История этических учений



Скачать 490.5 Kb.
страница1/24
Дата15.03.2018
Размер490.5 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

История этических учений
Лекция 1. Этические учения в античной философии
§ 1.1. Мораль и онтология во взглядах ранних греческих философов
Становление древнегреческой этической мысли происходило в условиях формирования философского мировоззрения. Отсутствие деления на специфически человеческую и природную реальности делало этический вопрос частным компонентом более общего вопроса о неуничтожимой и вечной основе всех существующих в мире вещей, в том числе и самого человека. Например, Фалес считал первоначалом и основой всех существующих в настоящий момент вещей и элементов воду, объясняя это тем обстоятельством, что вода является неотъемлемым элементом каждого живого существа. Признание воды первоначалом не следует понимать буквально: речь шла, скорее, о характеристиках воображаемого первовещества, делающих его схожим из ныне существующих элементов именно с водой.

Другое решение вопроса о первоначале вещей предлагал Анаксимандр. Утверждая, что ни один из основных элементов (вода, огонь, земля и воздух) не может переходить из одного в другой, он делал вполне логичный вывод, что первоначальной субстанцией может быть только вещество, не относящееся ни к одному из вышеперечисленных элементов. Такое вещество он гипотетически назвал апейрон (в пер с греч. – беспредельное). Именно из апейрона возникают конкретные вещи, существование которых ограничено – они возникают и, соответственно, должны будут рано или поздно исчезнуть. В этом по Анаксимандру и заключается принцип справедливости, приобретающий не только этическое, но и онтологическое значение, поскольку данный принцип координирует взаимоотношения не только между людьми, но и между неодушевленными предметами. Придание этическим категориям онтологического, а точнее космологического значения является характерным признаком именно раннеантичного периода развития этических учений.

Другой древнегреческий мыслитель Пифагор остался в памяти последующих поколений не только первооткрывателем пресловутой теоремы, но и создателем самого слова «философия». Мудрость, служащая единственным мерилом добродетели и морали для ранних греческих мыслителей, оказалась заменена «любовью к мудрости», т.е. особое нравственное значение приобрело не только достижение особого состояния, именуемого мудростью, но и готовность вообще идти по этому нелегкому пути. Основным понятием, роднящим этику и математику, для Пифагора было понятие гармонии, т.е. соответствия: человек должен испытывать в жизни такие же чувства, какие он сам причинил другим людям. Подобная симметричность свойственна как человеческим отношениям, так и равностороннему четырехугольнику (квадрату). Отсюда древнегреческий мыслитель делает вывод о необходимости изучения чисел и зависимости счастья как этической категории именно от полноты своего математического знания. Чем больше человек в состоянии понять о числах и числовых отношениях, тем больше у него шансов уравновесить свою собственную душевную жизнь, сделать ее устойчивой и гармоничной.

Кроме того, именно последователи Пифагора продемонстрировали на практике возможность воплощения декларируемых моральных принципов. Именно общины пифагорейцев служили для представителей иных философских направлений образцами совместного сосуществования друзей и единомышленников, объединенных общими интересами и устойчивыми межличностными связями. Система жизни пифагорейцев была подчинена многочисленным запретам, значимость которых была санкционирована авторитетом их духовного наставника. Сами по себе запреты выглядели несколько бессмысленными, но последователи Пифагора верили в то, что они олицетворяют собой гораздо более глубокие моральные нормы. Например, правило, запрещающее ворошить огонь ножом, в интерпретации сторонников пифагорейского учения выражало требование не раздражать пустыми высказываниями человека, находящегося в состоянии гнева. Наряду с соблюдением подобных эзотерических (рассчитанных на избранных) норм, распорядок пифагорейца включал в себя общение с мудрыми людьми, а также долгие прогулки в одиночестве, что должно было способствовать самостоятельному моральному совершенствованию послушника. Подобный мистицизм, как нетрудно заметить, не был изначально присущим греческой культуре явлением, поэтому основные положения пифагорейской этической системы берут свои истоки их восточных религиозно-мистических культов.

Наиболее развернутое обоснование принцип онтологического обоснования этики получил в работах древнегреческого философы Гераклита, прозванного «темным» сразу по двум причинам: во-первых, из-за пессимистического настроя своих произведений, а во-вторых, из-за малопонятности и многозначности своих текстов. Первоначалом Гераклит считает огонь, поскольку мир не является едиными неподвижным, а подобно огню, то исчезает, то возникает вновь – «огонь, собираясь воедино, порождает воздух, воздух – воду, вода – землю, затем происходит тот же самый цикл превращения в обратном порядке вплоть до огня, с которого началось превращение».1 Существование Вселенной прерывисто, а не постоянно, поэтому судьба человека, обреченного подчиняться колебаниям всемирного огня, непостоянна и печальна. Впрочем, колебания огня не являются произвольными, а подчиняются определенному закону, которому Гераклит дает название логос. Буквальным переводом этого термина на русский язык является «слово», но ряд побочных значений является гораздо более широким. Логос – не просто слово, которым человек обозначает тот или иной предмет, но слово божественного языка, которым этот предмет и создается. От этого первоначального значения в современном русском языке осталось название части речи – глагола, обозначающего совершение какого-либо действия.2 Логос обладает по отношению к единичным вещам безусловной законодательной силой, но каждый человек предпочитает жить самостоятельными интересами, не замечая божественного установления. Но именно существование отдельных и недостоверных мнений, противопоставляемых истине, которую и представляет собой Логос, является основной этической проблемой, поскольку служит разобщению людей, появлению у них обманчивого чувства собственной правоты. По образному выражению Гераклита, люди предпочитают довольствоваться грязью, не замечая чистой воды, плещущейся рядом. Заботясь о собственном теле, которое бренно и закончит свое существование вместе с затуханием мирового огня, человек упускает из виду то общее, которое роднит всех людей между собой и которое является вечным и неизменным – божественный Логос.

Из этого общетеоретического положения древнегреческий философ делает вполне конкретные выводы относительно полисной морали. Подобно тому, как Логос обладает способностью объединения душ отдельных людей, так и полис сплачивает людей. Именно поэтому этические требования и гражданские ценности полисного устройства не могут противоречить другу, ведь и те, и другие выражают стремление к единению и объединению. А.А. Гуссейнов, подводя итоги рассмотрению этической концепции Гераклита, выражает их в одном концентрированном выражении – «этика этого философа может быть представлена в виде силлогизма, где общей посылкой является идея логоса как единого, частной посылкой – утверждение об отступлении людей от этого закона, а выводом – требование восстановить разорванную связь с логосом, опираться на общее для всех».



Каталог: archive -> old.sgu.ru -> files -> nodes
nodes -> Физкультура и спорт issn 2071-8950 Физкультура
nodes -> Этика дискурса сформировалась в значительной степени под влиянием «прагматического поворота» и аналитической дискуссии в европейской философии XX века
nodes -> Темы контрольных работ по курсу «история античной философии»
nodes -> Лекции 4 часов, семинары 16 часов, сам работа часов, экзамен. Тема Парадигмы и концепции в философии науки
nodes -> Первая глава «Виртуальность современного общества: история и современность» состоит из двух параграфов, в которых
nodes -> На Ученом Совете философского факультета
nodes -> А. И. Аврус, А. П. Новиков От Хвалынска до Тамбова
nodes -> Вопросы к экзамену по дисциплине «Эстетика»
nodes -> Эстетика Темы контрольных работ для студентов заочного отделения философского факультета 5 курс, специальность «Философия»
nodes -> Темы контрольных работ по дисциплине «Социальное управление конфликтами» для студентов з/о, специальность «Философия»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница