История в системе социально-гуманитарных наук. Методология истории тема. 1 История как наука план



Скачать 195.97 Kb.
страница1/3
Дата28.07.2018
Размер195.97 Kb.
  1   2   3

ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ
ТЕМА. 1.1 ИСТОРИЯ КАК НАУКА
ПЛАН


  1. Теория и методология исторической науки

  2. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии

  3. Российские исторические школы и их представители




  1. Теория и методология исторической науки

У истории есть свой предмет. История – это наука о прошлой жизни человечества, изучающая развитие общества как единый процесс в его конкретности и многообразии, познающая закономерности ее развития, которые дают возможность понять настоящее и определить перспективы. Сегодня нередко в качестве предмета науки истории используется понятие «цивилизация».

Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (его этногенез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций, с древнейших времен до наших дней. История нашего Отечества – составляющая истории мировой цивилизации.

Однако, независимо от подходов к изучению истории России, ее объективное познание обеспечивается научной методологией. В современной литературе приводятся различные определения методологии вообще и методологии исторической науки в частности. На их основании можно сформулировать такую краткую и обобщенную дефиницию: методология истории России — это система научных принципов и методов исторического исследования, основывающаяся на диалектико-материалистической теории исторического познания.

В связи с социально-политическими изменениями последних лет в России перед наукой встали новые вопросы, требующие обновленного исторического знания, которое призвано обогатить не только наши представления о предмете истории, но и методологические подходы и категории. Известный историк М.А. Барг об этом пишет так: "Современное нам общество совершенно однозначно декларировало интерес к новому измерению истории, которое может быть обозначено как "цивилизованное".

Как известно, длительное время основой для исторического анализа в нашей отечественной науке является теория общественно-экономических формаций, изложенная в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. В марксистской литературе общественно-экономическая формация определяется как исторический тип человеческих обществ. В.И. Ленин подчеркивал, что понятие "формация" относится к системе, состоящей из частей, которые принадлежат к разным слоям общественной жизни. Видимо, основными из этих слоев являются экономический, административный, политический и духовный.

Что касается экономики, то она в марксовом учении о формациях формулируется как способ производства. Способ производства здесь – это инвариантная в разных экономических обществах система, состоящая из производительных сил и производственных отношений. В связи с этим К. Маркс писал: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют, определенной ступени развития их материальных производительных сил" и продолжает: "На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями.., внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции".

Основной идеей теории формаций является положение о соответствии между собой инвариантных систем каждого слоя жизни общества: соответствии государства экономике, духовной жизни и т.д. Эта идея лежит в основе марксистского взгляда на историю, марксистской методологии истории.

В соответствии с марксистским пониманием истории производственные отношения являются основными, первоначальными. Они ведут к образованию классов и различных социальных групп. В развитии всех стран и народов, при всем разнообразии политических порядков, воззрений и верований К.Маркс и Ф.Энгельс выделили определенные черты, соответствующие определенному способу производства. Эти черты характеризовали общественно-экономические формации: первобытного строя, азиатского способа производства, рабовладельческого строя, феодализма, капитализма и социализма с его высшей стадией – коммунизмом. Главной движущей силой истории основоположники марксизма считали классовую борьбу, которая ведет к смене одной формации другой. Революции, по определению К.Маркса и Ф.Энгельса, являются способом замены одного общественного строя другим, локомотивами истории.

Многочисленные критики марксистского экономического детерминизма в качестве главного аргумента выдвинули тезис о невозможности предугадать ход исторических событий. «История, - заявил один из них, К.Поппер, - то, что случилось в прошлом. Это не река и не сила. История всегда заканчивается сегодня, в этот самый момент времени». На этом основании этот автор отвергает идею закономерности истории. Прав ли он? И если не прав, то в чем ошибается?

Для марксистов общественно-экономическая формация – краеугольный камень в изучении истории общества. Эта категория марксистской науки означала определенный тип общества, основывающийся на конкретном способе производства, характеризующийся определенным экономическим базисом, политической, юридической, идеологической надстройкой, своими формами общественного сознания. Понятие общественно-экономической формации являлось методологической моделью для изучения истории различных стран и народов. При этом в процессе исследования исторических явлений нередко недооценивались составляющие его части, особенно духовный фактор. Мало изучалось влияние политической надстройки на экономический базис. А преувеличение роли классовой борьбы вело нередко к одностороннему видению исторических процессов. Все это обусловило снижение значения марксистского взгляда на историю, которое обнаружилось отчетливо в последние годы.

Что представляют собой факторы, определяющие существо цивилизации? Ученые определяли их по-разному. Наиболее часто выделяли: географическую (или природную) среду обитания; систему ведения хозяйства; социальную организацию; религию; духовные ценности; политическую индивидуальность.

Учитывая мнение исследователей, можно предположить условное определение, которое удобно использовать при анализе исторического материала. Цивилизация – это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу.

Если говорить об идее цивилизационного подхода, то наиболее полно она реализована в знаменитом 12-томном сочинении английского автора А.Дж.Тойнби «Исследование истории». По мнению Тойнби, человеческая история насчитывает 21 цивилизацию, каждая из которых рождается, развивается, затем переживает надлом и затухает. В современном мире существует лишь пять цивилизаций: западноевропейская, включающая страны Западной Европы и Северной Америки; восточно-европейская с ее «русской христианской ветвью»; ислам, объединяющий страны, исповедующие мусульманство; индийская, объединяющая страны Индостана, и дальневосточная, включающая Китай и Японию. Из этого следует, что автор в основу цивилизации кладет, прежде всего, религиозно-культурные признаки. История, по мнению Тойнби, как мыслителя религиозного – это дело рук Творца, осуществляемое через человека и человечество. Историческая истина открывается в диалоге вселенского разума – Логоса и человечества, а точнее в ответе на его вызов. Следует отметить, что сочинениям Тойнби свойственно не столько рациональное познание истории, сколько ее постижение, сочетающее логическое осмысление, интуицию и даже прозрение.

Переход исследователей на цивилизационный уровень изучения прошлого, по мнению некоторых ученых, является необходимым условием дальнейшего прогресса науки. Однако это станет возможным лишь при четком определении методологических позиций, с которых производится этот переход. Прежде всего, исследователи сталкиваются с неопределенностью ряда понятий, которые употребляются при рассмотрении проблемы цивилизационного подхода и, в первую очередь, термина «цивилизация». Поясняя при этом сущность цивилизационного подхода к истории, М.А. Барг пишет: «Суть его заключается в переносе центра тяжести исторического исследования на феномен человеческой жизни в ее повседневности, во всех проявлениях и связях, и прежде всего, в процессе реализации человеком своей родовой сущности, производстве условий жизни».

Цивилизационный подход фиксирует роль не только экономических факторов общественного развития, но и этнических предпосылок, географических и природных условий. В исторические исследования включаются материалы о базовых биологических составляющих: например, инстинкта самосохранения, продолжения рода, поведения, сознания. Важнейшими компонентами цивилизационного анализа являются природность и социальность, тип времени, механизмы развития, тип социальной организации, культуры, соотношение субъекта и объекта и др.

Каким же образом определяется тип цивилизации и ее исторические особенности? У историков до сих пор не выработано единого подхода. Исторические общности определяются по культурному признаку (западная, восточная, средиземноморская, дальневосточная и т.д.), религиозному признаку (христианская, исламская, конфуцианская, буддийская и т.д.), по видам использованной человеком энергии (индустриальная, постиндустриальная, информационная) и т.д.

Принято считать, что мировая цивилизация проходит в своем развитии следующие этапы: локальные цивилизации (шумерская, эгейская и др.); особенные цивилизации (европейская, индийская и др.); всемирная, охватывающая все человечество. Последняя формируется в настоящее время как процесс перехода от предыстории к подлинной человеческой истории.

Среди характеристик этой категории отмечается, что цивилизация состоит из общественно-производственной технологии и соответствующей ей культуры, сущность которой заключена в творческой деятельности и ее результатах как духовных, так и материальных. В качестве составляющих называется определенная философия, общественно значимые ценности и идеалы, стили творческого мышления и обобщенный образ мира. Основной принцип жизни цивилизации определяется технологией и культурой. Он представляет собой исходные основы духа народа, его морали, убеждения, поведение, интимную устремленность, веру, надежду). Основные принципы жизни объединяют людей в народ данной цивилизации, обеспечивают его единство и сохранность на протяжении всей собственной истории.

Один из вариантов периодизации предусматривает следующие главные этапы: древние цивилизации, варварский мир, средневековая цивилизация, индустриальная цивилизация, цивилизация Востока, современная цивилизация.

На этой основе, осознавая в качестве первоочередной задачи человечества XXI в. формирование единой всемирной цивилизации, некоторые исследователи предлагают различные варианты ее развития. Не отрицая важность диалектико - материалистического понятия общественно - экономической формации, которая сохраняет научную ценность для изучения структуры человеческого общества, ведущей тенденции исторического развития, экономической истории и истории революций, особенно XVIII-XIX вв., они утверждают, что категория «цивилизация» позволяет дать более глубокую картину человеческой жизни. Но, выбирая формационный или цивилизационный подход, следует сказать, что возможен, видимо, и синтез формационного и цивилизационного подходов к истории.


  1. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии

История означает рассказ о прошедшем, об узнанном. Имеет много определений, но прежде всего — это процесс развития природы и общества; комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

В мире существует около двух тысяч различных наук как сфер приложения человеческой деятельности, функцией которых является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из них — историческая наука, которая, как и каждая наука, имеет свою теорию, выражающуюся в системе законов, закономерностей, категорий и понятий, в совокупности обобщенных знаний, накопленных в процессе общественно-исторической жизни. "Отцом истории" считается древнегреческий историк Геродот, живший между 490 и 480—425 гг. до н. э. Именно ему принадлежит первое систематическое описание скифов, древних племен, проживавших в период VI в. до н. э. — III в. н. э. на территории нашего Отечества.

Трудно представить сегодня выпускника высшей школы, да и вообще грамотного человека, который бы не имел соответствующего представления об истории своей Родины. История всегда вызывала и продолжает вызывать большой общественный интерес. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю своей Родины. В прошлые годы история как наука во многом была политизирована. Многие ее страницы отражались в литературе односторонне, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей. Сегодня мы имеем возможность изучать правдивую историю своей страны.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труды по отечественной истории крупных дореволюционных российских историков, среди которых работы С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского и других. Мы располагаем сегодня трудами и таких видных историков, как Б. А. Рыбаков, Б. Д. Греков, С. Д. Бахрушин, М. Н. Тихомиров, М. Н. Покровский, и других наших современников.

Сегодня, изучая историю России, важно иметь в виду еще одно обстоятельство, а именно — мы должны учитывать, что традиционное представление о зарубежье коренным образом изменилось. Историческая реальность такова, что теперь мы имеем дело с такими понятиями, как "ближнее зарубежье" и "дальнее зарубежье". В недалеком прошлом этих разграничений не существовало. История распорядилась таким образом, что с распадом СССР как единого союзного государства входившие в него республики выделились в самостоятельные государства. По отношению к России эти государства стали уже "ближним зарубежьем". Мы не можем сразу забыть, что эти республики, составлявшие когда-то СССР, долгие годы были связаны между собой единством политических, экономических, социальных и других отношений.

Для чего нужно знать историю? Ответить на поставленный вопрос мы сможем, выяснив, прежде всего социальные функции истории как науки. Вокруг проблем истории во всем мире всегда велась и ведется сегодня идейная борьба, происходит постоянное социальное размежевание, порождающее подчас остроконфликтные ситуации. Не осталась в стороне от данных процессов и многонациональная Россия. В сфере ее политической жизни в последнее время особенно отчетливо дали о себе знать негативные явления, сопровождающиеся кровавыми конфликтами. Десятки тысяч погибших, сотни тысяч беженцев, уничтожение в мирные годы огромные материальных и имущественных ценностей, разлад производства, деградация духовной жизни. Но самое страшное — искалеченные души и сердца детей, отравленные нетерпимостью, ксенофобией, расизмом, неуважением к правопорядку. Это и многое другое стало реальностью сегодняшней исторической действительности.

Гражданская ответственность за исторические судьбы своих народов и наций обязывает нас тщательно разобраться в причинах социальных неурядиц, порождающих серьезные политические кризисы. И для этого необходимо выяснить социальные функции знания истории. Без этого невозможно восстановление и сохранение национального прошлого, его места и роли в великой драме всемирной истории. Народ, нация, народность без исторической памяти обречены на деградацию. Они не могут и не должны отказываться от своего прошлого, потому что тогда они не будут иметь будущего. Каждое государство, каждая страна имеют свою историю, которая является составной частью истории человечества. Поэтому, не зная истории России, вряд ли можно представить себе многогранный и сложный процесс мировой истории. В этой связи важно понять, какие функции выполняет курс истории России.

Наиболее отчетливо проявляются следующие функции: познавательная, интеллектуально-развивающая; практически-политическая; мировоззренческая.


Каталог: company -> personal -> user -> 8688 -> files -> lib -> Лекции
user -> Предмет, метод и функции геополитики
user -> Лекция Брак и семья
user -> Учебно-методическое пособие по дисциплине «этика. Эстетика» для самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения
Лекции -> Россия и мир в ХХI веке
Лекции -> Тема. 3Особенности модернизации в россии в XVIII веке план дворцовые перевороты: причины, содержание, последствия
Лекции -> Тема 1 мир в начале XX века
Лекции -> Во всемирно-историческом процессе


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница