Историописание риторической эпохи итальянского гуманизма



страница1/17
Дата04.06.2018
Размер0.59 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Иванова Ю.В.

ИГИТИ ГУ–ВШЭ
Историописание риторической эпохи итальянского гуманизма1
В настоящем разделе представлены источники, относимые к так называемой риторической эпохе в истории итальянского гуманистического движения. В историографии XX в. это обозначение закрепилось за периодом, наступившим после смерти Франческо Петрарки (в 1374 г.) и Джованни Боккаччо (в 1375 г.) и продолжавшимся приблизительно до 60-70-х гг. XV в. Основанием для периодизации в данном случае является общее состояние литературного языка. Ориентация на классическую, «цицероновскую» латынь (в противовес латыни средневековой – практикуемой в схоластической университетской среде и весьма далекой от языка античных римских авторов) впервые возникает у Петрарки как одна из важнейших составляющих культивируемого им интереса к studia humanitatis – кругу гуманитарных занятий, определявшему облик интеллектуальной культуры античности. Однако, если для Петрарки интерес к классическим авторам и стремление овладеть забытой в его время цицероновской латынью были лишь одной из составляющих его творческой практики, то его последователи, начиная от последних десятилетий XIV в., уже видели в восстановлении классического культурного наследия единственный легитимный способ существования современной им культуры. Реставрация классики подразумевала в первую очередь воспроизведение системы жанров античной литературы и совершенное овладение латинским языком, позволяющее подражать стилю виднейших писателей античности (Цицерона и Квинтилиана – в ораторских жанрах и в диалогах, Вергилия, Горация и Овидия – в поэзии, Тита Ливия, Тацита и Саллюстия – в исторических сочинениях). Важнейшей чертой самосознания представителей новой культуры является тотальная включенность в социальную и политическую жизнь (часто вопреки декларируемой, опять-таки в подражание античным авторам, прагматической незаинтересованности и приверженности «ученому досугу»). Вследствие того, что общественная жизнь сильнейших итальянских государств позднего Средневековья в целом носит гипертрофированно публичный характер (об этом свидетельствует хотя бы число выборных должностей в государственном аппарате и количество людей, вовлеченных в управление государством), риторическое мастерство становится важнейшим критерием компетентности политического деятеля. Литературная и гуманитарно-научная продукция представителей гуманистического движения оказывается всецело политически ангажированной; именно в этом контексте следует рассматривать такое важное событие истории интеллектуальной и политической культуры кон. XIV – сер. XV вв., как возникновение публицистики.

Основные черты гуманистической историографии XV в. таковы:



  1. дидактический характер исторического труда (взгляд на историю как на собрание назидательных примеров, имеющих первостепенное воспитательное значение);

  2. использование исторического изложения как средства конструирования новой общественной идентичности, отвечающей растущей мощи итальянских городов-государств;

  3. политическая ангажированность исторического повествования, понимание истории как источника политической мудрости;

  4. стягивание исторической перспективы к современности, с ее ценностями и задачами, даже в изложении хронологически удаленных событий;

  5. следование жанровым и стилистическим моделям, заимствованным из произведений античных классиков, вплоть до помещения в собственные сочинения пространных цитат из этих трудов;

  6. преобладание литературных и стилистических критериев в оценке исторического сочинения и работы историка;

  7. представление о зависимости собственно событийного содержания исторического текста от особенностей стиля изложения (несовершенный стиль историка лишает изложение ясности, а следовательно, делает событийное содержание недоступным читателю и приводит к его полному забвению).



Каталог: data
data -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница