История политических и правовых учений



Скачать 257.5 Kb.
страница1/14
Дата26.04.2018
Размер257.5 Kb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории и истории государства и права

МАТАРАС В.Н.

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

(краткий курс лекций)

Минск

2011

Оглавление

Введение 3

Политико-правовые взгляды Сыма Цяня (145-86 до н. э.) 3

Политико-правовые идеи в Ветхом Завете 4

Учение о государстве Полибия (210-128 гг. до н. э.) 4

Новозаветные идеи о власти, государстве и праве 5

Законодательство и политическая литература в Византии IV–VIII вв. 6

Политико-правовые идеи Данте Алигьери (1265 г.) 8

Политико-правовые идеи в Древней Руси 9

Политико-правовые идеи Византии в IX – XIV вв. 10

Политико-правовые идеи Абдурахмана Ибн Халдуна (Хальдуна) (1332 г.р.) 13

Мусульманская концепция государства XI – XIV вв. 14

Учение о праве средневековых юристов в Западной Европе 15

Политико-правовые воззрения К. П. Победоносцева 15

Политико-правовые воззрения И. Л. Солоневича 16

Политико-правовое учение Петерима Сорокина (1889-1968) 17

Теория пассионарности Л. Н. Гумилева 19

Политико-правовые взгляды О. Шпенглера (1880-1936) 21

Правовая теория И. Ильина (1882-1953) 23

Политико-правовое учение А. Дж. Тойнби (1889-1975) 24

Политические и правовые взгляды «евразийцев» (П. Н. Савицкий, Г. В. Вернадский, Н. Н. Алексеев.) 27

Консервативная теория Э. Бёрка (1721-1797) 28

Политические идеи русских консерваторов (Н. Я. Данилевский, Л. А. Тихомиров, К. Н. Леонтьев) 29

Политические взгляды Ивана IV Грозного и А. М. Курбского 31

Политико-правовые взгляды нестяжателей и иосифлян 33

Политические воззрения Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин) 34

Неотомистская теория возрожденного естественного права 35

Политико-правовые взгляды Ф. Скорины (1490 г.р.) 36

Интегральная юриспруденция (Дж. Холл, Г. Дж. Берман, Л. Л. Фуллер) 37

Правовое учение Г. Д. Гурвича (1894-1965) 38


Введение

Этнические системы могут находиться в статике либо динамике. На границе государств, находящихся в динамике, размещаются государства-лимитрофы. Задача лимитрофов сводится к тому, чтобы попасть ближе к тому государству-соседу, которое ближе ему по культуре.

Только этнические системы, находящиеся в динамике, могут образовывать государства, создавать теории, учения.

Выделяют следующие теории прогресса:



  1. линейная теория прогресса, согласно которой все развитие человечества представляет собой одну прямую линию. Данной теории придерживались Ж. Ж. Руссо, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель и др.

  2. цивилизационная (циклическая) теория прогресса. Согласно названной теории «культурный мир» живет определенное количество лет, а затем погибает. Сторонниками данной теории являются: Ибн Халдун (Хальдун), Полибий, О. Шпенглер, Н. Я. Данилевский и др.

Не стоит соотносить период цивилизации с уровнем развития права: период цивилизации, в первую очередь, связан с существованием гармоничной личности.

Все системы учений делятся на положительные и отрицательные. Первые воспринимают мир как благо (например, в христианстве), последние – как зло.

Предмет курса «История политических и правовых учений» - оформленные в учения взгляды на государство, право и политику.
Политико-правовые взгляды Сыма Цяня (145-86 до н. э.)

До нас дошло мало источников, содержащих информацию о Сыма Цяне. Многие имеющиеся данные о его жизненном пути противоречивы.

Сыма Цянь – сын придворного астролога. Он считается первым историографом Китая. В конце жизни он выступил против захвата северных царств.

Основная работа Сыма Цяня – «Записки историка», в которой он ставит перед собой задачу выяснить принципы, лежащие в основе расцвета и гибели всех царств, а также принципы, на которые должен опираться правитель.

Сыма Цянь исследовал динамику трех царств (Ся, Инь и Чжоу). Он полагал, что в основе управления государств лежат основные атрибуты человеческой природы:


  1. в царстве Ся правители опирались на прямодушие (т. е. на неосложненное начало, идущее от самого сердца; отсутствие лицемерия);

  2. в царстве Инь опирались на инстинкт подражания;

  3. в царстве Чжоу опирались на культуру.

В каждом из перечисленных царств основной элемент терпел крах, так как, в конце концов, начинал приносить вред государству (и царства «смеялись друг над другом»). В царстве Ся власть, основанная на прямодушии, приводит народ к первобытной дикости. В царстве Инь почитание («демон») приводит к культу власти, дьявольщине. В царстве Чжоу культура приводит к фальшивости, всему показному и ненастоящему. Вследствие того, что атрибуты каждого из царств проявляли недостатки, царства сменяли друг друга.

Сыма Цянь считал, что опора власти на страх и репрессии всегда приведет к краху государства.


Политико-правовые идеи в Ветхом Завете

На всем протяжении еврейской истории развивалась одна идея: если ты безгосударственный, то живущий в рамках теократического строя.

Согласно Ветхому Завету строительство государства – это уход от Бога, продукт человеческого греха. Государство приобретает облик чудовища. Создать государство – значит лишиться самых высоких святынь и благ. Государство связано с рабством, трудом, налогами и повинностями. Только три царя из Ветхого Завета были угодны Богу: Давид, Соломон и Иегова.

Ветхим Заветом признается только теократия. Но первосвященники не считаются царями Земли.

Выступая против языческого обоготворения государства, ветхозаветные предания приходят к развенчанию государства вообще. Государь ни в коем случае не может олицетворять себя с Богом. И религиозному человеку нельзя полагаться на государство.

Критика эмпирического несовершенства государства переходит к отвержению государства как земного учреждения.


Учение о государстве Полибия (210-128 гг. до н. э.)

В своей «Истории», состоящей из 40 книг, задается вопросом: почему, как и когда весь мир оказался под властью Рима?

Полибий изложил концепцию динамики круговорота политических форм. Он выделял следующие шесть политических форм: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия и охлократия.

Сначала возникает монархия (естественная и правильная форма), когда сильная личность берет власть в свои руки. Затем монархия перерождается в тиранию (неправильную форму). Тирания сменяется аристократией, представители которой свергают власть тирана. Через некоторое время аристократия начинает деградировать и перерождается в олигархию, которую олицетворяют морально деградированные личности. Затем народ свергает олигархов и устанавливается демократия. С течением времени народ перестает ценить демократические принципы равенства и свободы, одни лица начинают доминировать над другими, и народ превращается в толпу, управляемую вождем. Так происходит, пока народ совсем не одичает и не найдет себе царя.

Отвечая на вопрос о причине доминирующего положения Рима, Полибий отмечает, что в Риме использовалась смешанная система правления: консулы (элемент монархии), сенат (элемент аристократии), народное собрание (элемент демократии). Такая система правления дана Риму судьбой. При этом Полибий подчеркивал, что даже эта система не будет существовать бесконечно, она просто продлевает жизнь Рима.

Как отмечает Полибий, законам государства предшествует система обычаев. Наряду с законами и обычаями существуют нравы, при порче которых изменяются и законы, и обычаи.


Новозаветные идеи о власти, государстве и праве

В I веке на территории Римской империи возникла новая религия – христианство.

В соответствии с идеями возникшей религии справедливость и правда открываются человеку в новом законе о совершенном. Правда и справедливость – основания божественного закона.

Необходимость законов обусловлена тем, что человек в силу своего несовершенства впадает в грех и нуждается в спасении. Причем несовершенство земного мира идет не от Бога, а от князя тьмы. Закон установлен не для праведников. Защищая правду, совершенный закон указывает, какие поступки являются правомерными, а какие – нет.

Идеальный порядок, согласно идеям христианства, не связан с земным порядком.

Христианство, вместе с тем, не ставит цель создания государства.

Следует учитывать, что представления о Боге, государстве и праве в Ветхом Завете и Новом Завете – различны. Ветхий Завет предписывает месть, а Новый – прощение. Ветхий Завет относится к государству отрицательно, а новозаветные идеи основаны на том, что «всякая власть от Бога». Новый завет предписывает подчинение гражданской сферы мирским князьям, которые являются слугами Бога. Подчинение понимается как должное. «Отдавайте Богу Богово, а Кесарю – Кесарево» - вот основной принцип христианской концепции.

Новый Завет разграничивает духовную и светскую сферы, так как духовная и светская власти имеют различные источники.

Настоящий правитель должен уметь властвовать над собой, так как если он на это не способен, то может показаться своим подданным смешным и поэтому не сможет управлять ими.
Законодательство и политическая литература в Византии IV–VIII вв.


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница