История и философия науки



страница1/55
Дата04.06.2018
Размер3.39 Mb.
ТипВопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

История и философия науки

Вопросы к экзамену кандидатского минимума на ФИЯР весна 2013




  1. Предмет философии науки. Понятие науки.

  2. Преднаука Древнего Востока.

  3. Наука в Древней Греции.

  4. Наука средневековой Европы и Востока.

  5. Наука в период Возрождения.

  6. Научная революция XVII века. Предпосылки. Результаты.

  7. Развитие науки в Новое время. (XVII-XVIIIвв.)

  8. Взаимоотношение философии и науки в Новое время (XVII-XVIII вв.). Проблема метода. Проблема идеала знания.

  9. Социально-гуманитарные науки в Новое время(XVII-XVIII вв).

  10. Достижения естествознания в XIX веке. Идеалы классической науки.

  11. Кризис оснований классической науки и научная революция на рубеже XIX-XX вв.

  12. Социально-гуманитарные науки в XIX-XX вв.

  13. Познание: сущность, формы, эволюция. Внутренняя и внешняя детерминация познания.

  14. Проблема субъекта и объекта познания.

  15. Ценности и их роль в познании.

  16. Проблема истины в познании.

  17. Проблема рациональности.

  18. Научное и вненаучное знание. Сциентизм и антисциентизм.

  19. Метатеоретический уровень познания: картина мира, стиль мышления, типы рациональности.

  20. Наука и философия. Философские основания науки.

  21. Наука и нравственность. Этика науки.

  22. Социология знания и науки.

  23. Наука как социальный институт. Функции науки.

  24. Идеалы и нормы научного исследования.

  25. Понятие предпосылочного знания. Основания и предпосылки научного познания.

  26. Методология научного познания.

  27. Структура теоретического знания. Функции научной теории.

  28. Становление научной теории. Проблема, гипотеза, теория.

  29. Структура эмпирического знания. Проблема факта.

  30. Проблема обоснования научного знания: Фундаментализм и антифундаментализм. Понятие фаллибилизма (К. Поппер).

  31. Синергетический подход в современном познании

  32. Глобальный эволюционизм как принцип философии науки.

  33. Внутренняя и внешняя детерминация науки. Интернализм и экстернализм.

  34. Научные революции и их роль в динамике научного знания.

  35. Концепция научных революций Т.Куна.

  36. Проблема роста научного знания у К.Поппера

  37. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.

  38. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

  39. Эволюция концепции науки в позитивизме.

  40. Феноменологическая программа исследования науки.

  41. Специфика гуманитарного познания. Социальное и гуманитарное познание.

  42. Проблема метода гуманитарного познания. Объяснение и понимание.

  43. Принцип историзма в социально-гуманитарном познании.

  44. Марксистский подход к исследованию социальной реальности

  45. Концепция социальной рациональности М. Вебера.

  46. Герменевтический подход в социально-гуманитарном познании.

  47. Структурализм: принципы и тенденции эволюции.

  48. Диалог в социально-гуманитарном познании. М.М. Бахтин.

  49. Понятие жизни и его место в становлении антинатуралистической  исследовательской программы. Жизнь, природа, культура

  50. Язык как средство построения и развития науки.

  51. Аналитическая философия: от изучения языка науки к исследованию естественного языка.

  52. Проблемы понимания и перевода в филологии.



  1. Предмет философии науки. Понятие науки.

Предъявитель: Колоссальное влияние науки на жизнь и деятельность людей заставляет нас обратить внимание на саму науку и сделать ее предметом особого изучения. Что такое наука? Чем отличается научное знание от мифа или религиозной веры? В чем ценность науки? Как она развивается? Какими методами пользуются ученые? Попытки найти ответы на вопросы, связанные с пониманием науки как особой сферы человеческой деятельности, привели к возникновению особой дисциплины - философии науки, которая сформировалась в XX веке на стыке трех областей: самой науки, ее истории и философии. Философия и методология науки – область философии, предметом которой стали собственно научное познание, его реальная история, принципы и методы научной деятельности, структура знания. Философия науки существует в двух формах: 1 — как совокупность различных течений и школ внутри этого раздела философии (в частности, это позитивизм в его различных формах, включая нео- и постпозитивизм, неорационализм, критический рационализм); 2 — как раздел феноменологии, марксизма, аналитической философии. Проблематика философии и методологии науки: выявление идеалов, предпосылок и оснований науки, прояснение понятий и принципов, специфики различных форм деятельности и знания, выяснение отличия науки от других форм деятельности, особенностей механизмов развития и роста научного знания. Философия науки как самостоятельное направление исследований начала оформляться примерно со второй половины XIX века. У ее истоков стояли такие крупные ученые, как Г. Гельмгольц, Э.П. Дюгем, Э. Мах, К.Пирсон, А.Пуанкаре и другие. В то же время был термин «философия науки» был впервые предложен Е. Дюрингом. Становлению этой отдельной области философского анализа способствовал ряд предпосылок: в то время наука приобретает социальную значимость, расширяет масштабы своей деятельности, разворачивает собственные учреждения, совершает серию фундаментальных открытий. Одновременно происходит гигантское усложнение научного знания, снижается наглядность научных положений. Так, с начала XX века в связи с созданием специальной теории относительности и появлением физики микромира возникает кризис классической физики и связанного с ним мировоззрения. Отсюда особую остроту приобретает проблема обоснования научного знания и осмысления научного метода. В истории развития философии науки на разных этапах главной становилась та или иная проблематика: единство научного знания и построения целостной картины мира на основе принципов детерминизма и причинности, динамических и статистических закономерностей; поиски характерных особенностей научного исследования, в частности; соотношения индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия и обоснования, эмпирического и теоретического уровня знаний. Особое место занимала проблема эмпирического обоснования науки, возможности сведения (редукции) всего теоретического знания к конечным эмпирическим элементам опыта.

Оппонент: Здесь важно отметить, что само словосочетание «философия науки» может быть поставлено под сомнение. Прежде всего, это касается концепции антиинтеракционизма. Антиинтеракционизм — концепция соотношении философии и науки, согласно которой философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи (представители экзистенциализма, философии культуры, философии ценностей, философии жизни и др.). Каждый из этих типов знания развивается по своей внутренней логике и влияние философии на науку, как и обратно, может быть только чисто внешним, иррелевантным или даже вредным для них обеих. «Философия — не научна, наука— не философична», — так можно сформулировать кредо антиинтеракционизма.

Предъявитель: Тем не менее, за весьма длительную историю сосуществования философии и науки как самостоятельных и во многом различающихся (по предметам, средствам, методам и функциям) форм познавательной и ориентировочной деятельности человека, был сформулирован ряд концепций об их взаимоотношении. Исторически первой, прошедшей длительную эволюцию и долгое время (вплоть до середины XIX века) признававшейся бесспорной подавляющим большинством философов и ученых и по существу не имевших альтернатив, была концепция, которую мы считаем правильным назвать «трансценденталистская», хотя в работах по философии она часто называлась и «метафизической» (особенно у позитивистов) и «натурфилософской» (особенно, когда речь шла о соотношении философии и естествознания). В чем сущность трансценденталистской концепции соотношения философии и науки? Кратко она может быть выражена формулой: «философия - наука наук» (или «философия-царица наук»). Что означает эта формула? Во-первых, подчеркивание гносеологического приоритета философии как более фундаментального вида знания по сравнению с конкретными науками. Во-вторых, руководящую роль философии по отношению к частным наукам. В-третьих, самодостаточность философии по отношению к частно-научному знанию и, напротив, существенную зависимость частных наук от философии, относительность и партикулярность истин конкретных наук.

Оппонент: В сознании ученых все больше назревало недовольство менторской и поучающей позицией философии по отношению к науке, стремление освободится от ее опеки и зависимости как от факторов, все более становящихся тормозом в развитии науки. В 30-х годах XIX века это умонастроение ученых было теоретически сформулировано и обосновано в позитивистской концепции соотношения философии и науки, в работах О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля. Сущность этой концепции была четко выражена словами Конта: «Наука - сама себе философия». Что означала эта формула? Во-первых, то, что историческая миссия философии по отношению к науке закончилась. Философия, утверждал Конт, безусловно, сыграла необходимую положительную роль как в рождении науки в целом, так и в возникновении многих научных теорий. Этому она способствовала двумя путями:1) формированием и развитием культуры абстрактного (теоретического) мышления и 2) умозрительным конструированием ряда общих идей и гипотез о структуре мира (идеи атомизма, существования объективных законов, системной организации действительности и эволюции ее объектов, единства человека и Космоса и т.д.). Однако, полагает Конт, во взаимоотношении философии и науки мы имеем дело с ситуацией, когда ребенок (наука) стал взрослым, когда ученик (наука) превзошел учителя (философия) и когда прежняя патронистская и полезная позиция философии по отношению к науке является уже не только неуместной, но и вредной для развития науки, объективно тормозя развитие последней. В XIX веке наука прочно встала на свои собственные ноги и в плане накопления большого количества фактов, и в отношении методологической и методической оснащенности своих исследований, и в плане создания значительного числа собственных теоретических построений, и в отношении признания обществом ее огромной практической и познавательно-мировоззренческой значимости. Теперь задача виделась в обратном - в недопущении философского стиля мышления и его умозрительных спекуляций в науку, как разрушающих точный и эмпирически проверяемый язык научных теорий (позитивное мышление). Более того, сама философия должна быть построена теперь, если это возможно, по канонам конкретно-научного (положительного) мышления. Традиционной философии как форме и методу познания отныне место на интеллектуальных задворках человеческой истории, рядом с мифологией и религией, как столь же несовершенными по сравнению с наукой формами познания.

Предъявитель: Таким образом, наука может быть определена как особая, профессионально-организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания, обладающего следующими свойствами: объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), общезначимость, обоснованность (эмпирическая и/или теоретическая), определенность, точность, проверяемость (эмпирическая или логическая), воспроизводимость предмета знания (потенциально бесконечная), объективная истинность, полезность (практическая или теоретическая). В различных областях науки эти общие критерии научности знания получают определенную конкретизацию, обусловленную специфическими предметами этих областей, а также характером решаемых научных проблем.

Оппонент: Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные частные законы, а также методы исследования. Н. представляет единство 3 составляющих 1-совокупность определенного рода знаний; 2-определенный способ получения знаний; 3-социальный институт. Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности, отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, т.е. возникновения и упрочнения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Сейчас она получает новый мощный импульс для своего развития, поскольку применение ее для практики становится одним из мощнейших моментов ее развития.

Предъявитель: Научное знание от мифа, рели­гии, искусства отличает рациональность (то есть понятийность и логичность), систематичность, демонстративность и доказа­тельность. Наука самоценна, то есть научные знания неутилитарны, в отличие от зна­ний практических. Деятельность по добыванию новых знаний, составляет по И. Д. Рожанскому, существеннейший признак науки. Эта деятельность предполагает особые методы и особую профессиональную группу людей, кото­рые ее осуществляют. Наука поэтому рождается как новый социальный институт, призванный организовывать и направлять такую особую деятельность по добы­ванию нового знания.

Оппонент: Главной составляющей науки как института является научное сообщество. История нау­ки, таким образом, — это не только «история идей», но и «история людей» — история научного сообщества (или научных сообществ). Чтобы существовать, наука должна воспроизводиться. Научные знания, методы, ценности, правила, образцы деятельности должны передаваться другим поколениям людей, что также призван обеспе­чить институт науки. Строго говоря, образование само по себе тоже является самостоятельным социальным институтом, который воз­никает раньше науки и может быть обнаружен в тех обществах, где никакой науки нет. Однако с появлением науки образование начи­нает испытывать с ее стороны все большее влияние и сциентизируется.

Предъявитель: Научная деятельность - это часть человеческой жизнедеятельности, наука - часть культуры. Понять науку во многом можно, только понимая культуру как человеческий способ бытия во Вселенной (В.И. Моисеев).
Оппонент: Существует не только различие между наукой и культурой, но и постоян­ное напряжение между ними, лежащее в самой сути этих двух феноменов. Сама воз­можность постановки вопроса о культуре и науке как о различных вещах связана, как мне кажется, с раз­личием между содержанием тех интеллектуальных или концептуальных образований, которые мы называем наукой, и существованием этих же кон­цептуальных образований или их содержаний. Знание объективно, культура же — субъективна. Она есть субъективная сторона знания, или способ и технология деятельности. Культурой наука является в той мере, в какой в ее содер­жании выражена и репродуцируется способность человека владеть им же достигнутым знанием универсума и источниками этого знания и воспроиз­водить их во времени и пространстве, т.е. в обществе, что предполагает, ко­нечно, определенную социальную память и определенную систему кодиро­вания. Эта система кодирования, воспроизводства и трансляции опреде­ленных умений, опыта, знаний, которым дана человеческая мера, вернее, размерность человечески возможного, система, имеющая, прежде всего, зна­ковую природу, и есть культура в науке, или наука как культура.

Предъявитель: С XVI до середины XX века задачей философа была выработка критериев истинности знания (примеры: XVI век – Декарт, Бэкон, XX век – Карнап, Рейхенбах). Философия науки была нормативной дисциплиной, предписывающей, как науке прийти к истинному знанию.

Оппонент: В XX веке стало понятно, что такие логико-методологические предписания жестки и далеки от практики научного исследования, с середины XX века возникло стремление приблизить их к практике. С этого времени философия науки и стала связываться с историей науки (Лакатос, Кун, Фейерабенд). Историк и философ XX века Имре Лакатос сказал: «Философия науки без истории науки пуста, а история науки без философии науки слепа».


Каталог: vkd -> media -> 5126454
5126454 -> Д. Е. Муза россия: в системе координат глобального мира: метафизика, идеология, прагматика Москва 2015 ббк 87 м-89 Муза Д. Е. Россия в системе координат глобального мира: метафизика, идеология, прагматика / Д
5126454 -> Билет Панарин об основных принципах политической жизни и политического творчества на Западе
media -> 1. Общество, политика и управление
media -> Империя как судьба
media -> 1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер
media -> Александр Гельевич Дугин
media -> Основные политические теории Методологические аспекты изучения политических теорий
media -> Сборник материалов по этносоциологии и социальной антропологии
5126454 -> М. В. Ломоносова XIII панаринские чтения с международным участием
5126454 -> №17 Сущность и функции политической рекламы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница