«История культурологии»



Скачать 156.32 Kb.
страница1/8
Дата22.02.2018
Размер156.32 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8

ПРОГРАММА - МИНИМУМ

кандидатского экзамена по курсу



«История и философия науки»

«История культурологии»


 

Введение


В настоящей программе представлены вопросы, посвященные истории развития культурологии, как науки, закономерностям ее становления науки и ее методологии, а также вопросы, отражающие современные аспекты методологии исследований в области культурологии.

Программа разработана в Институте Философии РАН и одобрена экспертным советом ВАК Минобразования России по филологии и искусствоведению.

 

1. Исторические изменения определений культуры и многообразие концепций культуры

 Определение культуры. Его взаимосвязь с понятиями "цивилизация", "просвещение", "образование" "самосознание", "понимание". Понятие "" ("пайдейа") в греческом языке и близость его смыслов ("воспитание", "учение", "образование") слову "культура". Понятие "цивилизация” как выражение социально-политического и юридико-правового смыслового содержания в противовес смыслу слова "Kultur" в немецком языке, связанного с просвещением ума и души.

Генезис термина "культурология" и его отличие от “философии культуры”.  Формирование объективного единства мира культуры и осознание необходимости новой науки о культуре: 1) культура как мир ценностей в противовес естественным наукам и наука о культуре как наука о ценностях; 2) культура как дух и наука о культуре как "наука о духе" (Geistswissenschaft); 3) культура как символический мир (А.Белый, 1912, В. Оствальд, 1915, Л.Уайт, 1939). Введение П.А.Флоренским терминов "культуроведение" и "культурознание" (1915-1916).

Оппозиции "природа - культура", "культура – цивилизация”. Представление об автономном существовании культуры, не редуцируемом ни к каким иным сферам общественной жизни. Философия культуры как специфический вид знания о культуре.

 

2. Открытие культуры и первые формы интерпретации культуры

 Перенос  сельскохозяйственного значения слова "cultura" на новую область - воспитания человеческой души.  Цицерон: культура как "возделывание души" (cultura animi). Ее совпадение с философией. Cultus как облагораживание, очищение и освобождение человека и жизни от грубости, дикости и грязи. Идея cultus vitae (облагораживания жизни) и способы ее реализации. Идеалы образованности, изысканности  (humanitas, cultus humanitas) у Сенеки, Тацита, Плиния Младшего, Авла Геллия. Философско-риторическая направленность  гуманитарного образования.

Особенности интерпретации культуры в философии и теологии Средневековья: 1) культура как мирская традиция и обычай; 2) как низшая, подготовительная ступень религиозного преображения; 3) как культ творения, однократного созидания Богом уникального мира; 4) как идея новизны, лежащей в основе догмата о личном спасении. Отождествление Бога с Cultrix (Творцом) и человека с Cultor (тварью, почитателем). Символический характер средневекового мировоззрения. Антропоцентризм средневекового мировоззрения. Образование души  как цель христианства. Подчиненность образования идеалам спасения души. Христос как Учитель. Универсализация образа школы в христианстве. Создание университетов в Средние века и идеалы универсального образования.  Диспут как форма обучения. Различение науки (scientia) и искусства (art). Разделение scientia на дисциплину (disciplina) и учение (doctrina), искусств (arts) на свободные и несвободные (механические, ремесленные). Система семи свободных искусств как основа образования. Отказ от идеи культуры (Амвросий Медиоланский и др.) как несоотносимую с идеей Божественного творения и с идеей новизны, лежавшей в основе догмата о личном спасении.

 




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница