История южных и западных славян с древнейших времен до середины XVII века



Скачать 36.23 Kb.
Дата26.02.2018
Размер36.23 Kb.

История южных и западных славян с древнейших времен до середины XVII века.

30 апреля 2013 г. (М.В. Дмитриев). Западное и восточное христианство: основные особенности и воздействие этих особенностей на развитие православных и «латинских» культур Европы.


  1. Предмет на сегодня… Главная проблема анализа…. Некоторые вопросы….

Предмет: а) различия двух христианских традиций как традиций культуры (то есть как культурно-религиозных традиций); б) воздействие конфессиональных особенностей восточного и западного христианства на общества Европы.

Проблема трояка: а) в самом ли деле различия двух традиций велики и глубоки? в чём именно они состоят? б) как уловить и описать корреляции между особенностями двух традиций и особенностями развития православных и «латинских» обществ в Средние века? в) воздействовали ли эти особенности как структуры исторического процесса на развитие обществ Европы в XIX-XX вв.? воздействуют ли и теперь?

Вопросы: многообразны и несть им числа… (соответственно, при подготовке к экзамену нужно уметь их увидеть, поставить и грамотно сформулировать…)
2. В прошлый раз (см. план от 23 апреля), наряду с тем, что обозначено в плане: - сферы (области, аспекты, измерения) исторического процесса и предлагаемая схема (модель) анализа исторических данных (полезная, в том числе и на нашем экзамене как и на любом ином экзамене по истории); - пример: как поставить и как изучить вопрос о соотношении разных факторов (сфер развития) в процессах, которые идут в России с 1992 года? - пример роли религиозно-культурных факторов: «Григорианская революция» на Западе и, в частности, целибата католического духовенства в формировании отличий культур «латинского» мира от культур «православного» мира; феодально-политическая раздробленность как порождение особенностей именно «латинского» общественного строя? - территория Польши в Средние века, судьба Силезии; период существования «нормальной» сословно-представительной монархии в Польском королевстве в XIII – XIV вв. и превращение её (поставили вопрос «почему?», но убедительного ответа нет…) в «шляхетскую демократию» в XVI веке; - механизмы работы «liberum veto» как самый яркий пример специфики польских институтов по сравнению с западными «абсолютистскими» монархиями; геополитические последствия слабости польской монархии в XVII- XVIII вв., связь с историей России.
3. Несколько методологических («технических») констатаций, переходя к сюжету сегодняшней лекции:

- Что такое религия «вообще»? Что такое «религия» в понимании христианских культур? Что такое конфессия и конфессиональная традиция в соотнесении с христианством?

- Как соотносятся и взаимодействуют в истории конфессия, религия и культура? Всё это, вместе взятое, - и другие стороны развития европейских обществ?

- Макс Вебер и «веберовская» традиция изучения роли конфессиональных особенностей христианских традиций (и особенностей других религиозных традиций) в истории Европы и других регионов; международная программа ЦУБа Истфака МГУ «Влияние православия и западного христианства на общества. Сравнительный подход», 1993-2013 (см.:www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel)

- Как представляется вопрос о различии православия и западного христианства в современных энциклопедических изданиях, руководствах, преподавании? Что думают исследователи? Как подойти к вопросу исторически, беспристрастно и внеконфессионально?

- В чём состоят механизмы влияния православия/католицизма на общества? Нормативное и «переживаемое» христианство. Христианизация как процесс.


4. Проблематика христианизации и влияния специфики католических традиций на примере Польши:

- “Крещение Польши” в 966 г. - как это случилось? Сведения о Мешко и Дубраве и их интерпретация

- Почему случилось «крещение»? Политические и не-политические факторы в объяснении приобщения Польши к христианству. Как складывалась и когда сложилась церковная организация? Её связи с государством.

- Методы и пути христианизации в X - XII вв. Что миссионеры и священники привнесли в польское общество? Как именно они действовали? Формирование церковной и околоцерковной «интеллигенции» в 11- 12 вв. “Социально-языческая революция” в 1037--1038 гг. Когда же Польша была христианизирована? Когда она стала страной именно католической культуры?



Что значило – стать и быть страной католической культуры?
5. Значение патристического наследия («мегатекста») для конкретно-исторического изучения роли христианства в истории Европы. Восточная христианская патристика в IV - X вв. (после Оригена): (Псевдо-) Дионисий Ареопагит, Климент Александрийский, Афанасий Великий, Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский (каппадокийская «школа»), Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин... и др. Западная христианская патристика в IV - X в. (после Тертуллиана): Киприан Карфагенский, Лактанций, Амвросий Медиоланский, АВГУСТИН, ИЕРОНИМ, Лев Великий, Цезарий Арльский, Боэций, Григорий Великий, Исидор Севильский... и др.
6. Области типологических различий двух культурно-конфессиональных традиций, выросших из двух патристических традиций, и пояснение этих констатаций рядом примеров:

  1. критерии и методы в трактовке (экзегезе) Св. Писания и Св. Предания (пример: старец Артемий и его католические и протестантские современники, 1550е -1570е годы)

  2. учение о природе человека, грехопадении, грехе и греховности (пример: полемика московских «цензоров» с «Учительным Евангелием Транквиллиона-Ставровецкого, начало 17-го века);

  3. учение о спасении, человеческой воли и благодати в спасении (пример: католическая проповедь иезуита Петра Скарги и взгляды православных авторов, например Зиновия Отенского, вторая половина 16-го века);

  4. учение о церкви, роли мирян в ней, соборах, духовенстве, патриархах (пример: конфликт и диалог двух экклезиологий в эпоху Брестской церковной унии 1595-1596 гг. );

  5. учение о церкви и государстве («симфония» или «два меча»?): (пример: проблематика монаршей власти в православной и католической мысли 16-го века);

  6. + представления о самом разном - например, об иконе и священном образе, религиозной терпимости и нетерпимости, семье и браке, времени, пространстве, природе, о сущем … и, в том числе, о «нации» и «этническом» и «национальном» …


Обязательное (!!) чтение к экзамену: Дмитриев М.В. Человек Православный и Homo Catholicus // Интеллектуальный форум, № 9, май 2002 г. С. 63-87 (доступно в Интернете, в том числе и на сайте кафедры истории южных и западных славян, на личной странице М.В. Дмитриева).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница