История западной социологии



страница1/91
Дата10.05.2018
Размер1.1 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   91

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ.
СЛОВАРЬ

 

 



ОСНОВАТЕЛИ СОЦИОЛОГИИ

 

Конт, Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье (1798-1857) - французский социальный мыслитель. Конт - один из основоположников новой позитивной социальной науки об обществе, давший ей имя - социология. Получив математическое и естественное образование, Конт стал приверженцем естественнонаучно ориентированного знания. Социология должна была стать, по мнению Конта, таким же точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергающим спекуляции и вымыслы. Основные работы Конта: "Курс позитивной философии", "Система позитивной политики". Конт вошел в историю социальной мысли как синтезатор идей французского традиционализма и позитивизма. Свои задачи как ученого он определил так: главное - моральная реконструкция общества, восстановление гармонического порядка, нарушенного Великой Французской буржуазной революцией; эквивалентом религии должна стать научная социология, но прежде нужно подготовить умы для ее восприятия. Общество - это надындивидуальная сущность, тождественная государству (А.Сен-Симон), тоталитарная иерархическая структура, в которой каждый исполняет свою роль, как на хорошо отлаженной фабрике (де Местр); это тоже организм, как в биологии, только коллективный, где индивиды получают содержательный смысл, только как часть общественного целого. Преобразовывать общество Конт предполагал на основе открытого им "Великого Закона 3-х стадий" или закона интеллектуальной эволюции человечества. Высшей стадией истории человечества, по Конту, является позитивная, научная стадия. Конт выделил в социологии два раздела. Социальная статика содержит ответ на вопрос о природе социальной связи. По Конту - это глобальная структура общества: строение, составные части, принципы связи между ними. Социальная динамика - это социологическая трактовка Закона 3-х стадий, содержащая идею общего направления прогресса, заключающегося в поступательном развитии интеллектуальных сил человечества. Стремясь создать точную, общезначимую науку об обществе, сформулировав методы новой науки, подойдя к пониманию общества как органического целого, Конт занял достойное место в истории социологии.



 

Спенсер, Герберт (1820-1903) - английской философ и социолог-позитивист. Спенсер - представитель социального эволюционизма, рассматривавший процесс эволюции как движение от простого к сложному, и органицизма, направления в социологии, проводившего параллели между обществом и живыми организмами. Получив инженерно-ремесленное образование, Спенсер, как и О.Конт, больше заимствовал из естествознания, чем из философских или психологических книг. Основная работа Спенсера для изучающих социологию - ”Основания социологии", в которой он и проводит два основных принципа - эволюционизм и органицизм. Общество, по Спенсеру, это организм, целостность, составляющаяся взаимозависимыми частями, находящимися в равновесии. Сущность эволюции в двух взаимосвязанных процессах - дифференциации и интеграции. Дифференциация означает движение от простых неразделенных целостностей к сложным разнородным образованиям, в которых части целого становятся все более специализированными, оставаясь в то же время интегрированными. Интеграция состоит в отборе наиболее устойчивых структурных отношений между частями целого. Закон эволюции един для всех форм материи. Предмет социологии и состоит в изучении эволюции в ее высшей форме - эволюции общества, означающей усложнение форм общественной жизни, связей ее с окружающей средой с целью лучшей адаптации к ней. Органическая аналогия проводится Спенсером ради доказательства единства законов, которым подчиняются все эволюционные процессы. Спенсер способствовал распространению термина "социальный институт", определив несколько наиболее крупных категорий институтов и предположив, что совокупность социальных институтов составляет глобальную организацию общества. Спенсеру принадлежит удачный прогноз относительно возможного установления социалистического устройства, характера общественной жизни при этом и более или менее скорого возвращения к естественному ходу эволюции. Спенсер занимает видное место в истории социологии, хотя бы потому, что он первый дал полномасштабное описание сферы социологии, предвосхитил некоторые положения структурного функционализма, применил эволюционный подход к анализу социальных явлений.

 

Маркс, Карл Генрих (1818-1883) - немецкий социальный философ, социолог, экономист, публицист, революционер. Маркс родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах, занимаясь научной, публицистической, организационной деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению. Исследователи отмечают встречающиеся в его трудах двусмысленности, неясности в определениях, связывая это с тем, что Маркс соединил в себе черты ученого, стремящегося к истине и революционера, проявлявшего нетерпение. Наиболее важными для социолога работами Маркса являются: "Манифест Коммунистической партии" (1848 г. - совместно с Ф.Энгельсом), "Капитал" (1867, 1885, 1894), "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852), "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", "К критике политической экономии. Предисловие” (1859). Социальный мир, по Марксу, это материальная структура отношений, недоступная наблюдению, но то, что наблюдаемо, должно быть объяснено через структуру этих отношений. Общество - это не субъект, способный действовать, историю творят люди, включенные в структуру материальных отношений. Маркс убежден в причинности развития общества, в универсальности и неизменности законов его развития, в том, что все общества пройдут одни и те же стадии. Социология Маркса, тем не менее - активистская социология, т.к. он утверждал, что законы реализуются только через деятельность людей. Маркс - основоположник теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории. В социально-экономическом анализе капитализма Маркс задается двумя главными вопросами: какова целостная теория общества и какова эволюция капиталистического общества? Маркс создал экономическую интерпретацию истории, положив в основу развития общества движение производительных сил общества. Идея диалектики производительных сил и производственных отношений подсказала Марксу и место классовой борьбы и социальных революций в истории. Социальную структуру Маркс рассматривает в широком и узком смыслах, подходя по-разному к понятию "общественный класс" и не дав ему строгого определения. Следует отметить и теорию отчуждения Маркса, в которой он решал волновавшую его проблему происхождения эксплуатации человека человеком. По мнению многих исследователей творчества Маркса, общая парадигма материалистического понимания истории ждет пока адекватной формулировки.



 

 

НАТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ XIX-начала ХХ веков.



 

Оствальд В.Ф. (1853-1932) - немецкий физико-химик, лауреат Нобелевской премии по химии, представитель механицизма в социологии. Механицизм, физикализм стали в конце XIX в. по сути крайним проявлением позитивизма. Механистическое миропонимание сводило закономерности функционирования и развития общества к механистическим и физическим закономерностям, при этом широко использовалась физическая терминология и фразеология. Социальная структура, общество сравнивались со структурами и процессами неорганического мира. Так, Оствальд, называвший свою социальную концепцию физиосоциологией, полагал, что энергия - единственная субстанция мира, а все социальные явления - суть трансформация энергии. Культурный процесс, по Оствальду, есть трансформация свободной энергии в связанную, а критерием общественного прогресса служит улучшение использования свободной энергии. Подобные идеи отчасти разделяли В.Парето, В.М.Бехтерев. Несостоятельность подобных концепций не умаляет вклада их представителей в разработку теорий и методики социальных измерений и общей теории систем в современной социологии.

 

Ратцель, Фридрих (1844-1904) - немецкий мыслитель, наиболее крупный представитель социогеографии в социологии. Его социальная концепция, которую он называл "антропогеография”, вскрывала связь природной среды и деятельности человека. Позже в науке критиковалась прямая каузальная связь между ними, но и возникла инвайронментальная социология. Ратцель сформулировал идею процесса диффузионизма: заимствование и распространение культуры, каналы этого процесса; фактически проанализировал этногенез разных народов (хотя термина такого не ввел). Ему же принадлежит формулирование семи законов “пространственного роста государств", основное содержание которых сводилось к неизбежности экспансии государств с целью выживания и улучшения своего географического положения. Эти идеи были впоследствии использованы для оправдания немецкой колониальной политики, а также развивались такими авторами, как К.Хаусхофер, Обст, Маулль.



 

Реклю, Жан (1830-1905) - представитель французской школы социогеографии. Реклю профессионально занимался географией. Мировую известность ему принесла 19-томная энциклопедия "Земля и люди". Признавая влияние внешней среды на общество, он не был географическим детерминистом. Реклю сформулировал три закона социального развития, идеи которых перекликались с идеями Н.К.Михайловского (преобладающая роль личности в обществе, например). Полагая, что главной социальной проблемой является свобода личности, Реклю проповедовал идеи анархизма, издавая вместе с Кропоткиным периодическую литературу анархистского направления.

 

Де Ла Блаш, Поль Видаль (1845-1918) - представитель французской социогеографии, основатель французской географической школы. Де Ла Блаш, развивая идеи взаимодействия социальных групп с естественной средой, утверждал, что ландшафт является продуктом не только природных событий, но и трудов человека.



 

Аммон, Отто (1842-1916) - представитель расово-антропологической школы в социологии, основатель антропосоциологии в Германии. Основными идеями социальных воззрений Аммона были идеи иерархии рас, классов, народов. Проводя огромное количество антропометрических измерений, Аммон формулировал антропологические и социопсихологические характеристики нордической расы, называя ее "высшей расой", а немецкий народ - “избранным".

 

Де Лапуж, Жорж Ваше (1854-1936) - один из идеологов расизма, живший во Франции. Де Лапуж делил человечество на высшую расу (доликокефалы) и низшую (бракикефалы), полагая, что расы являются основным фактором исторического процесса, а с исчезновением арийских элементов начинается упадок цивилизаций.



 

Де Гобино, Жозеф Артюр (1816-1882) - французский дипломат, писатель, публицист, представитель расово-антропологического направления в социологии. В основном труде "О неравенстве человеческих рас" (1853-1855 гг.) он утверждал превосходство белой расы, а также то, что этнические смеси ведут к вырождению человечества и к демократии, как к наихудшей форме государственного устройства. Современная социология отвергает утверждение о детерминированности социального поведения биологической наследственностью, но стремится использовать эмпирический материал, накопленный представителями расово-антропологического направления.

 

Гумплович, Людвиг (1838-1909) - польско-австрийский социолог, представитель социал-дарвинизма в социологии. Гумпловичу как ученому был свойственен глубокий пессимизм в связи с тем, что, с его точки зрения, человеческая история - естественный процесс, а социальные законы ни отменить, ни изменить нельзя, так как они суть форма правления законов природы. Основные работы Гумпловича: "Раса и государство", "Расовая борьба", "Основы социологии". Опираясь на учение Ч.Дарвина, Гумплович считал конфликт универсальным фактором социальной жизни, называя его единственной формой взаимоотношения человеческих групп, ведущих борьбу за существование. Гумплович за 20 лет до У.Самнера ввел понятие "этноцентризм", означающий мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает более высокое место не только среди современных народов, но и по отношению ко всем народам исторического прошлого.



 

Ратценхофер, Густав (1842-1904) - австрийский представитель социал-дарвинизма в социологии. Ратценхофер, как и Л.Гумплович полагал конфликт главным социальным процессом. Он считал, что во взаимоотношениях между людьми царит абсолютная враждебность по причине борьбы за самосохранение, за пропитание и т.д.

 

Бэджгот, Уолтер (1826-1877) - английский экономист и политолог, основатель журнала "Экономист”, в котором сотрудничал Г.Спенсер. Бэджгот изложил суть своей социальной концепции в работе "Физика и политика": конфликт между группами является результатом естественного отбора; главный сплачивающий фактор - подражание более низкого слоя более высокому; развитие общества представляет собой сочетание подражания (сообщает устойчивость обществу) и инноваций (позволяющих обществу изменяться).



 

Смолл, Альбион (1854-1926) - основатель и руководитель первого в мире факультета социологии в Чикаго (1892 г.), основатель Американского социологического общества, профессионального журнала “American Journal of Sociology”, издатель первого американского учебника по социологии. Как социолог, Смолл испытал значительное влияние дарвинизма и психологизма, полагая, что социальная жизнь определяется взаимодействием шести классов интересов, но интересов, имеющих субъективный и объективный аспекты.

 

Самнер, Уильям Грэм (1840-1910) - американский социолог, находящийся под влиянием дарвинизма. Самнер - один из отцов американской социологии, представивший студентам систематизированный курс лекций по социологии "Наука об обществе". Основные принципы его социологических воззрений, которые во многом устарели, впитали идеи Ч.Дарвина: естественный отбор и борьба за существование, имеющие решающее и универсальное значение; неотвратимость и неуклонность социальной эволюции; нормальность и необходимость социального неравенства; стихийность социального развития, не подлежащего реформированию. Сохранили свое значение идеи Самнера, изложенные им в "Народных обычаях" (1906 г.): механизмы формирования обычаев, их роль в развитии общества как условие этого развития и как код связи между поколениями; разработка понятий "мы-группа" и "они-группа", "этноцентризм" как основа межгруппового отношения.



 

Фулье, Альфред (1838-1912) - представитель школы органицизма во Франции. Фулье был член-корреспондентом Академии моральных наук Франции, премии которой он получил за книги "Философия Платона" и "Философия Сократа". Социальные концепции он изложил в работах "Психология заезженных идей" и "Мораль заезженных идей", где он отстаивал идею об аналогии общества и организма, подчеркивая при этом психические черты общества, обусловленные коллективной ответственностью.

 

Эспинас, Альфред (1844-1922) - представитель органической школы в социологии Франции, предшественник праксиологии и этологии. Социальная концепция Эспинаса содержит идеи о том, что рождение социологии было подготовлено изучением связей между животными, а общество - это живое существо, подверженное естественным законам.



 

Вормс, Рене (1862-1926) - организатор социологической науки во Франции, активный пропагандист новой науки, заложенной О.Контом. Вормс - основатель "Международного социологического журнала", организатор Международного института социологии, создатель Парижского социологического общества, организатор первого обществоведческого конгресса (именно, социологического), учредитель Международной социологической библиотеки. Вормс читал лекции по истории социологии и по социологии. В 1893 г. он выпустил книгу "Организм и общество", в которой проводил аналогию между обществом и организмом, подчеркивая, однако, и различия между ними. Вормс подошел к пониманию надындивидуальной сущности социальной реальности, все части которой связаны общим сознанием (потом эту мысль проводил Э.Дюркгейм). Высшим проявлением этого сознания, утверждал Вормс, является национальное чувство, а главным в обществе - не конфликт, а солидарность, не борьба, а жизненное усилие.

 

Лилиенфельд П.Ф. (1829-1903) - русский чиновник, публиковавший свои труды на немецком языке, на основании чего он относится к немецкому течению органицизма. Суть социологических воззрений Лилиенфельда заключается в том, что социология основана на биологии и должна применять ее законы для изучения общества. Общество же выполняет сходные с организмом функции, но является высшим классом организмов.



 

Шеффле, Альберт (1831-1903) - крупный немецкий и австрийский экономист, социолог, государственный деятель, основатель "Журнала общего государствоведения". Свою социальную концепцию Шеффле сформулировал в развитие идей О.Конта, Г.Спенсера в одно время, но независимо от Лилиенфельда, Эспинаса, Вормса. Суть его концепции в том, что общество это единый организм и изучать его надо методами естествознания. Органическое единство общества является результатом превращения взаимодействующих воль и оценок в коллективное сознание, в дух народа. По Шеффле, основой развития общества является универсальный закон борьбы за существование, но главным признаком социальности является наличие ментальной, духовной связи, которая реализуется с помощью символических и технических действий. Главный труд Шеффле "Строение и жизнь социальных тел" (1875-1887гг.).

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ



 

Уорд, Лестер Франк (1841-1913) - американский основоположник психологического эволюционизма, первый Президент Американского социологического общества. Уорд начинал научную деятельность как геолог, был одним из основателей палеоботаники. В основе его социологических воззрений лежат эволюционистские идеи Конта и Спенсера, но он высказывал чисто американское видение исследовательских и гражданских задач социологии. В его трудах "Динамическая социология" (1883) и "Психические факторы цивилизации" (на русском языке в 1897 г.) проводится идея "социального мелиоризма" - науки об улучшении и усовершенствовании социального строя. Первичной социальной силой Уорд называет желания, объединяющие в себе природное и социальное. Действуя в соответствии с ними, человек изменяет и условия своего существования и самого себя. Говоря об отличии социальной жизни от природы, Уорд подчеркивает ее телический характер, который, формируется на основе осознанного стремления к счастью (наиболее свободное проявление творческих сил человека) множества индивидов.

 

Гиддингс, Франклин Генри (1855-1931) - первый полный профессор социологии в США, президент Американского социологического общества (1908 г.). В основной работе "Основания социологии" Гиддингс утверждает, что общественная эволюция - результат и физических и психических причин, работающих вместе, а социология должна объединять объективное (подчиняющееся законам природы) и субъективное (результат сознательной деятельности людей) истолкование общества. На становление и развитие социальной организации влияет "сознание рода", благодаря которому человек становится общественным существом, а общество структурируются, исходя из степени группового сознания. Цикл социальной причинности, по Гиддингсу, начинается и заканчивается естественным процессом, а между его началом и завершением действует сознательный выбор, определяемый сознанием рода. Социологу предстоит решить три задачи: каковы условия формирования простого сообщества, каковы законы субъективного процесса, каковы законы объективного процесса, формирующего общество как структурное подразделение, поглощающее отдельных индивидов и требующего приспособления их к себе. В 20-е годы Гиддингс оказывает заметное влияние на становление эмпирической социологии США.



 

Макдугалл, Уильям (1871-1938) - английский психолог и социальный психолог, представитель инстинктивизма в социологии. Макдугалл разработал концепцию инстинктов социального поведения, подводя под любое человеческое действие соответствующий инстинкт. Слабость его концепции проявляется в неразработанности понятия инстинкт, в колебаниях по поводу их количества, в надуманности многих выводов, отвергнутых последующим развитием социологии. Однако, внимание к бессознательному в психике человека, сыграло большую роль в дальнейшем развитии науки о человеке.

 

Вундт, Вильгельм (1832-1920) - немецкий физиолог, психолог, филолог, лингвист, открывший в 1879 г. первую в мире психологическую лабораторию в г. Лейпциг. Основной труд Вундта "Психология народов", который он писал двадцать лет, содержит огромное количество описаний психологических экспериментов, выводов, теоретических заключений, касающихся его главной идеи: предметом психологии народов является материализованная часть ее - язык, мифы, обычаи, которые подчиняются общим законам духовного развития и обладают для народного сознания таким же значением, каким для индивидуального сознания являются факты индивидуальной психологии. Работа в области обыденного сознания, фиксация глубинных слоев духовной жизни людей принесли Вундту мировую известность, а многие его выводы и обобщения легли в основание исторической психологии, культурантропологии, этнопсихологии, социо- и психолингвистики.



 

Тард, Габриель (1843-1904) - французский криминолог, социальный психолог, социолог, крупнейший представитель психологического направления в социологии. Основными работами Тарда в области социологии являются "3аконы подражания", "Всемирное противопоставление", "Социальная логика", в которых он утверждает, что фундаментом социологии является социальная психология, т.к. общество - это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний. Изучать социология должна социальную интеракцию "интерментальной деятельности", поскольку в действии "одного духа на другой и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь”. Суть взаимодействия, по Тарду, в подражании - основном законе всего сущего, а социальная эволюция есть ни что иное, как сочетание таких фундаментальных процессов, как изобретение, подражание и противопоставление. Законы подражания Тард внедряет в обоснование преступности, утверждая, что преступниками становятся под влиянием подражания и приспособления. Тард различает, классифицирует такие понятия как "толпа" и "публики", подчеркивая роль в формировании последних газет, которые выполняют в обществе интегрирующую и регулирующую функции. Тард предвосхитил программы изучения общественного мнения, указывая при этом на значение статистики, могущей сообщить им большую точность и возможность обобщений. Он анализировал влияние средств массовой коммуникации на личность. Эти последние его идеи получили дальнейшее развитие в теориях "массового общества", массовых коммуникаций, распространения инноваций и т.д. в Чикагской школе социологии.

 

Лебон, Гюстав (1841-1931) - французский публицист, социальный психолог, социолог. Среди научных интересов Лебона антропология и археология, география, экспериментальное и теоретическое естествознание, социальная психология и социология. Основные работы в области последних наук: “Психология народов и масс" и "Психология социализма”. Придя к выводу о телеологическом характере истории и механическом действии ее законов, Лебон утверждал, что каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические особенности, а его нравственные и интеллектуальные признаки есть синтез прошлого опыта. Настаивая на принципиальном различии рас, Лебон формулирует суждения об их анатомическом и психологическом различии и о невозможности их слияния. Будучи одним из первых авторов доктрины "омассовления общества", “эры толпы", Лебон убежден, что цивилизация обязана деятельности элиты, обладающей критическим умом. Анализ толпы, ее поведения, механизмов взаимодействия людей в толпе, индивида в толпе, классификация толпы - важная часть социологии Лебона, принесла ему мировую известность, стала достоянием современной социологии и социальной психологии. Эти идеи разделяли Н.К.Михайловский, В.М.Бехтерев в России. Особое внимание уделил Лебон антисоциалистической полемике. Предсказывая гибельность воцарения социалистических порядков, настаивая, что все социалистические пути ведут в пропасть рабства и нищеты, Лебон "желал врагам" испытать их на себе в назидание всему миру, но полагая все-таки, что социализм не сможет существовать долго, что опыт вскоре покажет тщетность социалистических мечтаний.



 

 

КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ



 

Дюркгейм, Эмиль (1858-1917) - французский социолог - позитивист, один из создателей современной социологической теории. Дюркгейм учился во Франции и Германии, где увлекся трудами В.Вундта. Первый профессор социологии во Франции, Дюркгейм стал основателем школы этой науки, национального социологического журнала "Социологический ежегодник", в котором участвовали и русские социологи.

Четыре изданные при жизни Дюркгейма труда содержат все основные его концепции относительно природы социальной реальности и методов ее исследования: "Общественное разделение труда" (1883), "Метод социологии" (1895), "Самоубийство" (1897), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912). Предметом социологии Дюркгейм называл социальные факты, которые не могут существовать без людей, но и не существуют в конкретных индивидах. Социальные факты, являющиеся коллективными представлениями и действиями нужно изучать "как вещи", т.е. как объекты изучения любых наук. Природа и характер социальной связи лежат в основе механической и органической солидарности. Эволюция общества есть переход от первого типа ко второму в результате углубляющегося разделения труда, которое имеет моральный характер в силу органической зависимости индивидов друг от друга и укрепления солидарности общества. От степени солидарности зависит нормальность или патологичность состояния общества, а состояние аномии - верный признак его патологии. Социальное нужно объяснять социальным же, утверждал Дюркгейм и объяснял углубление общественного разделения труда ростом численности населения, возникновение религии - интенсивностью социального общения, самоубийств - социальной дисциплиной, возникновение морали - авторитетом общества. Общество - по Дюркгейму - особая реальность, несводимая к сумме составляющих его элементов, а позже он говорил об обществе как о Боге, превосходящем по моральной и материальной силе индивида и навязывающим ему определенное поведение и мышление. Дюркгейм - наследник традиций социальной мысли и особенно органицизма О.Конта - сделал дополнительный упор на понятиях “социальное целое", "функции", "потребности", что завело его в “телеологические сети" , выхода из которых Дюркгейм Э. не нашел. Однако социология этого ученого является основной структурно-функционального анализа, который затем развивали Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, Т.Парсонс, Р.Мертон.

 

Тённис, Фердинанд (1855-1936) - основоположник немецкой и классик мировой социологии. Тённис получил филологическое и философское образование, проявив интерес к истории философии Нового времени. Им написаны биографии Т.Гоббса и К.Маркса, создано Общество по изучению работ Гоббса. Тённис сооснователь и первый Президент Немецкого социологического общества (1909-1933 гг.). Деятельность и интересы Тённиса разносторонни: организация науки, обширные эмпирические исследования, разработка системы теоретических понятий, позволяющей анализировать социальные явления в прошлом и настоящем, отслеживать тенденции их изменений. Первая же работа Тённиса "Gemeinschaft und Gesellschaft” (1887) принесла ему мировую известность, а во "Введении в социологию” (1931) окончательно оформилась его система взглядов на социальный мир.



Изучая природу социальности, Тённис Ф. пришел к выводу, что в результате разных форм взаимодействия образуются два основных типа ее “Gemeinschaft” и “Gesellschaft”, а эволюция общества есть переход от первого типа ко второму в результате нарастания рациональности. Методом исследования природы человеческих групп Тённис Ф. называл достижение общезначимого понятия, абстрагирование, идеализацию, конструирование идеальных типов. Усложняя схему социальных связей, Тённис Ф. вводит дополнительно к основной дихотомии трихотомию "отношения / совокупности / корпорация" и дихотомию "товарищество / господство". Эта разветвленная схема позволяет анализировать самые разнообразные сообщества людей, понимать причину и тенденции их изменений. Тённис своими теоретическими работами поставил социологию на научные рельсы, превратив ее в аналитическую науку. Отныне предмет социологии конструировался независимо от содержательных характеристик.

 

Парето, Вильфредо (1848-1923) - итальянский экономист и социолог.



Парето родился в богатой и знатной семье, рано включился в политику. Перелом в настроениях Парето произошел в 1900 г., когда он испытал крушение либерльных иллюзий. Основные работы Парето: "Курс политэкономии", "Трактат по общей социологии", "Трансформация демократии" говорят о его позитивистской направленности как ученого: неприятие априорных суждений и понятий в социологии, утверждение эмпирической обоснованности знаний об обществе, опора на описание фактов и т.д. Метод исследования социальной жизни, предлагаемый Парето, получил у него название “логико-экспериментального”. Социология должна быть точной наукой, использовать только эмпирически обоснованные суждения, строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям, недопустимо привносить идейные мотивы, которые могут только исказить факты. Высоко оценивая свой метод, Парето утверждал, что ни одна наука за последние сто лет не отвечает его высоким требованиям. Главное в понимании системы Парето - его концепция социальных действий, которые он делит на логические, где средства и цели связаны объективной логикой и потому ведут к достижению целей, и нелогические, где люди руководствуются субъективной логикой, не основанной на действительно существующих связях. Цель социологии Парето - логическое изучение нелогических поступков. Источник движения социальной система или побудительные силы нелогических поступков Парето видит к "остатках" и "производных". Остатки - постоянная величина в системе поведения человека, а производные - переменная, эквивалент идеологии или оправдательной теории, цель которых маскировка нелогического характера действий. Концепция "круговорота элит" Парето - его взгляд на социальную структуру и причины социальных изменений. Концепция общества как системы, находящейся в состоянии равновесия, заняла достойное место в структурно-функциональном анализе. Заслугой Парето является отрицание им простого, однолинейного причинно-следственного отношения. Его теории остатков и производных, концепция идеологий и элит нашли применение в политологии. Основания для провозглашения Парето одним из духовных отцов итальянского фашизма, может быть, и существуют, но сам Парето утверждал нейтральность истины, зависимость ее полезности или вредности от общественного применения.

 

Зиммель, Георг (1858-1918) - немецкий мыслитель, классик мировой социологии. Зиммель родился в семье преуспевающего торговца, которая рано оказалась в стесненных обстоятельствах. Учился Зиммель в Берлинском университете, среди его учителей были М.Лацарус и Х.Штейнталь. За время своей творческой деятельности Зиммель прошел сложную идейную эволюцию: от натуралистического позитивизма, влияния И.Канта и К.Маркса до проблем философии жизни и проблем философии культуры. Зиммель опубликовал огромное количество книг и статей, посвященных разнообразнейшим проблемам (философии моды, роли денег во взаимоотношении полов, спиритизму, духовной жизни больших городов и т.д.). Современников раздражала маргинальность Зиммеля (бедность и еврейство при мировой известности, отсутствие выраженных политических симпатий, эпатажный привкус предмета его исследования - социология, интерес к миру художественных салонов), а также эссеистский характер большинства его работ, в которых отсутствует концепция общества в целом, но есть разорванность, отрывочность рисуемых образов социального мира. Обосновывая необходимость социологии как особой дисциплины, Зиммель полагает, что специфика ее должна состоять в вычленении чистых форм социального взаимодействия. Разработка понятий “форма” и “содержание” социального взаимодействия привела Зиммеля к каталогизации этих форм, к определению принципов их вычленения. Уникальной чертой социологии Зиммеля является его обращение к исследованию форм "отто-ргнутых" от общего контекста социальности ("бедняк", "чужак"). В отличие от Дюркгейма и Тённиса Зиммель считал, что социальность есть и в конфликте, борьбе, что конфликт вообще присутствует в любой форме взаимодействия, что роль его во многих случаях благотворна для социального развития. Содержательная сторона концепции Зиммеля прямо связана с его методологическим подходом. История общества - история нарастающей интеллектуализации (рационализации) и углубления влияния принципов денежного хозяйства. Социальную функцию денег и интеллекта Зиммель видел в сообщении объективности всему, с чем они имеют дело, что ведет к глубоким противоречиям капиталистической цивилизации, деградации культурных норм, конфликту между уникальностью личности и культурными формами. Зиммеля по праву можно считать основоположником интеракционизма, т.к. сущность всех социальных явлений он видел в контакте и взаимном влиянии. Многие его идеи получили дальнейшее развитие как в европейской социологии, так и в американской.



 

Вебер, Макс (1864-1920) - классик немецкой и мировой социологии. Вебер учился в Гейдельбергском университете, где изучал право, политическую экономию, экономическую историю. В дальнейшем наибольшее внимание он уделял исследованию социологических проблем, особенно вопросов методологии социальных наук, социологии религии и политики. Основные труды Вебера: “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйственная этика мировых религий”, “Хозяйство и общество”. Вебер определял социологию как науку, стремящуюся понять социальное действие и дать ему причинное объяснение. Социология изучает поведение людей, вкладывающих в свои действия определенный смысл. Субъектом социального действия, согласно Веберу, может быть лишь отдельный индивид, а не социальная группа или общество в целом. Основным методологическим орудием социологического исследования выступает идеальный тип - теоретическая конструкция, служащая своего рода эталоном, с которым сопоставляются реальные явления. Вебер рассматривал четыре типа социального действия (целерациональ-ное, ценностно-рационалное, традиционное, аффективное), позволяющих описывать все многообразные формы человеческого поведения. С точки зрения Вебера, для современного общества характерно возрастание роли целерационального действия. Процесс рационализации охватывает самые различные сферы общественной жизни. В сфере экономики происходит постепенное вытеснение традиционных форм ведения хозяйства промышленным капитализмом, который предполагает рациональную организацию формально свободного труда. Распространению “духа” современного капитализма дала толчок религиозная Реформация XVI в., которая привела к возникновению протестантской хозяйственной этики, оказавшейся наиболее адекватной экономической системе капитализма. Важнейшим вкладом Вебера в социологию политики стала разработка концепции легитимного господства и выделение трех типов такого господства (легальное, традиционное, харизматическое). Структуру господства образуют политический лидер, аппарат управления и подчиненные господству массы. В условиях традиционного господства управленческий аппарат состоит из чиновников, руководствующихся требованиями традиции и связанных с правителем узами личной преданности. Харизматическое господство предполагает наличие у последователей политического лидера веры в его необычайные личные качества. С переходом к легальному господству формируется система рационального бюрократического управления, основанного на формальных правилах. Вебер считал рациональную бюрократию наиболее эффективной формой управления в современном обществе. Вместе с тем он подчеркивал, что бюрократия представляет собой не просто безличное орудие управления, но также и особую социальную группу со своими собственными взглядами и ценностными ориентациями, которая стремится к расширению своей власти. Одной из центральных для Вебера была проблема ограничения власти бюрократического аппарата. Влияние идей Вебера в истории социологии всегда было значительным, но оно особенно возросло с середины 70-х годов с началом “веберовского ренессанса” в западной теоретической социологии.

 

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ



Эмпирическая социология США

 

Томас, Уильям Айзек (1863-1947) - американский социолог и социальный психолог.



Знанецкий, Флориан (1882-1958) - польско-американский социолог.

Союз Томаса и Знанецкого был связан с исследованием "Польский крестьянин в Европе и Америке", после выхода в свет которого Знанецкий вернулся в Польшу, а Томас всю жизнь посвятил Чикагскому университету. Предмет своего исследования они определили как исследование мотивации поведения - пружины всего исторического процесса. Вопрос для них состоял в моделировании внутреннего механизма адаптации и фиксации ее количественных перепадов в различных группах эмигрантов и у людей с различными социальными характерами. Томасом и Знанецким был разработан оригинальный метод сбора информации. Так как статистика способна дать лишь бесстрастную картину реальности, они стали искать живое свидетельство переживаний человека, обратившись к качественному анализу личных документов "новых американцев", т.е. польских эмигрантов. В процессе сбора информации социологи выделили три типа социального характера (филистайн, богемиан, креативный), влияющих на успешность или неуспешность адаптации поляков к новой культурной среде. Причина формирования социальных характеров лежит в социальной эволюции, по мере развертывания которой от индивида требуется, более индивидуализированные реакции сознания и поведения. В указанной работе Томас разрабатывает методологический аппарат социологии в русле идей символического интеракционизма: фиксирование внешнего, наблюдаемого поведения при учете бесконечного многообразия субъективных мотивов, могущих лежать за внешним единообразием форм поведения. Основными понятиями Томаса стали "установка" и "определение ситуации". По его мысли адекватным объяснение поведения человека может быть только с точки зрения субъективного восприятия ситуации действия действующим лицом. "Установка" - это конкретизация социальной обусловленности индивидуального сознания, поэтому она дает возможность эмпирически изучать внутренний мир человека. "Определение ситуации" означает, что среда влияет на индивида не непосредственно, а через определение (оценку) ее индивидом и самого себя в ней. Знанецкий, будучи философом по образованию и складу ума, полагал, что основой бытия являются ценности, а общество - это комбинация культурных ценностей (языка, религии, техники и т.д.), а не естественная система, состоящая из индивидов. Ценности создают культурный мир, который и должна изучать социология. Предметом социологии являются четыре поля: социальные действия, социальные отношения, социальные личности и социальные группы. Знанецкий вывел принцип учета человеческого фактора: человек существует как социальная ценность, только это и обусловливает его поведение. Применение этого принципа на практике стало основой эмпирических обобщений в работе "Польский крестьянин...".



 

Парк, Роберт (1864-1944) - американский социолог, идейный вдохновитель и лидер Чикагской школы эмпирической социологии. Подход Парка к пониманию предмета социологии определялся пониманием социальной системы как элемента глобальной экосистемы. Социология и экология, т.о., имеют в своем основании один и тот же принцип рассмотрения систем и экология по своим задачам и методам близка социологии. Процессы, происходящие в обществе, по Парку, зависят от условий среды обитания и влияют на изменения в ней. Этот экологический принцип способствовал углублению системного взгляда на общество в его единстве с природой. Равновесие




Каталог: files -> soc %20gym
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия
soc %20gym -> Книга "эстетика"
soc %20gym -> Учебное пособие по спецкурсу Пермь 2003
soc %20gym -> Части I, II курс лекций Мозырь 004 содержание тема Введение в учебный курс «философии» Лекция Философия как феномен культуры 4
soc %20gym -> Книга "Лекции по культурологии"
soc %20gym -> Учебное пособие предисловие введение. Что такое философия? 5 Смысл слова «философия»
soc %20gym -> Учебная и справочная литература
soc %20gym -> В. И. Чуешов Эстетика
soc %20gym -> Кунгер Светлана Владимировна эстетика: курс лекций мозырь 2006


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   91


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница