, или формальной, логикой, описывающей законы и операции правильного мышления. Внятного ответа на вопрос, как возможны две разные науки, изучающие одно и то же – принципы мышления, нет. Да он и невозможен: не существует двух наук, совпадающих по своему предмету и методу и вместе с тем приходящих к разным выводам. Двух разных логик не может существовать по той же причине, по которой не существуют двух физик или двух биологий.



Диалектическая логика как особый стиль мышления

Основная идея этой работы на первый взгляд может показаться необычной. Она заключается в положении, что диалектическая логика, в отличие от формальной логики, вообще не является наукой. Она не относится также к пседонаукам или паранаукам. Диалектическая логика представляет собой не науку, а особый стиль мышления. Этот стиль характерен для вполне определенных, а именно коллективистических культур, подобных средневековой и коммунистической.

Принято говорить, например, о «классическом стиле (теоретического) мышления» Нового времени, о «неклассическом мышлении» первой половины прошлого века, о «постнеклассическом мышлении» и т.п. Стили мышления, как бы они своеобразны ни были и какое бы влияние они ни оказывали бы на науку, сами не являются, конечно, науками. Они подобны художественным стилям (классицизм, романтизм, постмодернизм и т.д.). Последние могут изучаться наукой, скажем, философией искусства, но сами не являются ни науками, ни произведениями искусства. Предлагаемое понимание того, что представляет собой диалектическая логика, только на первый взгляд необычно. В сущности, оно является попыткой восстановить первоначальное, еще античное значение слова «диалектика». До Гегеля это слово означало искусство рассуждать, в частности вести спор, противопоставляя друг другу противоположные мнения. Именно особым стилем рассуждения (и, соответственно, стилем мышления) называли диалектику Платон и другие античные авторы. Гегель отступил от этой традиции и первым назвал «диалектикой» науку о развитии посредством борьбы противоположностей.

Те, кто занимается систематическим, подчиняющимся требованиям научного метода исследованием стиля мышления какой-то культуры или ее художественного стиля, являются, конечно, учеными. Но сам предмет их изучения не принадлежит к наукам. Понимание диалектики как стиля мышления позволяет объяснить нетипичные для науки особенности ее исторического развития и понять ее сущность.

Диалектическая логика представляет собой ядро коллективистического стиля мышления, который характерен для обществ, ставящих перед собой глобальную общую цель построения совершенного во всех отношениях общества (в Средние века - «рая на небесах», в ХХ в. - «рая на земле» и т.п.). Этот стиль мышления, господствовавший, в частности, в средневековой и коммунистической культурах, с уходом их с исторической арены утрачивал свои социальные предпосылки и в короткое время оказывался забытым. Диалектическая логика реально существовала и, возможно, когда-то, с появлением коллективистического общества она снова обретет утраченную силу. Однако она никогда не станет не наукой, подобной физике или формальной логике, поскольку представляет собой совокупность неявных глобальных предпосылок мышления коллективистических культур, теми, почти незаметными для них очками, через которые они смотрят на мир. Эти очки непригодны для культуры современной России, именно поэтому диалектическая логика теперь оказалась теперь в нашей стране в глубоком летаргическом сне. С возвращением на историческую арену новой формы коллективистического общества, что вовсе не исключено, вновь возникла бы потребность в оживлении диалектики и диалектической логики.

Более десяти лет назад В.А. Смирнов написал статью, в которой, вслед за К. Поппером, утверждал, что диалектическая логика не только не существует, но и в принципе не является возможной1. И Поппер, и Смирнов, и те, кто думает подобно им, ошибаются. Диалектическая логика существует уже многие столетия, значит, она возможна. Но периодически она уходит в столь глубокую тень, что кажется внутренне противоречивой и потому логически невозможной. Сейчас наступил как раз такой период. Однако социальная жизнь постоянно меняется, и можно предполагать, что со временем диалектическая логика вновь вернется на какой-то период на историческую арену.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница