История средневековой арабо исламской философии «История средневековой арабо-исламской философии: Учебное пособие»



Pdf просмотр
страница1/110
Дата01.08.2018
Размер5.01 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   110


Евгения

Антоновна

Фролова

История

средневековой

арабо
-
исламской

философии


«История средневековой арабо-исламской философии: Учебное пособие»: ИФРАН;
Москва; 1995
ISBN 5-201-01879-3
Аннотация

Целью данного учебного пособия является раскрытие значения арабо-мусульманской
философии средневековья в истории общечеловеческой мысли, основной проблематики этой
философии, ее связанности с религией и ее обособленности от последней. В лекциях
рассматриваются главные направления, по которым развивалась арабская мудрость:
религиозная философия (калам, исмаилизм, суфизм) и светскаяфалсафа», или «восточный
перипатетизм»).
Историко-философское
значение
арабо-исламской
философии
показывается через анализ концепции монизма бытия, категории «единого»; учения логики,
теории познания (чувственного, опытного, рационального, мистического), учения о душе;
опытной практики мыслителей, способствовавшей выработке новой методологии.
Е
.
А
.
Фролова

История

средневековой

арабо
-
исламской

философии

Введение

В начале нынешнего столетия французский историк философии и религии Эрнст Ренан в одной из своих лекций высказал мнение, что арабы — народ, не склонный к науке, а ислам
— религия, чуждая научному поиску. Современный исследователь арабо-исламской культуры, если и вспоминает это высказывание, то относится к нему, пожалуй, как к отошедшему в прошлое заблуждению. Сейчас, скорее всего, доминирует взгляд, наиболее четко представленный известным ориенталистом Францем Роузенталем, который охарактеризовал средневековую культуру мусульманского Востока как «торжество знания» 1 . Столь же определенно оценил ее и соотечественник Роузентала, английский исследователь У.Монтгомери Уотт, утверждая, что в «период с 1100 почти до 1350 г. европейцы в культурном и интеллектуальном отношении уступали арабам»2.
Но почему же тогда мусульманский мир в дальнейшем уступил христианской Европе?
Мог ли он стать тем, чем стал западный мир, — на многие века определить будущее развитие? Какую роль при этом играла духовная культура? Понять это, найти свой взгляд на великое прошлое и интригующее настоящее культуры арабов и других создавших ее мусульманских народов можно только познакомившись с ней, с ее многообразием, с ее потенциями и изъянами, которые присущи любой культуре и в то же время преломляются в каждой из них по-своему, составляя тем самым ее своеобразие и определяя ее место в общемировой цивилизации. Изучение истории арабо-исламской философии — один из путей к этому.
Интерес к арабской культуре возник в Европе очень давно, еще в средние века. Уже тогда были известны такие арабские ученые, как Ибн-аль-Хайсам, труд которого
1 Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978.
2 Уотт Монтгомери У. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976. С. 17.


Каталог: library -> literature -> loadliterature -> filename
library -> Содержание исправл
library -> Рефлексия в деятельности
library -> Бартош Н. Ю. История культуры Западной Европы (XX век)
library -> Социальная работа с молодежью
library -> Учебная программа факультативных занятий «основы православной культуры. Православные святыни восточных славян»
library -> Т. П. Ритерман Социология: Полный курс За неделю до экзамена Предмет и функции социология
filename -> Учебное пособие предисловие воспитание в первобытном обществе глава возникновение воспитательного процесса
filename -> The way of zen penguin books 1957 Алан В. Уотс путь дзэн “софия” киев 1993


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   110


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница