«История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями



Скачать 291.41 Kb.
страница1/4
Дата14.04.2018
Размер291.41 Kb.
  1   2   3   4




Дьяченко В.И.
Марксистская теория общественно-экономических формаций
В «Немецкой идеологии» в разделе: « Выводы материалистического понимания истории: преемственность исторического процесса, превращение истории во всемирную историю, необходимость коммунистической революции» Маркс и Энгельс отмечали: «История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой - видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности».

В 1859 г. было опубликована работа Маркса «К критике политической экономии». Этот труд принадлежал к числу трех произведений, в которых, как отмечал Ленин, Маркс революционизировал политическую экономию.

Необходимо отметить, что это произведение было написано 10 лет спустя после европейских революций 1848-1849 гг. Как представляется, в нем была учтена ошибка в оценке уровня развития европейских производительных сил, которую допустили Маркс и Энгельс накануне революции. Они полагали, что капиталистический способ производства на европейском континенте исчерпал себя и, следовательно, грядет мировая пролетарская коммунистическая революция. Однако дальнейший ход истории показал, что революции в Европе окончательно сбросили лишь путы феодализма, что капиталистический способ производства еще не исчерпал всех своих возможностей. После революций производство во многих европейских государствах было значительно расширено в рамках капитализма.

С учетом этого Маркс уточнил закономерности развития общества через смену общественно-экономических формаций. Он подробно проанализировал структуру общества, показал, как соотносятся производительные силы и производственные отношения.

Маркс сформулировал понятия базиса и надстройки, показал, как они взаимодействуют.

Он пришел к выводу, что совокупность производственных отношений, как способ производства материальной жизни общества, составляет экономическую структуру общества. При этом им было выявлено, что отношения собственности выражают суть производственных отношений, что производственные отношения развиваются внутри отношений собственности. Вот как это выражено в предисловии, которое помещено в этой работе: «В общественном производстве своей жизни,- пишет Маркс,- люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.



На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением этого – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.

При рассмотрении таких переворотов следует всегда проводить различие между материальным переворотом в экономических условиях производства, который можно определить с естественнонаучной точностью, и юридическими, политическими, религиозными, художественными и философскими, словом идеологическими формами, в которых люди сознают этот конфликт и в которых ведут борьбу. Как об отдельном человеке не судят по тому, что он о себе думает, точно также нельзя судить о такой революционной эпохе по ее сознанию, наоборот это сознание следует объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями».

И вот далее Маркс формулирует весьма важный вывод, который коммунисты не должны забывать, и который, был, видимо, недооценен большевиками во главе с В.И. Лениным. Это вывод о предпосылках смены одной общественно-экономической формации другой. «Ни одна общественная формация не погибнет раньше, – указывает Маркс, – чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, высшие производственные отношения никогда не появятся раньше, чем созреют материальные условия их существования в лоне самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления».

Необходимо отметить, что в рассматриваемом произведении Маркс понятие «общество» употребляет в политэкономическом смысле.

Под обществом в политэкономическом значении в марксизме понимается исторически меняющаяся совокупность различных форм деятельности людей по производству своей жизни. И это производство носит общественный характер. При этом общественное производство включает в себя не только собственно производство материальных и нематериальных благ, но и воспроизводство человеческого вида, производство, распределение, обмен и потребление средств производства и средств существования общества и каждого индивида.

Юридическим выражением производственных отношений являются отношения собственности, внутри которых и развиваются производственные отношения.

Следует отметить, что под собственностью в политэкономическом смысле в марксизме понимаются исторически меняющиеся способы присвоения и отчуждения средств к жизни.

Реальный базис, то есть совокупность производственных отношений обусловливает политико-правовую и идеологическую надстройку, которая соответствует этим отношениям.

В свою очередь совокупность производственных отношений на том или ином историческом отрезке обусловлена определенной ступенью развития материальных производительных сил.

Что такое «материальные производительные силы»? Под материальными производительными силами в марксизме имеются в виду орудия производства или средства производства, технологии и люди их использующие. Основной производительной силой является человек, его физические и умственные способности, а также его культурно-нравственный уровень.

В приведенной ранее выдержке из работы Маркса он разъясняет:«Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще.

Заметим по ходу изложения, что в своих произведениях Маркс и Энгельс нередко использовали слово «духовный». В этой связи нужно отдать должное Сталину, который в «Экономических проблемах социализма в СССР» вместо слова «духовный» употреблял слово «культурно-нравственный». С этим вряд ли можно не согласиться, так как слово «духовный» носит религиозный окрас. Это слово использовали в своих произведениях Маркс и Энгельс, видимо, как стереотип, как отголосок прежнего, их до атеистического и до коммунистического мировоззрения.

Итак, в марксизме под материальными производительными силами понимаются физические и умственные способности людей, их культурно-нравственный уровень, а также культурно-нравственный уровень всего общества, уровень развития средств производства, орудий производства и технологий, которые используют люди при производстве своей жизни.




Каталог: texts
texts -> А. А. Андреев Педагогика высшей школы (Новый курс) Москва, 2002 ббк 74. 00 А 49
texts -> Культурно-историческая концепция и проблема субъективной самоинтерпретации в современной нарративной психологии
texts -> Лекции по эстетике. // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М. 1959. Т. Стр. 173-201. Ocr: А. Д
texts -> Вопросы к экзамену по курсу «эстетика»
texts -> Несколько реплик на пермскую культурную ситуацию
texts -> «философия общего дела» Н
texts -> Сборник подготовлен в рамках проекта нио книговедения ргб «Книжная культура России: история и современность»
texts -> Управление маркетингом


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница