История отечественной социологии



страница1/38
Дата10.07.2018
Размер1.29 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Раздел II. История отечественной социологии

Глава 1. Позитивизм в русской философской и социальной мысли

План

1.1. Периодизация истории отечественной социологии. Основные школы и направления.

1.2. Зарождение и развитие позитивистской социологии в России.

1.3. Органическое направление позитивизма (социологический натурализм) в русской социологии (П. Ф. Лилиенфельд, А. Я. Новиков, Н. И. Ножин).

1.4. Механическое направление органицизма (А.И. Стронин).

1.5. Географическая школа (социологический натурализм) как направление позитивизма (Л. И. Мечников).


1.1. Периодизация истории отечественной социологии. Основные школы и направления

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.

Исходным хронологическим началом российской социологии считается конец 60-х гг. ХIХ в., а завершился процесс самоопределения отечественной социологии, как и на Западе, к началу 20-х гг. ХХ в. В контексте эволюции понимания предмета социологической науки чётко просматриваются три исторических этапа развития российской социологии.

Первый этап (конец 1860-х – 1890-е гг.). Социология в России, как и на Западе, возникает в лоне позитивистской доктрины. С точки зрения позитивизма, социология рассматривается как естественная наука, использующая все прочие науки как «склад» фактов для разработки собственных законов социальной статики и динамики.

Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П.Л. Лавров (1829 - 1900) и Н.К. Михайловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П.Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии – О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии рассматривались вопросы:


  • разработка учения об обществе;

  • выявление закономерностей и направленности общественного развития;

  • разработка теории общественного прогресса.

Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально появляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

Раньше всех сформировала свои принципы субъективная социология. Движущим мотивом создателей субъективной социологии П.Л. Лаврова (1823 – 1900) и Н.К. Михайловского (1842 – 1904) было стремление обосновать идеи русского социализма и народничества.

Наряду с субъективной социологией, заметное место в социальной науке того периода занимают работы М.М. Ковалевского 1851-1916 гг. М.М. Ковалевский был последним представителем классического позитивизма. Ведущую роль в своей социологической теории М.М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе.

В это время позитивистская социология развивалась одновременно в виде различных подходов: географическая школа (Л.И. Мечников), органицизм (П.Ф. Лилиенфельд, А.И. Стронин), психологизм (субъективная школа: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, С.Н. Южаков; социо-психизм: Е.В. Де Роберти).

Объективно-ориентированная социология (органицизм) получила наиболее полное воплощение в работах А.И. Стронина (1826 – 1889) и П.Ф. Лилиенфельда (1829 – 1903). Последний, вслед за Г. Спенсером, был одним из основателей социологического органицизма как самостоятельного направления в социологии. Стронин А.И. и Лилиенфельд П.Ф. свои представления об обществе строили на основании аналогии общества с биологическим организмом.

Идеи психологического направления разрабатывались в трудах Е.В. Де Роберти (1843 – 1915). Центральной в его концепции была идея о решающей роли культурных факторов как основных мотивах человеческого поведения.

Второй этап (1890-е гг. – начало ХХ в.). Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М.М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными направлениями. Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры – В. Плеханов и В. И. Ленин и так называемый легальный марксизм – П.Б. Струве, М.И. Туган – Барановский, Н.А. Бердяев. В этот период складывается марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Позитивистскую методологию критикуют в своих работах Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, В.М. Хвостов. Известное влияние на развитие социологической мысли в России в это время оказал П.Б. Струве (1870 – 1944).

В рамках ортодоксального марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В.И. Ульянов – Ленин), с другой – выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А. Богданов). Важным моментом развития социологической мысли в России можно считать публикацию двухтомного труда М.М. Ковалевского (1851 – 1916) «Социология». Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, М.М. Ковалевский подчёркивал, что она имеет дело со сложным переплетением экономических, психологических, географических факторов, ни один из которых не является определяющим. Свою задачу он видел в преодолении односторонности социологических школ, в необходимости интегрировать всё положительное в них на почве «теории социального прогресса». Эта тенденция синтеза позитивных сторон различных школ и направлений, проявившаяся у Ковалевского, стала характерной чертой отечественной социологии на рубеже веков.

Третий этап (первые два десятилетия ХХ в.). Ведущей школой в это время становится неопозитивизм (П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев), трактовавший социологию как общую теорию социального. Одновременно оформляется своеобразная «христианская социология» в русле религиозной философии (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии, но не приемлющая неопозитивизма и бихевиоризма.

Первые два десятилетия ХХ в. - это ещё и время институциализации российской социологии. В 1912 г. открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; в 1916 г. учреждено русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского; в 1917 г. вводится научная степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П.А. Сорокиным. Сорокин Питирим Александрович (1889 – 1968) – крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П.А. Сорокин один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности.

Высылка в 1922 г. большой группы учёных из России сразу же сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Немарксистская социология в России прекратила своё существование.

В сталинские времена социология подвергается идеологизации и как солидный институт полностью прекращает свое существование.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х-начале-60-х годов XX в., на волне «хрущевской оттепели». В 60-х гг. социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 г. было создано первое социологическое учреждение – отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. С 1974 г. начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования».

В настоящее время существует ряд коммерческих, вузовских и независимых социологических центров, ведущие широкие эмпирические и теоретические исследования в различных областях общественной жизни.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница