История развития естествознания



Скачать 263.12 Kb.
страница1/6
Дата04.06.2018
Размер263.12 Kb.
  1   2   3   4   5   6


.История развития естествознания
Введение
По поводу самого понятия науки (в том числе естественных наук) среди ученых наблюдаются весьма большие расхождения. Можно указать две крайние точки зрения, находящиеся в радикальном противоречии друг с другом. Согласно одной из них, наука в собственном смысле слова родилась в Европе лишь в 16-17 вв, в период, обычно именуемый «великой научной революцией». Её возникновение связано с деятельностью таких ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон и др. Именно к этому времени следует отнести рождение собственно научного метода, для которого характерно специфическое соотношение между теорией и экспериментом. Тогда же была осознана роль математизации естественных наук. Античные мыслители, строго говоря, ещё не знали эксперимента и, следовательно, не обладали подлинно научным методом: их умозаключения не могли быть подвергнуты настоящей проверке. Исключение может быть сделано, пожалуй, лишь для одной математики, которая в силу своей специфики имеет чисто умозрительный характер и потому не нуждается в эксперименте. Что же касается научного естествознания, то его в древности фактически не было; существовали лишь слабые зачатки позднейших научных дисциплин, представлявшие собой незрелые обобщения случайных наблюдений и данных практики. Глобальные же концепции древних о происхождении и устройстве мира никак не могут быть признаны наукой: в лучшем случае их следует отнести к тому, что позднее получило наименование натурфилософии (термин, имеющий явно одиозный оттенок в глазах представителей точного естествознания.)1

Другая точка зрения, прямо противоположная только что изложенной, не накладывает на понятие науки сколько-нибудь жёстких ограничений. По мнению сторонников этой точки зрения, наукой в широком смысле слова можно считать любую совокупность знаний, относящуюся к окружающему человека реальному миру. Если это так, то ни греческая, ни любая другая из известных нам исторических цивилизаций не может претендовать на то, чтобы считаться родиной науки. Вторая точка зрения превращает науку в некий внеисторический феномен. В некоторых исследованиях наука понимается как общественное явление, важнейшей характеристикой которого служит развитие собственного познания исследуемых областей.2 Однако между наукой и остальными областями человеческого познания существуют различным образом обусловленные переходы, между которыми нельзя провести точных границ. Дать определение современной науке крайне трудно. Но ещё труднее дать определение науки, если пытаться вложить в это определение и процесс её развития.3 Следует сказать о том, что естественные науки на первый взгляд представляются как науки, основная цель которых – собрание сведений об окружающей природе, описание и констатация определённых явлений, формулирование закономерностей их существования и развития, создания многочисленных теорий и гипотез. Отсюда – распространенное, но ошибочное мнение, что всегда можно точно установить, кто и когда открыл те или иные явления и факты, как они изучались, кто выдвинул, а кто опроверг те или иные теории и т.д. При более подробном изучении естественных наук формируется совсем иное представление о них. Оказывается, познание природы осуществляется в результате сложного процесса постепенного и всё более глубокого проникновения в суть явлений природы и их закономерностей; оно теснейшим образом связано со всеми сторонами деятельности человека и находится в непосредственной зависимости от практики. В истории естествознания нередки примеры, когда именно предшественники первооткрывателей не только формулировали ту или иную проблему, но и предлагали пути её решения, хотя сами были лишены такой возможности из-за несовершенства современных им конкретных методик исследования. Если брать естественные науки в их классическом понимании, то есть астрономию, физику, биологию, географию, геологию и химию, то раскрыть историю естествознания Древней Греции до сегодняшнего дня нереально даже в большой энциклопедии. Изданы тысячи книг, как по отдельным наукам, так и по истории естествознания в целом, не считая персоналий, т.е. работ, посвященных отдельным учёным и различным школам. Здесь имеются в виду такие фундаментальные науки как Даннеман Ф. История естествознания в 3х томах, М., 1932-1938г., где естественные науки рассматриваются в их развитие и взаимной связи от зачатков науки до установления принципа сохранения энергии; Таннери П. «Исторический очерк развития естествознания в Европе с 1300 по 1900г.» М-Л.,

1934г. К сожалению, с этими исследованиями можно познакомиться только в центральной публичной библиотеке города. Восполнить этот пробел позволяют такие исследования как Рожанский И.Д. «Античная философия», Виргинский В.С. «Очерки истории науки и техники»4, Кирсанов В.С. «Научная революция 17 века»5, Уайтхед А. Н. «Наука и современный мир». Много интересного из истории естествознания мы находим в исследованиях по истории философии6 Так Уайтхед пишет: «Платону и Аристотелю удалось отчетливо выразить основные связи между наукой и философией. Наука и философия подвергают друг друга взаимной критике и поставляют одна другой материал для творческого воображения. Философская система должна представить разъяснение конкретного факта, от которого наука абстрагируется. Специальные науки должны найти свои принципы в конкретных фактах, представляемых философской системой. История мышления есть история ошибок и успехов в этой совместной деятельности».7

В указанной книге словацких авторов Фолты Я., Новы Л. впервые дается описание 2500 открытий в области естествознания (стр.22-344), которые расположены в хронологическом порядке. При отборе фактов они стремились показать прогресс в области естествознания, ошибочные гипотезы и даже нерешенные проблемы. Сначала отмечаются факты, дающие представления о развитии науки в целом, условиях её прогресса, методологических и философских предпосылках, а потом приводятся данные из отдельных областей математики, физики, химии, биологии и т.п. Для более наглядной демонстрации временных связей между развитием различных областей науки и общества в книге приводятся обзорные синхронистические таблицы.8 Некоторые проблемы истории естествознания поднимаются в исследованиях, проведенных по Программе «обновление гуманитарного образования в России».9





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница